Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

11.02.2022

Новые росписи Успенского собора Киево-Печерской Лавры: опыт исторической реконструкции (часть 2)

Кондратюк А. Ю.

Статья в сокращении, часть 2 (начало: часть 1)

Обращаясь к исторической реконструкции барочной живописи, исполнители проекта, безусловно, не имели в виду буквальное «возвращение к прошлому». Ведь творчество каждого художника индивидуально и неповторимо, и художник всегда при этом является сыном своего времени. Творчество исполнителей стенописи XVIII в. лаврской Троицкой надвратной церкви носило коллективный характер: этот ансамбль – памятник деятельности всей мастерской. Это не приводило к «обезличению» творческих индивидуальностей, но «индивидуальное» было подчинено общему замыслу. Исполнители же новой стенописи Успенского собора – мастера с академическим образованием, каждый из них – яркая творческая личность. Отсюда наличие в новой росписи Успенского собора выразительных живописных «почерков». В отдельных случаях индивидуальные манеры даже «диссонируют» с общей концепцией: не все мастера в равной степени сумели «проникнуться» стилистикой барокко, значительное количество композиций исполнено в академической традиции.

Едва ли не «самыми барочными» в системе росписей храма является цикл больших композиций, представляющих Вселенские Соборы (размещенные на стенах центрального нефа и трансепта). Привлекают внимание также композиции на апокалипсические сюжеты на сводах трансепта. Очевидно, что они перекликаются и даже стилистически близки к композициям Троицкой церкви на темы Откровения.

Значительное количество небольших композиций храма на ветхозаветные сюжеты – почти точные копии аналогичных изображений Троицкой церкви. Это, в частности, «Валаамова ослица», «Иосифовы сны», «Обет Господень Аврааму» и другие. Определенный «станковизм» этих изображений и тщательная разработка деталей – характерные признаки стиля лаврской живописной эпохи барокко. В этих случаях мастерам новой стенописи хорошо удалось «ощутить» стиль искусства XVIII в.

Согласно проекту в отстроенном храме были установлены иконостасы – центральный (выполненный в 1998-2000), в нартексе (на паперти), в боковых приделах – Стефановском (2004), Иоанно-Богословском (2014) и на хорах: в приделе Андрея Первозванного (2005) и Преображенском (2005). Иконы и резьба также выполнены в стиле украинского барокко.

Воспроизведенная достопримечательность не может ввести посетителя в заблуждение по поводу времени своего исполнения. Перед исполнителями новой росписи Успенского собора была поставлена задача передать самый «дух» утраченного монументального ансамбля.

Иконостас в нартексе (на паперти) собора был установлен по обе стороны центральной входной арки. Он сравнительно небольшой, выполнен в стиле украинского искусства XVII – 1-й пол. XVIII в., украшен пышной резьбой (среди элементов резьбы – акант, цветы, виноградные гроздья).

Иконостас состоит из нескольких рядов. Центральный наместный ряд с иконами большого размера отделен карнизами от нижнего и икон верхнего яруса. Над иконами наместного ряда в картушах размещены надписи, выполненные золотыми буквами на белом фоне. Нижний карниз опирается на резные консоли – столбики с изогнутыми ножками. Над верхним карнизом расположены небольшие иконы в овальных медальонах с пышным резным обрамлением из листьев аканта. Справа и слева от центральной входной арки – по шесть подобных икон. Их обрамление имеет остроконечные верхушки. По вертикали иконостас ритмично расчленен резными колонками пышного коринфского ордера. Привлекают внимание находящиеся в наместном ряду иконы с обеих сторон входной арки. Это сложная аллегорическая композиция «Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш» (ил. 4), расположенная справа, и образ «Богородица, всех скорбящих Радость», размещенный слева.

Икона «Живыми и мертвыми обладай Христос, истинный Бог наш» – сложная аллегорическая композиция, выполненная в соответствии с наставлениями эстетики и поэтики украинского барокко. Изображен Христос, Который представлен на радуге в окружении Небесных Сил. По обе стороны – Богородица и св. Пророк Иоанн Предтеча, изображенные на облаках в окружении праведников. Ниже, по центру – Престол с раскрытой Книгой Жизни. Вокруг Престола – сонм праведников. Ниже – изображение апостолов, сидящих на Престолах полукругом по обе стороны большого деревянного Креста. Вокруг Креста – крылатые апокалипсические животные и ангелы, трубящие в золотые трубы, извещая о Конце света. В нижней части – земля, отдающая своих мертвецов. Вторая икона наместного ряда справа от центральной арки «Господь с тобой, муж сильный» представляет св. Архангела Михаила – предводителя Небесного воинства. В этом же ряду находится образ св. апостола Андрея Первозванного, представленного со своим неизменным атрибутом – т. н. Андреевским крестом в форме буквы “Х”.

В наместном ряду иконостаса в южной части, справа от арочного прохода размещен образ одного из основателей Киево-Печерского монастыря св. прп. Феодосия Печерского. Он изображен на фоне речного пейзажа, в монашеском одеянии и с четками. Его десница поднята в благословляющем жесте, в опущенной левой руке – свиток с текстом.

Барочная поэтика вызвала к жизни возникновение композиций, размещенных в медальонах в верхнем ярусе иконостаса. Эти изображения иллюстрируют богословский догмат «Семь даров Св. Духа». Представлены композиции «Дар Разума», «Дар Совета», «Дар Крепости» и другие. Они проиллюстрированы сюжетами Св. Писания.

Слева размещена композиция «Дар Разума»: изображен ветхозаветный сюжет – видение пророка Даниила о пришествии Сына Человеческого (Дан. 7.13-14). В левой части изображен царь Вавилонский Валтасар, сидящий на троне. Напротив него – пророк Даниил, передающий царю содержание своего видения.

В центральной композиции этого ряда «Дар Совета» представлен ветхозаветный сюжет: сын царя Давида Авессалом прислушивается к словам Хусия, советника своего отца (2 Цар. 17.6-14). Авессалом изображен на троне, по центру композиции. Напротив него, в правой части – советник Хусий.

Композиция, размещенная справа, иллюстрирует догмат «Дар Крепости». Представлен ветхозаветный сюжет: Самсон разрывает пасть льва у тимпенских виноградников (Суд. 14.5-6).

В наместном ряду иконостаса в северной части нартекса обращают на себя внимание иконы “Свв. прпп. Афанасий и Петр Афонские”, “Св. князь Владимир и свв. страстотерпцы Борис и Глеб” (справа от арочного прохода к северному нефу) и “Св. прп. Антоний Печерский” (слева от арочного прохода).

Изображения в овальных медальонах в верхнем ярусе иконостаса в северной части также выполнены в соответствии с наставлениями эстетики и поэтики украинского барокко. Эти композиции в иносказательной форме иллюстрируют богословский догмат «Семь Таинств». Это композиции «Таинство Св. Исповеди», «Таинство Св. Евхаристии», «Таинство Св. Миропомазания» и другие. Некоторые композиции этого цикла проиллюстрированы сюжетами Св. Писания. В частности, для иллюстрации догмата «Таинство Св. Евхаристии» избран ветхозаветный сюжет «Встреча Авраама с Мельхиседеком» (Быт. 14. 18-19): на фоне пейзажа представлены праотец Авраам с воином (слева) и царь Салимский Мельхиседек (справа). Мельхиседек, “Священник Бога Всевышнего”, держит в руках кувшин с вином и Хлеб Предложения, который он протягивает Аврааму. Таким образом, праотцу Аврааму было передано священство.

Иконы иконостаса в нартексе выполнены группой львовских художников (руководитель – Олег Рышняк, ведущие мастера – Ярослав Скрентович, Надежда Скрентович, Любовь Черная, Ульяна Горбачевская, Станислав Цымбалюк.

Центральную часть собора украшает грандиозный пятиярусный иконостас, вырезанный из сосны и липы в формах XVIII в. Его длина – 25 м, высота – 21 м. В наместном ряду традиционно представлены образы Христа Вседержителя (справа от царских врат), Богоматери Одигитрии (Черниговской) (слева от царских врат), образы святых и праздников. Вторая икона справа от царских врат – образ Успения Богородицы. В наместном ряду находится икона второго праздника – Собор свв. прпп. отцов Печерских (слева от царских врат).

Под наместным рядом главного иконостаса находится цокольный с иконами небольшого размера. Над наместным рядом – праздничный, апостольский (деисусный) и совмещенный пророческий и праотеческий ряды, а также цикл страстных изображений и Распятия.

В иконах праздничного ряда представлена земная жизнь Христа и Богородицы. Образа в правой южной части посвящены основным событиям земной жизни Христа. Образа в левой северной части – главным событиям земной жизни Богородицы. Несколько икон этого ряда представляют собой копии оригинальных образов XVIII в. из иконостаса Успенского собора, ныне хранящихся в НХМУ.

В центре апостольского ряда – образ Христа Великого Архиерея. Он представлен на Престоле как Царь и Священник. По обе стороны Спасителя – обращенные к Нему Богородица и Иоанн Предтеча, и 12 апостолов.

В нижнем ряду иконостаса находятся диаконские врата. Они меньшего размера, чем царские, и ведут к приделам алтаря – жертвеннику и диаконнику.

На северных воротах изображен Архангел Михаил – вождь Небесного воинства. Этот образ символизирует ангельское служение священнослужителям. На южных вратах – традиционное изображение св. архид. Стефана.

Выше апостольского – совмещенный пророческий и праотеческий ряд. Он содержит образы пророков и праотцев Ветхого Завета, свидетельствовавших о Пришествии Христа и Его миссии. В центре – образ Бога Отца в виде седобородого старца. На лоне Его – Св. Дух в виде голубя с развернутыми крыльями. В этом же ряду помещены образы свв. прав. Иоакима и Анны.

 Иконостас увенчан изображением Голгофы – Распятия Христова. У Распятого Спасителя стоят Богоматерь, св. Иоанн Богослов и другие свидетели евангельских событий. В композицию введено изображение ангелов с орудиями Страстей Христовых, двух воинов – один из них подносил на трости губку с уксусом к устам Спасителя, другой пронзил Его грудь копьем. Под изображением Распятия находится небольшая икона «Положение во гроб», также связанная с темой Страстей Христовых.

Кондратюк А. Ю. (Киев), к. иск.,

начальник научно-исследовательского отдела изучения художественного наследия Национального заповедника «Киево-Печерская лавра»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: