Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

07.02.2019

Просветительское служение и исповеднический путь священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого

архим. Амвросий (Макар)

ОБЛОЖКА 2108_JAN_4Доклад на Международной научной конференции «Киевский митрополит сщмч. Владимир (Богоявленский) и начало гонений на Православную Церковь в ХХ веке» (Киево-Печерская Лавра, 7 – 8 февраля 2018 г.) — приводится в сокращении

Вся жизнь и служение священномученика Владимира (Богоявленского) (1848–1918) – это, действительно, очень великое и славное наследие Православной Церкви. Однако митрополит Владимир был славным не только тем, что он был единственным архиереем в истории Русской Церкви, который нес архипастырское служение на трех главных митрополичьих кафедрах – Московской, Санкт-Петербургской и Киевской, и стал первым архипастырем-мучеником, возглавившим великий сонм святых Новомучеников и Исповедников ХХ в. Но величие священномученика Владимира заключается и в том, что он был самым славным просветителем народа в это трудное время конца ХIХ – начала ХХ в., время распространения и внедрения идей марксизма и атеизма в обществе.

Митрополит Евлогий (Георгиевский) так характеризовал святителя: «Митрополит Владимир был старец чистейшей, прекрасной души. Застенчивый, непоказной, незлобивый, необыкновенно кроткий, он всегда безропотно принимал испытания, которые выпадали на его долю».

004С самых ранних лет будущий священномученик Владимир, Василий Богоявленский, сын благочестивого священника Никифора, который был «впоследствии также зверски убит», всем сердцем возлюбил просвещение, видя, как его не хватает в обществе. Поэтому, прежде всего, он всецело посвятил свою жизнь тщательному изучению православного богословия и духовного наследия Православной Церкви, начав учебу в Тамбовском духовном училище и затем в Тамбовской духовной семинарии. Эти годы стали для юного Василия настолько важными в его духовном возрастании, что он во время своего архипастырского служения с большой радостью возвращался мыслью к началу своего становления, вдохновляясь этой памятью, как свидетельствует об этом митрополит Евлогий (Георгиевский): «Он любил вспоминать детство, идеализировал семинарию, своих учителей».

И действительно, молодой Василий Богоявленский, исполненный жажды учебы, углубления духовного познания, прибывает в Киев и продолжает свою учебу в древнейшей богословской школе на Руси – в Киевской духовной академии, которую успешно оканчивает в 1874 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «О праве церковного отлучения». В академии, специализируясь на церковно-практическом отделении, Василий Богоявленский не остался в Киеве, а был направлен в родную Тамбовскую духовную семинарию, где он преподавал Священное Писание и другие предметы. Но на этом он не останавливался и параллельно преподавал в епархиальном женском училище и в женской гимназии.

Начало просветительской деятельности

Женившись и приняв сан священника в 1882 г., иерей Василий еще с большей силой продолжил свою просветительскую деятельность, став выдающимся проповедником. А в 1883 г. он становится настоятелем Троицкой церкви города Козлова и благочинным местных городских церквей. Здесь он вводит в приходскую практику внебогослужебные беседы как необходимое средство для утверждения и развития религиозного просвещения.

Не остановила молодого священника в развитии просветительского служения и скоропостижная смерть от чахотки его супруги и единственного ребенка в 1886 г., а наоборот, еще больше подтолкнула к поискам развития и внедрения в церковную жизнь просветительских начал. В этом же году он принимает монашеский постриг в Тамбовском Свято-Казанском Богородичном мужском монастыре с именем святого крестителя и просветителя Древней Руси, равноапостольного Киевского князя Владимира, которым в просветительском служении он будет еще больше вдохновляться и возрастать.

001В том же году, став настоятелем Новгородского монастыря Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1889 г. быв хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, владыка Владимир начал переносить свой опыт духовного просветителя из Тамбовской земли в Новгородскую землю, помогая престарелому Митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Финляндскому Исидору (Никольскому) управлять Новгородской епархией.

Посещая приходы епархии, епископ Владимир значительно оживил их жизнь: повышением образовательного уровня клириков, открытием церковных библиотек со списком обязательно необходимых книг и введением на приходах воскресных внебогослужебных бесед по вопросам веры и нравственности. Епископ Владимир в 1888–1889 гг. в Софийском соборе провел 18 бесед, посвященных религиозно-нравственному воспитанию детей, в которых участвовало городское духовенство и преподаватели Духовной семинарии. В 1890 г. он участвовал в открытии в Новгороде епархиальной публичной библиотеки и начал проводить религиозно-нравственные чтения в семинарии.

19 января 1891 г. владыка Владимир уже был назначен епископом Самарским. Он здесь также, как и в Новгородской епархии, прежде всего в своем служении много внимания уделяет духовному просвещению, развивая церковноприходские и воскресные школы, приходские библиотеки, увеличивая их число. Епископ Владимир также и здесь сразу вводит на приходах внебогослужебные собеседования и поочередно в разных храмах Самары проводит религиозно-нравственные чтения. Однако здесь владыка идет еще дальше, он уже в феврале 1892 г. в Самаре открывает религиозно-просветительское братство во имя свт. Алексия, митр. Московского, созывая любителей духовного просвещения на духовно-нравственные чтения в семинарии. А в городской думе он открывает еще и вечерние чтения религиозного содержания. В мае этого же года владыка Владимир в Самаре проводит общешкольный праздник в память равноапостольных Кирилла и Мефодия, на который собираются все учащие и учащиеся города.

Просветительское служение в Грузии

003Имея такой хороший опыт просветительского служения, владыка Владимир в том же 1892 г. становится архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии, с званием члена Святейшего Синода. Продолжая уделять и во время служения в Грузии максимальное внимание просветительской деятельности, архиепископ Владимир также и здесь вводит на приходах внебогослужебные собеседования и религиозно-нравственные чтения. И это Экзарх Грузии делает так тщательно, что за время своего шестилетнего служения на грузинской земле он открывает более 300 церковноприходских школ, подымая уровень преподавания в них. К тому же, в 1897 г. владыка Владимир учреждает епархиальное духовно-просветительское миссионерское братство, которое помогает ему объединять образованное духовенство и мирян Грузии, вовлекая их в эту широкую работу по просвещению общества.

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Владимир спешил вести и углублять эту непростую работу духовного просвещения грузинского общества, потому что в Грузии в 90-е годы ХIХ в., в связи с подъемом рабочего движения через проникновение социал-демократического движения рабочих Западной Европы, создается почва для введения грузинской интеллигенцией в жизнь местного общества идей научного коммунизма и создания мощного марксистского движения. Под влиянием плехановской группы «Освобождения труда» возникла первая марксистская организация «Месаме-даси» («Третья группа»), и научный социализм становится господствующим идейным течением грузинской общественно-политической мысли.

В такой сложной общественной обстановке архиепископ Владимир (Богоявленский) не только старался развивать и расширять духовное просвещение в грузинском обществе, но и укреплять, утверждать саму жизнь Церкви, делая жизнь верующих добродетельной, сияющей светом Христовой истины. Особенно много внимания владыка уделял жизни духовных школ. В 1894 г. он открыл Кутаисскую духовную семинарию, но больше всего архиепископ трудился над духовным укреплением жизни и служения Тифлисской семинарии, которая особенно страдала от активного проникновения в студенческую среду революционных и националистических идей.

Конечно, Высокопреосвященнейший Владимир много сделал для духовного утверждения Тифлисской семинарии, но именно эта духовная твердость семинарской жизни ополчала ее врагов против него. К тому же, марксистское движение, возрастая и утверждаясь в грузинском обществе, все более и более захватывало не только грузинскую молодежь вообще, но и некоторых студентов семинарии, которые, интересуясь марксизмом, посещали социал-демократические кружки, заражаясь вольнодумством и произволом. Для таких студентов сама семинария, ее жизнь и дисциплина становились чуждыми и противными, а руководители ее воспринимались ими как надзиратели, несмотря на то, что они были благостными, а некоторые из них впоследствии даже были прославлены в лике святых, как, например, ставший в 1897 г. инспектором иеромонах Димитрий (князь Абашидзе), в схиме Антоний (1867–1942) – схиархиепископ Таврический и Симферопольский, преподобноисповедник, который в 2011 г. был причислен к лику преподобных местночтимых святых Киевской епархии. В 1894 г. в Тифлисскую семинарию поступил Иосиф Джугашвили, будущий глава СССР Сталин, который, подружившись с учащимися, посещавшими кружки социал-демократов, стал утверждаться в марксизме и атеизме, став в 1898 г. членом «Месаме-даси». На последнем году обучения, в 1899 г., Иосиф Джугашвили был исключён.

Для архиепископа Карталинского и Кахетинского Владимира эти годы трудного служения становятся исповедническим путем, потому что общество Российской империи, охваченное марксистским движением, утверждаясь в свободомыслии и атеизме, не воспринимает Церковь и становится ей в оппозицию. И поэтому ненависть к Экзарху Грузии, такому великому светильнику Церкви, все возрастала и возрастала: писались в Синод многочисленные жалобы на святителя, полные клеветы и наветов. Как свидетельствуют современники, «нестяжательность, простота, всем известное трудолюбие, исправность во всем, даже, и по преимуществу, иноческое целомудрие, – все в экзархе подвергалось заподозриванию и всевозможным клеветническим доносам».

Просветительские труды на Московской кафедре

011-221 февраля 1898 г. архиепископ Владимир возводится в сан митрополита и назначается на Московскую кафедру. Митрополит Владимир прибывает в Москву с богатейшим опытом архиерейского служения и просветительской деятельности. Прежде всего, в Москве святитель Владимир упорядочивает работу внебогослужебных собеседований. Для того, чтобы они хорошо работали, он в 1899 г. создает координирующий Комитет по устройству внебогослужебных собеседований в Московской епархии. Митрополит Владимир особый акцент ставит на религиозно-просветительских и назидательных чтениях для народа, для детей, для учащихся школ, для рабочих, для интеллигенции. В 1902 г. в Москве в здании Исторического музея на Красной площади начинают проводиться пользовавшиеся популярностью общеобразовательные курсы для рабочих, а в 1903 г. открывается епархиальный дом с храмом во имя равноап. кн. Владимира для непрерывного преподавания народу православного христианского учения, который становится центром просветительской и миссионерской деятельности в епархии. В феврале 1905 г. Святейший Синод издает постановление о необходимости повсеместного введения религиозно-нравственных бесед с рабочими, «представляющими из себя массу, склонную под влиянием злонамеренных лиц воспринимать ложные экономические учения и антиправительственные идеи». Святитель Владимир особенное внимание уделяет молодежному духовному просвещению. В 1907 г. в епархиальном доме начинает действовать молодежный Златоустовский религиозно-философский кружок, который помогает учащейся молодежи познавать христианские истины и духовное наследие Православной Церкви.

Поддерживал владыка Владимир широко известную деятельность московских пастырей-духовников о. Валентина Амфитеатрова, о. Алексия Мечева, а также приезжавших в Москву о. Иоанна Кронштадтского, оптинских старцев отцов Анатолия (Зерцалова), Варсонофия (Плиханкова), поддерживал издание «Троицких листков» в Троице-Сергиевой Лавре. Но особенно важной для святителя была проповедь и христианизация московской аристократии и интеллигенции. Заботами митрополита Владимира в Москве организуются аристократические салоны, которые становятся для высшего сословия средоточием религиозной мысли.

Много внимания Владыка уделял духовным учебным заведениям, учредил женские богословские курсы, женское епархиальное училище, курсы для преподавателей церковноприходских школ, ежегодные миссионерские курсы для духовенства, учредил Московский епархиальный миссионерский совет, миссионерское братство. Так широко митрополит Владимир вел просветительскую деятельность, потому что прекрасно знал русское общество, подверженное мощному влиянию марксистских идей, понимал, что оно нуждалось в скором и непременном христианском просвещении. Поэтому перед святителем стояла одна из наиболее важных миссионерских задач в его непростое время: борьба с распространением социалистических и революционных идей, которые он критиковал с христианской и научной точек зрения.

Освящая придел св. Иоанна Воина в церкви Живоначальной Троицы на Капельках 28 декабря 1908 г., Высокопреосвященнейший Владимир в своем слове «О причинах безцерковья» указывает на четыре причины печального недуга охлаждения к храмам: незнание предметов веры, недостаток религиозного чувства, господствующий дух неверия и господствующую страсть к чувственным наслаждениям. Поэтому время 14-тилетнего служения митрополита Владимира (Богоявленского) на Московской кафедре было труднейшим временем борьбы с распространившимся в обществе пренебрежением верой и духовной жизнью и погружением в плотскую жизнь. Митрополит Владимир (Иким), характеризуя время служения святителя Владимира в Москве, подчеркивает: «Но Москва конца ХIХ – начала XX века являлась уже не хранительницей святорусского благочестия, а одним из главных очагов революционной чумы. […] Как много в тогдашней России было семейств (особенно интеллигентных), где родители, зараженные безбожным вольнодумством, прививали этот смертоносный яд собственным детям, готовя гибель их душам». Сам святитель Владимир (Богоявленский) в своем слове 5 июля 1909 г. в Троице-Сергиевой Лавре, в день открытия I-го Всероссийского иноческого съезда, восклицает: «Море неверия и нечестия затопило весь христианский мир. […] Братие христиане! Хорошо просвещение, приятны успехи гражданственности, коими гордится наш век, но страшно становится за русский народ наш, когда видим, как он все глубже и глубже погружается в жизнь чувственную. […] Наша народная сила возникла от святых корней. Дадим ли ложному просвещению и обаятельному влиянию чувственного мира лишить нас этой силы, обездушить нас?»

Владыка Владимир, рассуждая о трудностях воспитания детей в его время, обращает внимание на глубокий упадок нравственности в современном ему обществе: «Посмотрим теперь, не заключается ли причина неблагонравия и нравственной испорченности нашего юношества главным образом в испорченности духа нашего времени? Многие из родителей так действительно и думают, говоря: “Да времена-то наши стали далеко не таковы, как прежде. Прежде, когда мы были молодыми, все было совсем другое, тогда и родители имели более весу и пользовались большим доверием и почтением”. Нельзя не согласиться с тем, что в этом есть значительная доля правды. К сожалению, настоящее время действительно таково и господствующий дух нашего времени есть дух какого-то противления, произвола и самочиния. Ни власть родительская, ни власть церковная, ни власть гражданская – ничто не сохранило у нас своей обязательной силы и значения. Утрачен авторитет старших, родителей и светского начальства, подорвано доверие к пастырям и учителям. Что этот недобрый дух времени оказывает свое растлевающее влияние преимущественно на детей и на подрастающее поколение – это факт очевидный и не подлежащий ни малейшему сомнению». А в докладе на собрании религиозно-просветительных и патриотических организаций г. Москвы 2 апреля 1912 г. митрополит Владимир прямо говорит о распространяющемся в обществе атеизме: «Мы собрались сейчас выслушать речь о доказательствах бытия Божия. Все вы знаете, что в настоящее время, при усилившемся социал-демократическом материалистическом движении, возгоралась борьба не только против Церкви и против христианства, но и против Самого Бога. Есть ли живой Бог, или нет никакого Бога?»

Подымая вопрос праздника и семьи как священного установления Божия, святитель указывает, к чему приводит атеизм человека: «Но великий и тяжкий недуг нашего времени состоит в том, что многие не имеют уже уха для голоса души своей, что материализм, который отвергает бытие души, низвел человека на степень животнаго, так что он, как животное, имеет способность чувствовать только потребность тела. Вот где конечная причина великаго безверия и безцерковия, причина непочитания праздников, пренебрежения таинствами и Божественным Словом. При таком настроении человек думает только о телесной пище и питье, о работе и покое и, если он в продолжение будних дней находился в положении вьючнаго животнаго, то с наступлением праздника он старается вознаградить себя каким-нибудь удовольствием, давая полный простор своей господствующей страсти. Всякое высшее, идеальное стремление, всякий размах души для него чужд и недоступен. Человек теряет способность возводить взор свой горе, теряет веру и всякую надежду на будущую жизнь; он всецело погружается в земное и делается машиною, которая до тех только пор движет механическое его жизненное колесо, пока смерть не остановит этого движения. Тогда конец; всему!.. Но еще всему ли?» – и затем добавляет, – «Когда исчезает из дома Дух Христов, тогда входят в него все злые духи, и дом этот перестает быть местом радости и отдохновения для тех, коих Сам Бог сочетал, – тогда разрываются все связи единения, тогда обнаруживаются явления, о которых ежедневно приходится читать в газетах: частые разводы между мужем и женою вследствие ссор и разнаго рода внутренних безпорядков, гражданские браки, семейныя убийства и самоубийства и другия мрачныя картины, которые, как громовая молния, освещают темный горизонт нашей народной жизни и показывают, куда придем мы, если наше общество будет идти далее по этой скользкой покатости. Жалобы на развращение и одичание юношества, на умножение юношеских и детских преступлений, на непокорность и неповиновение подчиненных начальству, на недовольство во всех классах – суть ясные свидетельства о разложении и упадке семейной жизни».

Рассуждая о предложении социал-демократов об отмене частной собственности, митрополит Владимир прямо пророчествует о разложении личности при введении такого закона, и это затем люди увидели в социалистическом обществе: «По его учению, всякое обладание землею должно принадлежать всем в одинаковой мере. Частной отдельной собственности не должно быть ни у кого, но плоды этих благ и трудов должны быть разделяемы между всеми поровну. Это учение называется коммунизмом. Цель этого учения та, чтобы отменить всякую частную собственность, ввести всеобщее владение землею и хозяйством и равномерный дележ плодов его. Но куда, братие, ведет такое учение? Если бы все блага земли были в общественном распоряжении и общее было обрабатывание земли, тогда немыслимо было бы хорошее и правильное хозяйство, ибо каждый стал бы избегать труда и слагать его на других; каждый стал бы надеяться на другого, естественная леность и праздность достигли бы тогда высшего своего развития, и ослабела бы охота к труду, так как личный труд никому не приносил бы особенной пользы. Равным образом не могло бы быть порядка при управлении и распоряжении общественным имуществом, и вечные происходили бы недоумения и замешательства, если бы каждый заботился о всем и о всех. Это всеобщее владение представило бы особенно широкое поле спорам и несогласию. […] Тогда род человеческий представил бы из себя печальную арену ссор, распрей и ужасных мятежей. Таким образом, учение о коммунизме неминуемо привело бы к величайшему вреду и погибели людей, если бы оно было осуществлено на деле».

Это критическое отношение, прямое обличение и указание на абсурдность коммунистических идей в словах митрополита Владимира воспевается в богослужебных текстах стихиры вечерни на Господи воззвах Службы священномученику Владимиру (Богоявленскому), митрополиту Киевскому: «Да рaдуется земля московская, прославляющи богомyдраго святителя Владимира, той бо во дни рaспрей и нестроeний дух мятeжный века сего обличи, ко богоустроeнию и миру призывaя». Однако мир, склоняясь к либерализму и утверждаясь в коммунистических идеях, не мог спокойно и мирно воспринимать обличения святителя и все больше и больше ополчался против него.

Митрополит Санкт-Петербургский (Петроградский) – исповеднический путь

005Враждебное настроение социал-демократов против святителя Владимира проявилось и возросло с особенной силой, когда он стал митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским (после переименования С.-Петербурга в Петроград с 19 августа 1914 г. титуловался «Петроградским и Ладожским»), священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода. Простившись с московской паствой, со всеми, кто тесно сотрудничал со святителем в его широком архипастырском служении и, прежде всего, в просветительской деятельности, митрополит Владимир прибыл в столицу Российской империи не только с огромным опытом служения, но и с прекрасным пониманием возрастающих трудностей, и особенно в продолжении просветительских трудов. Еще в Москве, когда владыка покидал город, переселяясь в Петербург, либеральная пресса начала критиковать личность митрополита, представляя его несправедливым, самовластным и суровым иерархом. Потому что простота и твердость в действиях и жизни владыки были настолько яркими и непреложными, что либеральные и революционные круги российского общества, видя непоколебимость, бескомпромиссность владыки просто раздражались и восставали против него. И действительно, по воспоминаниям современников, митрополит Владимир «был человек необычайного смирения и скромности, вместе с тем, необычайной силы духа. В течение многих лет он был первенствующим иерархом не только по своему общественному положению, но и по тем высоким качествам духа, коими он ярко выделялся среди всех других русских архиереев».

Таким образом, трехлетнее пребывание митрополита Владимира на столичной кафедре в это предреволюционное время роста антимонархических и радикалистских настроений в народных массах было периодом сильных нападок на него стороны очень возбужденного общественного мнения. Это время было настолько сложным, что даже церковные деятели критиковали святителя за его отрешенность и невовлеченность в бурное состояние общества. Так, например, протопресвитер Георгий Шавельский, бывший членом Синода в предреволюционные годы, критикуя первенствующего члена Святейшего синода, говорил: «Благочестивый и скромный, добрый, простой, честный и прямой – он однако совсем не подходил для своего поста. Ему не доставало нужного ума и широты взгляда, быстрой сообразительности и необходимой деловитости. Для какой-либо провинциальной кафедры он оказался бы весьма достойным архипастырем, но в вожди Русской Церкви, да ещё в столь бурное время, он совершенно не годился: для этого ему не хватало и авторитета, и кругозора, и такта, и даже ловкости. […] Нужен был совсем иной кормчий для Церкви и Синода».

Однако святитель Владимир не сходил с принятого им пути бескомпромиссности и твердости в своем архипастырском служении, идя, воистину, исповедническим путем, будучи всегда готовым претерпеть и пострадать за Истину – Самого Господа Иисуса Христа, за Его святую Церковь. Об этом прекрасно сказал митрополит Антоний (Храповицкий) в своем слове в адрес митрополита Владимира, уступавшего место первенствующего архиерея митрополиту Тихону, новопоставленному Патриарху: «В то время, как другие совершенно изолгались и постоянно изменяли своим убеждениям, митрополит Владимир не боялся говорить “правду царям” и не “с улыбкой”, как наш старинный поэт, но со слезами, сознательно подвергая себя огорчениям и страданиям, и в то же время претерпевая все житейские скорби со смирением и с величайшей твердостью души. Да, это был живой пример нашим владыкам, часто в последние годы переживавшим борьбу между правдой и выгодой, между совестью и честью от людей, – пример тому, как должно предпочитать первое второму!»

Таким митрополит Владимир был всегда, в том числе и на личной аудиенции у Императора Николая II, «на которой высказал протест против произвольных перемещений архиереев и влияния на внутрицерковную жизнь посторонних лиц, в частности Г. Е. Распутина». После этой встречи отношения святителя с императором и императрицей св. Александрой Федоровной охладели и положение митрополита Владимира усложнилось. Это владыка Владимир уже предвидел перед своим переездом в Санкт-Петербург, когда он молился у святынь древнего Новгорода, и на вопрос епископа Новгородского, о чем он так скорбит, владыка ответил: «Я привык бывать там в качестве гостя, но я человек не этикетный, могу не прийтись там “ко двору”; там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости».

Митрополит Киевский – мученическая кончина

00223 ноября 1915 г. митрополит Владимир был переведен в Киев, на место скончавшегося митр. Флавиана (Городецкого), с сохранением статуса первенствующего члена Синода. Однако, простившись с петроградским  духовенством в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви, владыка Владимир довольно таки часто возвращался в Петроград, чтобы работать в Синоде, как первоприсутствующий в нем. И так часто он уезжал в Петроград, что за время управления Киевской епархией он провел в Киеве едва несколько месяцев, потому что видел, как важно ему, кроткому и смиренному архипастырю, пребывать в среде епископов в те бурные предреволюционные годы.

И хотя в Киеве у него было также много работы, поскольку там было много нестроений и паства ждала своего архипастыря, митрополит Киевский и Галицкий Владимир трудился в Святейшем Синоде в Петербурге. Особенно это было важным в 1917 г. Уже во время Февральской революции 1917 г. святитель прилагает все усилия, чтобы помочь Церкви спокойно перенести государственные изменения и преобразования. После прихода к власти Временного правительства владыка Владимир, переживая трудности отношений с государственной властью в Петербурге и напряжения, связанные с движением за независимость Украинской Церкви в Киеве, трудился над подготовкой проведения Поместного Собора Русской Православной Церкви. В связи с нестроениями в государстве митрополит Владимир в Киеве в начале августа 1917 г. обращается к народу со своим архипастырским посланием и говорит: «Великое несчастие нашего времени – более всего в том, что считают высшим достоинством быть либеральными в вопросах веры и нравственности… Многие находят особую заслугу в том, чтобы вселить в души русских людей такое либеральное отношение к вере и нравственности. Против свободы веры и совести никто не возражает. Но не нужно забывать, что христианская вера не есть человеческое измышление, а божественные глаголы, и не может она изменяться сообразно с человеческими понятиями, и если человеческие убеждения стоят в противоречии с божественными истинами, то разумно ли придавать значение этим убеждениям, считать их правильными и руководствоваться ими в жизни? Мы, конечно, должны терпеть и несогласных с нами, и даже явно заблуждающихся, относиться к ним снисходительно, но от заблуждений их должны отвращаться и с заблуждениями бороться и доказывать их несостоятельность. Это должны считать своим долгом и пастыри христианской Церкви, и истинные последователи Христова учения».

15 августа служением Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, избравший Митрополита Киевского и Галицкого Владимира почетным председателем. Но большевистская октябрьская социалистическая революция, принесшая в страну ужасные нестроения и гонения на Церковь, не только служение святителя Киевского Владимира не расстроила, а наоборот, сплотила его и направила на мученическое перенесение борьбы безбожной власти с Церковью.

21 ноября 1917 г. митрополит Киевский и Галицкий Владимир в своей речи Святейшему Патриарху Тихону в день восшествия его на Патриарший Престол Всероссийской Православной Церкви говорил: «Сколько прозорливости требуется от церковного вождя! А какия большия силы духовных разбойников: атеистов, материалистов, социалистов и т.п., стоят на пути Святой Церкви Христовой! Не они-ли употребляют всю свою мощь для того, чтобы препятствовать развитию святого церковного дела? Сколько, следовательно, предусмотрительности требуется от церковного кормчаго. Да и на самом корабле церковном есть ведь и такие корабельщики, которые вступают в заговор с противниками Церкви Христовой. И в мирное время трудно управлять церковным кораблем, а в наше время… это – страшное для Церкви время! Положение ея ужасно. К настоящему положению нашей Церкви можно применить такое же сравнение, какое сделал в свое время Святой Василий Великий в отношении Церкви Вселенской. Он уподобил ее морской битве темною ночью во время страшной бури. Но да не смущается сердце твое, Святейший Патриарх. Не ужасайся этих врагов Святой Божией Церкви. Ведь ты не один и не беспомощен. С тобою Тот, Кто указал тебе быть Патриархом, с тобою Заступница наша Матерь Божия, с тобою святые митрополиты Московские и всея России – Петр, Алексий, Иона и Филипп и святый Патриарх Ермоген, нетленные мощи коих почивают в сем святом храме».

После этой речи, понимая, как безбожная власть реагирует на такие высказывания, святитель утверждал: «Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею». 7 января 1918 г. в Киеве начал работу Всеукраинский церковный Собор. Однако, уже 19 января 1918 г. работа Собора была прервана из-за приближения к Киеву Красной Армии. Вечером 23 января большевики овладели Киево-Печерской Лаврой, где в то время находился митрополит Владимир, не раз оказывавшийся под обстрелом, вместе с братией, с которой святитель служил молебны, читал акафисты. Солдаты, занявшие Лавру, грабили помещения, глумились над монастырскими святынями и насельниками.

00825 января вечером в Лавру пришло пять вооружённых солдат во главе с матросом за митрополитом Владимиром. Митрополит Евлогий (Георгиевский), описывая со слов очевидцев, как был взят ими святитель, пишет следующее: «Матросы ворвались в его квартиру, отпихнули старика-келейника, пригрозив ему револьвером, – и бросились в спальню. Там они оставались около двух часов. Что в спальне происходило, неизвестно. Потом они вывели владыку Владимира и направились с ним к черному ходу. «Прощай, Иван…» – успел сказать келейнику митрополит». По-видимому, взявшие владыку солдаты, за время пребывания с ним в его кельи, обвинили святителя за его отрицательные отзывы к большевикам, и вынесли смертный приговор. Описывает свидетельство одного случайного очевидца мученической кончины митрополита Владимира протоиерей Федор Титов: «Убийцы привезли последнего к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик спросил: «Что, вы здесь хотите меня расстрелять?» «А что же, церемониться с тобою?» – был ответ. Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Только поскорее». Тогда митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи! Прости мои согрешения – вольныя и невольныя, и прими дух мой с миром». Потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». И после этого, когда митрополит еще не успел опустить рук, послышалось четыре выстрела, и митрополит упал. Тогда убийцы подошли к митрополиту и еще в лежащего сделали несколько выстрелов…». Помимо огнестрельных ран на теле митрополита-мученика было найдено множество колотых».

006Так был замучен безбожниками митрополит Киевский и Галицкий Владимир, первый архиерей-новомученик Православной Церкви ХХ века, всю жизнь стремившийся просвещать народ истинами Христова Евангелия, чтобы отвести его от участи, куда его вели большевики-атеисты. Однако, если святитель не смог предотвратить наступающую волну безбожного преобразования общества просветительской деятельностью, он смог стать первым архипастырем-новомучеником, возглавив славный сонм святых Новомучеников и Исповедников, молившихся о преодолении атеистического режима и давших нам новое время возрождения Церкви и духовного просвещения общества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: