Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Свт. Павел, митрополит Тобольский (+1770)

0031

Память 17 ноября

Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский, в миру именовался Петром. Родился он в 1705 году в  городе Самборе. Родителями его были мещане по фамилии Канючкевичи.

Святитель Павел по своему времени был весьма образованным и просвещенным человеком. Образование он получил в Киевской академии, где учился приблизительно в 1717-1733 годах. По окончании академического образования  служил учителем в этой же академии.

В 1733 году  он был пострижен в монашество Киево-Печерским архимандритом Романом (Копой), который был известен своим высоким аскетическим настроем.

5 декабря следующего 1734 года монах Павел был рукоположен Киевским архиепископом Рафаилом (Заборовским), который, как и архимандрит Роман, славился святостью своей жизни, в первую священную степень – иеродиакона. В сан иеромонаха он был посвящен тем же архипастырем 30 декабря 1739 года.

Академическое проповедничество было почетной и вместе с тем трудной должностью. На этом месте молодые иноки оставались, как правило, недолго. Проповедничество большей частью, особенно когда занимавший эту должность отличался дарованием и усердием, служило переходной ступенью к высшему назначению.

25 июля 1743 года Святейший Синод перевел святителя Павла в Новгородскую епархию для произведения его на какую-либо первостепенную архимандрию. В это время была свободной Юрьевская архимандрия, которую 18 февраля 1744 года и занял святитель Павел. Это назначение для сравнительно молодого еще ученого инока было весьма почетным и красноречиво говорило о том, каким уважением святитель Павел пользовался тогда у высшей церковной власти благодаря своим трудам. Архимандритом Юрьевского монастыря святитель Павел оставался до 1758 года в связи с назначением митрополитом Тобольским.

23 мая 1758 года в Санкт-Петербурге он был хиротонисан в сан епископа и возведен в звание митрополита. Так Бог судил святителю послужить Святой Православной Русской Церкви в звании архиерейском на далекой окраине родины.

В первые дни своего служения в Тобольске святитель Павел обратил самое серьезное внимание на семинарию при архиерейском доме, где подготовлялись кандидаты в священники. Эта школа была заведена в Тобольске еще в начале XVIII века. Но из-за недостатка хороших учителей и трудности найти их в такой дали число классов было неполным, и обучение вообще было поставлено плохо. Святитель Павел позаботился прежде всего об открытии высшего богословского класса в Тобольской семинарии.

Но семинария была не единственным и даже далеко не главным предметом забот святителя Павла в Тобольске. Исключительного внимания и попечения требовала от него сама Тобольская епархия. Кроме обширности своей последняя была особенной епархией и по составу своей паствы. Святитель Павел в Тобольске очень много заботился об устроении новых храмов. В годы его архиерейства здесь было сооружено более 20 каменных храмов и открыто несколько новых приходов в селах и на заводах, где были построены деревянные храмы. Кроме старообрядцев и других иноверцев в пределах Тобольской епархии при святителе Павле было очень много чистых язычников, идолопоклонников. Архипастырь болел душой об этих несчастных жителях Тобольского края, не ведавших Истинного Бога. Он старался среди тобольского духо­венства возбуждать дух миссионерской ревности. Кроме того по его нарочитому ходатайству 20 февраля 1764 года в Тобольской епархии положено было иметь двух миссионеров для проповеди христианства среди иноверцев-идолопоклонников и для утверждения новообращенных из язычества в истинах Православной веры…

Святитель Павел управлял Тобольской епархией около 10 лет. Это был сравнительно продолжительный срок архипастырства для такой епархии, какова была Тобольская. В Святейшем Синоде у святителя Павла, отличавшегося прямым, твердым и решительным характером, были недоброжелатели или, по крайней мере, такие лица, которые не разделяли его убеждений и взглядов по известным вопросам епархиального управления. Особенным противником его был тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода И. И. Мелиссино. Последний, занимая обер-прокурорскую должность, был сторонником провозглашения полной свободы вероисповедания в России, сокращения богослужебных православных чинов, продолжительных постов, содержимых Православной Церковью, и т.п. Понятно, что такому обер-прокурору не должен был нравиться святитель, державшийся строго канонических правил в церковном управлении.

Выступления обер-прокурора Мелиссино против святителя Павла начинаются, кажется, вскоре после его появления в Святейшем Синоде. 25 октября 1764 года им была потребована справка о том, на все ли указы и предписания Святейшего Синода имеются ответы Тобольского митрополита, начиная с первых дней его святительства. Нашлось 36 синодальных указов, на которые не было ответов святителя Павла. К ним было присоединено еще 14 дел по поводу разных жалоб, поданных на святителя.

Затем следует двухлетний перерыв, когда святителя Павла, по-видимому, оставили в покое. А 7 мая 1767 года снова начинаются справки о делах, касающихся Тобольского митрополита. 23 мая того же года обер-прокурор входит с новым предложением в Святейший Синод о том, чтобы решено было или святителя Павла перевести в другую епархию, более близкую к Москве, или же назначить особую комиссию для рассмотре­ния жалоб, поступивших на него. Святейший Синод и на этот раз ограничился постановлением о собрании всех справок по делам, касающимся митрополита Тобольского Павла. Но прежде, чем были собраны эти справки, в жизни святителя Павла произошла решительная перемена. 21 июня 1767 года Новгородский митрополит Димитрий (Сеченов), при вступлении которого на Новгородскую кафедру святитель Павел был назначен из Юрьева в Тобольск, письменно доложил Святейшему Синоду, что императрица в тот день устно повелела: «Преосвященному Павлу, митрополиту Тобольскому, быть в Москве». Вместе с объявлением высочайшей воли святителю Павлу был послан синодальный указ о том, чтобы он, отправляясь из Тобольска в Москву, взял с собой все необходимые документы по делам, имевшимся о нем в Святейшем Синоде.

В начале июня 1768 года святитель Павел получил возможность отправиться из Москвы в Киево-Печерскую Лавру. В Лавре заранее начали готовиться к приему столь высокого и желанного гостя. Святителю Павлу было назначено полное довольствие наравне с лаврским наместником.

Святитель Павел прожил в Киево-Печерской Лавре на покое недолго, немногим более двух лет. Его «покой» был только внешний. Хотя святитель Павел теперь был свободен от непрерывных забот и огорчений, связанных с управлением обширной епархией, которая была населена беспокойными людьми, продолжал непрерывно трудиться не только для спасения своей души, но и для блага ближних. Как только несколько окрепло его здоровье, он стал часто совершать богослужения. Он служил не только в Лавре, но и в других храмах Киева. В келье своей святитель проводил время в покаянной молитве и подвигах воздержания. Двери его кельи были открыты всегда для всех желающих. Многие приходили к святителю, которого все глубоко чтили как невинного страдальца, исповедовали перед ним свои скорби и нужды, просили у него совета и наставлений, и все получали духовное утешение. Святитель был великим милостивцем. Он приехал в Киево-Печерскую Лавру на покой безо всяких средств. Пищей, какую святителю Павлу давала Лавра, он делился с бедняками, которые почти постоянно посещали его келью. Когда никто из бедных не приходил к святителю Павлу, то он сам отправлялся на двор монастырский, находил бедняка, приводил в свою келию и кормил его. Свое имущество, какое только у него было, за исключением освященных облачений, святитель Павел при жизни своей, будучи, по его словам, «при доброй памяти и из собственной воли», раздал бедным людям.

Осенью 1770 года он почувствовал особенную слабость своего здоровья и приближение смертного конца. Им было подписано следующее духовное завещание: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Тысяча семьсот семидесятого года месяца октября двадцать шестого дня. Я, нижеподписавшийся, находящийся в Лавре Киево-Печерской по обещанию митрополит Павел, будучи в слабости здоровья своего, и дабы никто по смерти моей святой Лавры турбовать не могл, сим моим завещанием всем и кому о сем ведати надлежатиметь объявляю, что имевшееся собственное мое имущество, денги и разные вещы, при доброй памяты и из собственной воли, прежде смерти моей все роздано. В уверение чего и сие мое завещание соб­ственноручним подписом утверждаю. Смиренный митрополит Павел».

Перед самой кончиной своей святитель Павел, пригласив к себе архимандрита Зосиму (Валкевича), просил облачить его после кончины в то архиерейское облачение, какое имелось в лаврской ризнице. А для того, чтобы не вводить дорогую ему обитель в излишние расходы, он тут же передал архимандриту Зосиме письмо к нему от Высокопетровского архимандрита Сильвестра, из которого явствовало, что последним были получены в свое время 270 рублей, какие полагались святителю Павлу по его служению в Тобольске. Святитель выразил жела­ние, чтобы на эти деньги в Москве была куплена парча «на сак­кос и омофор для памяти его» и прислана в Лавру.

4 ноября 1770 года «в пятом часу с полдня» святитель Павел «со всяким христианским порядком», как доносил потом Киево-Печерский архимандрит Святейшему Синоду, преста­вился. В Киеве в то время не было митрополита, так как назначенный 22 сентября 1770 года митрополит Гавриил Кременецкий еще не прибыл в Киев. Лаврские власти сами не решались совершить погребение скончавшегося святителя. После облачения почившего над ним была отслужена только соборная панихида, и затем гроб его был поставлен в склепе, находившемся в приделе во имя святого первомученика Стефана…

002После смерти своей святитель Павел не оставил своей паствы, и по его молитвам Господь совершил множество чудес.

На основании многих десятков свидетельств о чудесах, явленных Богом в середине XIX – начале ХХ вв. по небесному ходатайству святителя Павла, летом 1913 года  священноначалие Киево-Печерской Лавры осуществило среди киевлян сбор подписей в пользу возбуждения перед Святейшим Синодом ходатай­ства о причислении Тобольского архипастыря к лику святых. В 1914 году ходатайство было возбуждено, и тогда же, по распоряжению Синода, создана специальная комиссия для провер­ки свидетельств о чудесах, приписываемых небесному предстательству свт. Павла. Приступив в том же году к работе, ко­миссия тщательно изучила множество свидетельств, которые были подтверждены присягой и медицинскими документами. Материалы работы комиссии прослеживаются до середины 1916 года. Более поздних материалов пока не обнаружено.

Революция 1917 года и последовавшее затем установление на территории бывшей империи советской власти стали препятствием для продолжения подготовки канонизации святителя Павла, церковные канонизации стали вообще чрезвычайно редки из-за противодействия богоборческих светских властей. Во время фашистской оккупации Киева 3 ноября 1941 года Великая церковь Лавры была взорвана, и мощи святителя Павла на многие де­сятилетия оказались под руинами храма.

001В 1998-2000 гг. Великая лаврская церковь была восстановлена, и в ходе восстановительных работ в 1999 году мощи святителя Павла были обретены. Тогда же святыню перенесли в Дальние лаврские пещеры. Чин прославления святителя Павла был совершен 22 июня 2008 года.

Память его совершается 17 (4 по ст. ст.) ноября.

Статьи о святителе: Тобольский святой в пещерах Киево-Печерской Лавры: памяти святителя Павла

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX веков