Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

28.03.2022

Новые росписи Успенского собора Киево-Печерской Лавры: опыт исторической реконструкции (часть 3)

Кондратюк А. Ю.

012Статья в сокращении, часть 3 (начало: часть 1, часть 2)

Резной декор иконостаса Успенского собора, как это было типично для искусства украинского барокко, отличается изысканностью. Среди элементов резьбы – виноградные гроздья, розы, листья аканта и другие растительные мотивы.

Всего для центрального иконостаса было написано 93 иконы. Чаще всего одну икону писало несколько мастеров. При этом была использована древняя технология темперной живописи с дописыванием маслом. Образцами для воспроизведения икон служили сохранившиеся в музеях Украины произведения XVII – XVIII в. – иконы и гравюры, в частности, как уже было отмечено, копировались оригинальные иконы иконостаса Успенского собора из собрания Национального художественного музея Украины.

001-2В интерьере Успенского собора в северо-западной части, рядом с приделом св. первомч. Стефана находится  церковь св. Иоанна Предтечи, воспроизведенная в формах древнерусской архитектуры. Это небольшой четырехстолбный крестовокупольный храм. Каминная кладка имитирует кладку opus mixtum, характерную для византийской и древнерусской архитектуры. Внутри, как и снаружи, стены храма неоштукатурены.

Вместо великого многоярусного иконостаса, типичного для украинского искусства эпохи барокко, в этом храме установлена мраморная алтарная перегородка. Ее образуют несколько колонн, держащих антаблемент. Основания колонн – прямоугольные столбики, украшенные резным орнаментом в византийском стиле. Капители колонн и антаблемент также декорированы резьбой.

По обеим сторонам царских врат размещены иконы Христа Вседержителя и Богородицы, выполненные в “византийском” стиле. Христос и Пресвятая Дева представлены на престолах, что придает образам больше торжествености.

003На первом этаже в северной части находится придел св. архид. Стефана. Здесь установлен небольшой двухъярусный иконостас в стиле украинского барокко. Центральный наместный ряд с иконами большого размера отделен карнизами от нижнего поднаместного и икон верхнего яруса. Нижний карниз узкий и плоский, он несколько выступает вперед над цоколем и опирается на столбики, украшенные декоративной резьбой. Верхний карниз широк, декорирован величественным резным антаблементом.

В наместном ряду – традиционные образы Христа Вседержителя и Богоматери. Вторая икона слева от царских врат – образ св. архид. Стефана, которому посвящен придел. Св. Стефан изображен в виде юноши в нарядной диаконской одежде, которая подобна одежде украинских диаконов XVII – XVIII вв. В левой руке он держит пальмовую ветвь – символ мученичества. Этот святой за проповедь Слова Божия принял мученическую смерть – был убит камнями.

На северных диаконских вратах представлен священномученик Корнилий сотник – этот святой первый из язычников принял крещение от св. апостола Петра. Св. Корнилий изображен в виде пожилого мужчины в епископском наряде с пастырским жезлом – патерицею. Десница приподнята в благословляющем жесте.

Слева от северных диаконских врат в наместном ряду представлен образ св. Феклы – равноапостольной первомученицы, обращенной в христианство самим св. апостолом Павлом.

На южных диаконских вратах представлен ветхозаветный мученик Авель – первый из рожденных на земле, невинно убиенный своим родным братом Каином. Он изображен в виде юноши в античном наряде – хитоне и гиматии. Левая рука прижата к груди. Вверху – изображение Всевидящего Ока, символа Св. Троицы в ореоле лучей света.

В верхнем ярусе иконостаса над царскими вратами находятся иконы на темы мученичества известных христианских святых. По центру – сцена избиения св. Стефана камнями. Слева – сцены пыток наиболее почитаемых в Украине христианских мучениц. Среди них святые Агафья, Варвара и Екатерина. Справа – свв. мчч. Феодор Стратилат, Артемий, Федор Тирон, Димитрий, Георгий и Евстафий Плакида, подвергающиеся разным пыткам. Увенчан иконостас иконой Воскресшего Спасителя, помещенной в овальный резной картуш. Господа окружают Небесные Силы – ангелы разных чинов. Декоративное обрамление картуша оформлено в виде лучей света.

На первом этаже в южной части Успенского собора находится придел св. ап. Иоанна Богослова. Иконостас здесь по структуре подобен иконостасу Стефановского придела. Иконы были выполнены Алексеем Григоровым, Андреем Гончаром, Максимом Стороженко.

002На втором этаже в южной части хоров находится придел св. ап. Андрея Первозванного. Здесь установлен небольшой двухъярусный иконостас, включающий наместный, цокольный (антепендиум) и страстной ряды.

Центральный наместный ряд с иконами большого размера отделен карнизами нижнего поднаместного ряда и икон верхнего яруса. Нижний карниз узкий и плоский, несколько выступает вперед над цоколем и опирается на резные. Верхний карниз широкий, декорирован резным антаблементом.

Изображение св. ап. Андрея представлено в наместной иконе справа от царских врат. Он изображен как седобородый старец со своим главным атрибутом – крестом в виде буквы “Х” (“Андреевским крестом”).

В иконостасе в этом приделе представлены также сцены мученической смерти апостолов. В частности, сцена привязывания св. Андрея к кресту изображена на иконе верхнего яруса в правой части над южными диаконскими вратами.

001На диаконских вратах помещены образы свв. мучеников – благоверных князей Бориса и Глеба, сыновей великого князя Киевского Владимира. Образ самого св. Владимира – это вторая икона слева от северных диаконских врат в наместном ряду.

В верхнем ярусе над царскими вратами представлена икона «Распятие», по обе стороны расположены иконы на темы мученичества св. ап. Андрея и св. ап. Петра. Эти иконы большого размера и имеют вычурную форму.

Вертикальные членения иконостаса образованы рядом полуколонн, которые расположены друг над другом. В антепендиуме эти полуколонны простые прямоугольные с накладными резными украшениями. В наместном ряду и верхнем ярусе они изящные, с ажурной резьбой. Увенчан иконостас фигурой св. ап. Андрея.

На втором этаже в северной части хоров находится Преображенский придел. Здесь установлен небольшой двухъярусный иконостас, включающий наместный, цокольный и пророческий ряды.

001-2Центральный наместный ряд с иконами большого размера отделен карнизами от нижнего и икон верхнего яруса. Нижний карниз узкий и плоский, он выступает вперед над цоколем и опирается на резные консоли – столбики с изогнутыми ножками. Верхний карниз – широкий, декорированный резным антаблементом.

В наместном ряду – традиционные образы Христа Вседержителя и Богоматери. Вторая икона слева от царских врат – образ праздника Преображения Господня, которому посвящен придел. Над царскими вратами – небольшая икона “Положение Христа во гроб”.

На северных диаконских вратах представлен образ благоразумного разбойника, распятого вместе с Иисусом. Он изображен в гиматии, наброшенном на обнаженное тело, с деревянным крестом в правой руке и свитком в опущенной левой руке. На южных диаконских вратах – образ св. апостола Петра, изображенного в виде седобородого старца. Правой рукой прижимает к груди связку ключей, левой рукой поддерживает книгу.

Вверху, справа над диаконскими вратами расположена небольшая икона вычурной формы «Огненное восхождение пророка Илии». Изображена огненная колесница с пророком. С его плеч падает милоть (плащ). В нижней части – ученик св. Илии пророк Елисей, который подхватывает милоть и вместе с нею получает пророческий дар.

Слева от диаконских врат в наместном ряду – сложная аллегорическая композиция “Благословите древо, иже бысть правда”, выполненная в соответствии с наставлениями барочной эстетики и поэтики. Изображен деревянный крест, стоящий на облаках. В верхней части – образ Спаса Нерукотворного. Под ним – изображение Св. Духа в виде голубя в ореоле лучей света. Вверху – Всевидящее Око в виде золотого треугольника в сиянии лучей света – символическое изображение Бога Отца. По обе стороны креста, в овальных медальонах – орудие Страстей Христовых. Под этой сложной композицией, в цокольном ряду иконостаса – небольшая икона «Несение креста», продолжающая страстную тематику.

В верхнем ярусе над царскими вратами – икона «Посылание учеников на проповедь», представляющая Христа и двенадцать апостолов. Это уменьшенная копия композиции стенописи Троицкой надвратной церкви 20-30-х гг. XVIII в.

Справа, в этом же ряду – образ св. прор. Моисея, слева – изображение св. прор. Аарона. Эти иконы большого размера и имеют вычурную форму. В этом же ярусе по обе стороны царских врат – позолоченные скульптурные изображения херувимов.

Увенчан иконостас композицией, которая представляет сюжет Преображения Господня. В центре – фигура Христа, с обеих сторон – обращенные к Нему пророки Моисей и Илия. Ниже – фигуры апостолов Петра и Иакова (справа) и Иоанна (слева), представленные в динамичных позах.

В северной части трансепта Успенского собора в отдельном киоте находится образ Пресвятой Богородицы «Державной Киевской»: Дева Мария представлена на Престоле, на коленях Она держит Младенца Иисуса. Икона была написана в 2004 г. по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви (+2014).

Кондратюк А. Ю. (Киев), к. иск.,

начальник научно-исследовательского отдела изучения художественного наследия Национального заповедника «Киево-Печерская лавра»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: