Онлайн трансляция | 12 сентября
Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
Свт. Павел, митрополит Тобольский (+1770)
Дальние пещеры
Память 17 ноября
Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский, в миру именовался Петром. Родился он в 1705 году в городе Самборе. Родителями его были мещане по фамилии Канючкевичи.
Святитель Павел по своему времени был весьма образованным и просвещенным человеком. Образование он получил в Киевской академии, где учился приблизительно в 1717-1733 годах. По окончании академического образования служил учителем в этой же академии.
В 1733 году он был пострижен в монашество Киево-Печерским архимандритом Романом (Копой), который был известен своим высоким аскетическим настроем.
5 декабря следующего 1734 года монах Павел был рукоположен Киевским архиепископом Рафаилом (Заборовским), который, как и архимандрит Роман, славился святостью своей жизни, в первую священную степень – иеродиакона. В сан иеромонаха он был посвящен тем же архипастырем 30 декабря 1739 года.
Академическое проповедничество было почетной и вместе с тем трудной должностью. На этом месте молодые иноки оставались, как правило, недолго. Проповедничество большей частью, особенно когда занимавший эту должность отличался дарованием и усердием, служило переходной ступенью к высшему назначению.
25 июля 1743 года Святейший Синод перевел святителя Павла в Новгородскую епархию для произведения его на какую-либо первостепенную архимандрию. В это время была свободной Юрьевская архимандрия, которую 18 февраля 1744 года и занял святитель Павел. Это назначение для сравнительно молодого еще ученого инока было весьма почетным и красноречиво говорило о том, каким уважением святитель Павел пользовался тогда у высшей церковной власти благодаря своим трудам. Архимандритом Юрьевского монастыря святитель Павел оставался до 1758 года в связи с назначением митрополитом Тобольским.
23 мая 1758 года в Санкт-Петербурге он был хиротонисан в сан епископа и возведен в звание митрополита. Так Бог судил святителю послужить Святой Православной Русской Церкви в звании архиерейском на далекой окраине родины.
В первые дни своего служения в Тобольске святитель Павел обратил самое серьезное внимание на семинарию при архиерейском доме, где подготовлялись кандидаты в священники. Эта школа была заведена в Тобольске еще в начале XVIII века. Но из-за недостатка хороших учителей и трудности найти их в такой дали число классов было неполным, и обучение вообще было поставлено плохо. Святитель Павел позаботился прежде всего об открытии высшего богословского класса в Тобольской семинарии.
Но семинария была не единственным и даже далеко не главным предметом забот святителя Павла в Тобольске. Исключительного внимания и попечения требовала от него сама Тобольская епархия. Кроме обширности своей последняя была особенной епархией и по составу своей паствы. Святитель Павел в Тобольске очень много заботился об устроении новых храмов. В годы его архиерейства здесь было сооружено более 20 каменных храмов и открыто несколько новых приходов в селах и на заводах, где были построены деревянные храмы. Кроме старообрядцев и других иноверцев в пределах Тобольской епархии при святителе Павле было очень много чистых язычников, идолопоклонников. Архипастырь болел душой об этих несчастных жителях Тобольского края, не ведавших Истинного Бога. Он старался среди тобольского духовенства возбуждать дух миссионерской ревности. Кроме того по его нарочитому ходатайству 20 февраля 1764 года в Тобольской епархии положено было иметь двух миссионеров для проповеди христианства среди иноверцев-идолопоклонников и для утверждения новообращенных из язычества в истинах Православной веры…
Святитель Павел управлял Тобольской епархией около 10 лет. Это был сравнительно продолжительный срок архипастырства для такой епархии, какова была Тобольская. В Святейшем Синоде у святителя Павла, отличавшегося прямым, твердым и решительным характером, были недоброжелатели или, по крайней мере, такие лица, которые не разделяли его убеждений и взглядов по известным вопросам епархиального управления. Особенным противником его был тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода И. И. Мелиссино. Последний, занимая обер-прокурорскую должность, был сторонником провозглашения полной свободы вероисповедания в России, сокращения богослужебных православных чинов, продолжительных постов, содержимых Православной Церковью, и т.п. Понятно, что такому обер-прокурору не должен был нравиться святитель, державшийся строго канонических правил в церковном управлении.
Выступления обер-прокурора Мелиссино против святителя Павла начинаются, кажется, вскоре после его появления в Святейшем Синоде. 25 октября 1764 года им была потребована справка о том, на все ли указы и предписания Святейшего Синода имеются ответы Тобольского митрополита, начиная с первых дней его святительства. Нашлось 36 синодальных указов, на которые не было ответов святителя Павла. К ним было присоединено еще 14 дел по поводу разных жалоб, поданных на святителя.
Затем следует двухлетний перерыв, когда святителя Павла, по-видимому, оставили в покое. А 7 мая 1767 года снова начинаются справки о делах, касающихся Тобольского митрополита. 23 мая того же года обер-прокурор входит с новым предложением в Святейший Синод о том, чтобы решено было или святителя Павла перевести в другую епархию, более близкую к Москве, или же назначить особую комиссию для рассмотрения жалоб, поступивших на него. Святейший Синод и на этот раз ограничился постановлением о собрании всех справок по делам, касающимся митрополита Тобольского Павла. Но прежде, чем были собраны эти справки, в жизни святителя Павла произошла решительная перемена. 21 июня 1767 года Новгородский митрополит Димитрий (Сеченов), при вступлении которого на Новгородскую кафедру святитель Павел был назначен из Юрьева в Тобольск, письменно доложил Святейшему Синоду, что императрица в тот день устно повелела: «Преосвященному Павлу, митрополиту Тобольскому, быть в Москве». Вместе с объявлением высочайшей воли святителю Павлу был послан синодальный указ о том, чтобы он, отправляясь из Тобольска в Москву, взял с собой все необходимые документы по делам, имевшимся о нем в Святейшем Синоде.
В начале июня 1768 года святитель Павел получил возможность отправиться из Москвы в Киево-Печерскую Лавру. В Лавре заранее начали готовиться к приему столь высокого и желанного гостя. Святителю Павлу было назначено полное довольствие наравне с лаврским наместником.
Святитель Павел прожил в Киево-Печерской Лавре на покое недолго, немногим более двух лет. Его «покой» был только внешний. Хотя святитель Павел теперь был свободен от непрерывных забот и огорчений, связанных с управлением обширной епархией, которая была населена беспокойными людьми, продолжал непрерывно трудиться не только для спасения своей души, но и для блага ближних. Как только несколько окрепло его здоровье, он стал часто совершать богослужения. Он служил не только в Лавре, но и в других храмах Киева. В келье своей святитель проводил время в покаянной молитве и подвигах воздержания. Двери его кельи были открыты всегда для всех желающих. Многие приходили к святителю, которого все глубоко чтили как невинного страдальца, исповедовали перед ним свои скорби и нужды, просили у него совета и наставлений, и все получали духовное утешение. Святитель был великим милостивцем. Он приехал в Киево-Печерскую Лавру на покой безо всяких средств. Пищей, какую святителю Павлу давала Лавра, он делился с бедняками, которые почти постоянно посещали его келью. Когда никто из бедных не приходил к святителю Павлу, то он сам отправлялся на двор монастырский, находил бедняка, приводил в свою келию и кормил его. Свое имущество, какое только у него было, за исключением освященных облачений, святитель Павел при жизни своей, будучи, по его словам, «при доброй памяти и из собственной воли», раздал бедным людям.
Осенью 1770 года он почувствовал особенную слабость своего здоровья и приближение смертного конца. Им было подписано следующее духовное завещание: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Тысяча семьсот семидесятого года месяца октября двадцать шестого дня. Я, нижеподписавшийся, находящийся в Лавре Киево-Печерской по обещанию митрополит Павел, будучи в слабости здоровья своего, и дабы никто по смерти моей святой Лавры турбовать не могл, сим моим завещанием всем и кому о сем ведати надлежатиметь объявляю, что имевшееся собственное мое имущество, денги и разные вещы, при доброй памяты и из собственной воли, прежде смерти моей все роздано. В уверение чего и сие мое завещание собственноручним подписом утверждаю. Смиренный митрополит Павел».
Перед самой кончиной своей святитель Павел, пригласив к себе архимандрита Зосиму (Валкевича), просил облачить его после кончины в то архиерейское облачение, какое имелось в лаврской ризнице. А для того, чтобы не вводить дорогую ему обитель в излишние расходы, он тут же передал архимандриту Зосиме письмо к нему от Высокопетровского архимандрита Сильвестра, из которого явствовало, что последним были получены в свое время 270 рублей, какие полагались святителю Павлу по его служению в Тобольске. Святитель выразил желание, чтобы на эти деньги в Москве была куплена парча «на саккос и омофор для памяти его» и прислана в Лавру.
4 ноября 1770 года «в пятом часу с полдня» святитель Павел «со всяким христианским порядком», как доносил потом Киево-Печерский архимандрит Святейшему Синоду, преставился. В Киеве в то время не было митрополита, так как назначенный 22 сентября 1770 года митрополит Гавриил Кременецкий еще не прибыл в Киев. Лаврские власти сами не решались совершить погребение скончавшегося святителя. После облачения почившего над ним была отслужена только соборная панихида, и затем гроб его был поставлен в склепе, находившемся в приделе во имя святого первомученика Стефана…
После смерти своей святитель Павел не оставил своей паствы, и по его молитвам Господь совершил множество чудес.
На основании многих десятков свидетельств о чудесах, явленных Богом в середине XIX – начале ХХ вв. по небесному ходатайству святителя Павла, летом 1913 года священноначалие Киево-Печерской Лавры осуществило среди киевлян сбор подписей в пользу возбуждения перед Святейшим Синодом ходатайства о причислении Тобольского архипастыря к лику святых. В 1914 году ходатайство было возбуждено, и тогда же, по распоряжению Синода, создана специальная комиссия для проверки свидетельств о чудесах, приписываемых небесному предстательству свт. Павла. Приступив в том же году к работе, комиссия тщательно изучила множество свидетельств, которые были подтверждены присягой и медицинскими документами. Материалы работы комиссии прослеживаются до середины 1916 года. Более поздних материалов пока не обнаружено.
Революция 1917 года и последовавшее затем установление на территории бывшей империи советской власти стали препятствием для продолжения подготовки канонизации святителя Павла, церковные канонизации стали вообще чрезвычайно редки из-за противодействия богоборческих светских властей. Во время фашистской оккупации Киева 3 ноября 1941 года Великая церковь Лавры была взорвана, и мощи святителя Павла на многие десятилетия оказались под руинами храма.
В 1998-2000 гг. Великая лаврская церковь была восстановлена, и в ходе восстановительных работ в 1999 году мощи святителя Павла были обретены. Тогда же святыню перенесли в Дальние лаврские пещеры. Чин прославления святителя Павла был совершен 22 июня 2008 года.
Память его совершается 17 (4 по ст. ст.) ноября.
Статьи о святителе: Тобольский святой в пещерах Киево-Печерской Лавры: памяти святителя Павла
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX веков