Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

27.08.2025

Преподобный Феодосий Печерский – сооснователь Лавры

архім. Феофан (Меджидов)

Жизнь преподобного Феодосия была исполнена духом древних отцов. Даже сам его приход к преподобному Антонию был подобен приходу в древности преподобного Павла Препростого к преподобному Антонию Великому в египетскую пустыню. После удаления преподобного Варлаама на игуменство в монастырь святого великомученика Димитрия братья Печерского монастыря попросили избрать им нового игумена. Преподобный Антоний ответил: «Кто из вас послушлив, кроток и смирен, тот да будет вам игуменом». Тогда братия избрала преподобного Феодосия как человека, действительно воплощавшего в себе все указанные добродетели. При нем Печерский монастырь стал развиваться не только количественно, но и качественно. Преподобный Нестор Летописец пишет, что, когда количество братии умножилось до ста человек, преподобный Феодосий «стал искать Устава монашеского». Действием Промысла Божия в то время на Русь приехали из Греции митрополит Георгий с монахом Михаилом, насельником Студийской обители. Преподобный Феодосий Печерский, весьма подробно расспросив монаха Михаила о Студийском уставе, решил ввести в употребление в Печерской обители именно этот устав. Для этого, как повествует Печерский патерик, «он послал одного из братии в Константинополь к блаженному евнуху Ефрему, который обходил святые места, чтобы тот, дошедши до святого Студийского монастыря, в точности узнал все порядки его и принес ему подробно списанный весь тамошний Устав: как воспевают песнопения, и читают чтения, и кладут поклоны, как стоят в церкви и сидят в трапезе, и какая в какие дни пища. Блаженный Ефрем исполнил приказание преподобного отца, списал в порядке весь Устав Студийского монастыря, которого был сам очевидцем, и принес к нему. Приняв это писание, преподобный Феодосий приказал прочесть его пред всей братией и с тех пор начал в своем Печерском монастыре устраивать все по Уставу святой Студийской обители. Потом от Печерского монастыря все русские монастыри приняли тот же, переданный преподобным Феодосием, Устав». Внедрение преподобным Феодосием Печерским стройного иноческого устава в Печерском монастыре роднит его с древним египетским отцом – преподобным Пахомием Великим, продолжателем дела преподобного Антония Великого. Собиратель древних иноческих уставов, святитель Феофан Затворник усматривает между древними уставами замечательную связь и единство в духе. Он говорит: «Наш образ иночествования согласен с первоначальным и с тем, в каком оно было держимо в Церкви во все время – от начала до нас. Да порадуются иноки, увидев, как древен иноческий род наш и да воодушевятся ревностью быть иноками, как следует им быть. Сколько у нас родоначальников и какое неисчетное родство!»

Cам Студийский устав, по большому счету, базировался на уставных правилах святителя Василия Великого, которые, в свою очередь, уходили своими корнями к правилам преподобного Пахомия Великого. Говоря точно, следует заметить, что преподобный Феодосий Печерский заимствовал для своего монастыря устав Студийского монастыря в т.н. «алексеевой редакции». «Характерными особенностями Студийского Устава, – пишет архиепископ Згуровский Амвросий (Вайнагий), – в отличие, например, от Иерусалимского, были: отсутствие всенощных бдений (кроме последования Великого Канона) и великого славословия на утрени, преобладание студийской гимнографии, а следовательно, и богослужебных указаний относительно самогласных стихир и подобнов». «Для более тщательного надзора за духовной жизнью братии у игумена появились помощники: доместик, отвечавший за церковное богослужение; экклесиарх, смотревший за церковной утварью и имевший у себя в подчинении пономарей; эконом, которому была поручена вся монастырская казна и имущество; келарь, заведовавший просфорней, пекарней и трапезной; вратарь, постоянно находившийся при вратах обители, и другие». Первым доместиком, по благословению преподобного Феодосия, стал преподобный Стефан, келарем – Феодор, экономом – Анастасий. Имеется информация о том, что именно преподобный Стефан установил служение Божественной литургии во упокоение почившей братии и ктиторов на протяжении всего года и даже Великим постом. Эта уставная особенность, сохраняющаяся и по сей день, указывает на то, что параллельно со Студийским уставом в Печерском монастыре стала вырабатываться и самобытная традиция.

<…>Устав Лавры воплощает в себе все лучшее из древних монашеских традиций Египта, Палестины, Афона и Византиии. Общежительный устав Лавры, введенный преподобным Феодосием Печерским, был основан на отшельническом образе жизни преподобного Антония Печерского. Оба указанных вектора развития монашеского делания, вне всякого сомнения, находятся в полном соответствии с духовным наследием двух древних египетских отцов – преподобных Антония и Пахомия Великих. С течением времени устав Лавры подвергался серьезному давлению как со стороны внешнего врага – всевозможных нашествий, так и со стороны врага внутреннего – еретических и раскольнических группировок. Однако он выстоял в горниле испытаний и сейчас представляет собою гармоничное воплощение Типикона с элементами своеобразных уникальных особенностей в полном соответствии с духом древних подвижников и аскетов, стоявших в основании монашества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: