Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Фоторепортажи

07.09.2018

Братия на конференции в Супрасльской лавре

иерод. Никодим

001-2Ежегодно в начале сентября Польская Православная Церковь проводит съезды монашествующих, которые собирают гостей из разных уголков мира. Такие встречи призваны помочь обмену опытом богослужебного наследия обителей разных богослужебных традиций.

По благословению Митрополита Варшавского и всея Польши Блаженнейшего Саввы 3-4 сентября 2018 г. прошла ежегодная международная конференция монашествующих в Благовещенской Супрасльской Лавре, расположенной на востоке Польши. В этой монашеской обители особенно почитают Печерских святых. Не случайно в этот раз на мероприятие были приглашены насельники Успенской Киево-Печерской Лавры — колыбели монашества на Руси. Темой обсуждения на конференции была выбрана Типология монашеских богослужений. В форуме принимали участие настоятели и насельники кипрских, российских, украинских и польских обителей.

004Официальная часть началась с Молебна на начало всякого доброго дела в Благовещенском соборном храме Лавры. В богослужении участвовал священнослужитель Киево-Печерской Лавры архимандрит Агафон.

Заседание пленарной части открыл епископ Супрасльский Андрей, наместник Супрасльской Лавры, председатель Отдела по монастырям Польской Православной Церкви. Преосвященнейший владыка Андрей в своем вступительном слове сказал, что «…древняя монашеская традиция пришла на польские земли с Афона и Киева, поэтому очень приятно видеть в числе участников конференции представителей Крита, Горы Афон и Киева».

Наместник Лавры приветствовал гостей: представителя Святейшего Патриарха Вселенского Варфоломея — игуменью Феоксению из монастыря Хрисопиги (Крит), представителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — архимандрита Алексия, наместника Даниловского монастыря  и представителя митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, Наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, главы Синодальной комиссии по делам монастырей Украинской Православной Церкви — архимандрита Агафона, заместителя благочинного Печерского монастыря.

003Во встрече также приняли участие архиереи Польской Церкви — архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков, архиепископ Бельский Григорий, епископ Гайновский Павел (представитель Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы) и епископ Семятичский Варсонофий, а также игумены и игуменьи польских монастырей в сопровождении братии и сестер.

Перед началом докладов официальные представители Предстоятелей Поместных Церквей зачитали приветственные слова.

Напутственное слово Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы зачитал викарий Варшавской епархии епископ Павел. Затем приветствие от имени Патриарха Московского и всея Руси Кирилла произнес архимандрит Алексий. Наместник Даниловского монастыря обратил особое внимание на слова Его Святейшества о том, что «…монашество должно быть образцом для всех христиан».

Помощник благочинного Киево-Печерской Лавры архимандрит Агафон прочел слово приветствия от имени Наместника митрополита Павла.

«Продолжая древнюю монашескую традицию, — было обозначено в приветствии, — иноки совершают свой подвиг и на Богом спасаемой Польской земле, неся своей жизнью и своим подвигом свет для каждого, кто жаждет истины».

005С первым докладом на тему «Богослужение в изречениях святых отцов и учителей Церкви» выступил архиепископ Григорий — преподаватель литургики Варшавской духовной академии. Владыка подчеркнул, что «…монаху доклады нужны потому, чтобы теорию воплощать на практике». Докладчик проследил развитие монашеского богослужения на протяжении первых веков его существования, как соединялось чтение Псалтири с Иисусовой молитвой, какую важную роль играло пение, через которое, по словам архиепископа Григория, «можно достичь гармонического состояния души».

Впервые за историю польских встреч монашествующих участницами стали насельницы ставропигиальной обители «Живоносный Источник» — Хрисопиги (Крит, Греция) во главе с игуменьей Феоксенией. В своем докладе она рассказала о разных видах такого богослужения как «агрипния» (греч. всенощное бдение). По убеждению матушки, ночь в миру обозначает грех — часто под покровом ночи в миру совершаются различные грехи. В монастырях напротив — монах прикладывает усилия, чтобы именно ночь стала временем встречи с Господом — молитвы.

«Бдение, — заметила мать Феоксения, — всегда должно быть связано с покаянием, оно очищает ум монашествующих после дневных забот».

Один из докладов был подготовлен игуменом Елисеем из Афонского монастыря Симонопетра. По словам отца игумена, жизнь монаха похожа на ангельскую. В сирийском переводе слово «монах» значит «тот, который совершает бдение». Первые монахи заботились о непрестанной памяти о Боге, приобретаемой с помощью чтения Псалтири. Докладчик объяснил термины «συναξις» и » κρυπτή εργασία» (сокровенное делание). В докладе было сказано о значении ночи в монашеской жизни:

«Когда монах пробуждается, в первую очередь должен сотворить келейное правило перед тем, как пойти на богослужение.

Практика Симонопетрского монастыря регулирует жизнь монаха следующим способом: 4-5 часов послушаний, непродолжительные богослужения, дабы монахам оставлялось время на чтение Священного Писания и святых отцев и на правило Иисусовой молитвы в келии».

С последним докладом на тему: «Содержание и практика пения богородичных канонов в славянской и греческой традиции» выступил иеромонах Павел (Карчевски), насельник Супрасльской Лавры. Доклад был разделен на две части. Первая была посвящена канонам богородичным из повечерий из Октоиха, вторая канонам из «Нового Богородичника» прп. Никодима Святогорца, которые с конца XVIII века используются часто в греческих монастырях. Докладчик рассказал о разнице в употреблении канона как гимнографического жанра среди славян и греков, о практике пения параклиса, о темах и мотивах в тропарях канонов (молитвы об исцелении, утешении, ссылки на пророчества Ветхого Завета или догматические темы как Воплощение Сына Божия). Иеромонах Павел подчеркнул, что «…славянский перевод канонов, собранных прп. Никодимом Святогорцем, доступен в церковнославянском переводе только с 2006 года». По словам выступающего, один из наиболее интересных канонов — субботний канон первого гласа, который построен как разговор на тему покаяния между грешником, Богородицей и Христом.

005По просьбе организаторов форума насельник Киево-Печерской Лавры отец Агафон также рассказал о суточном богослужебном круге в храмах Печерской обители.

Особый интерес вызвал у слушателей рассказ о совмещении архиерейских соборных служб и братских богослужений, о количестве богослужений во время праздников. «После захвата раскольниками Владимирского собора в Киеве Предстоятель УПЦ возглавляет соборные службы в Лавре, по этой причине наши соборы имеют статус кафедральных. Поэтому накануне праздников совершается всенощное бдение в нескольких церквях, и на следующий день Литургия совершается примерно в десяти храмах обители.

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий также часто молится вместе с братией, особенно во время Великого поста и праздников Печерских святых».

Также отец Агафон рассказал о ночных службах, о чинопоследовании Акафиста Успению Пресвятой Богородицы, которое ввел митрополит Филарет (Амфитеатров), и о том, что этот акафист поется еженедельно и по сей день.

001-3Первый день конференции монашествующие окончили совместной молитвой на вечернем богослужении. Его продолжением было утреннее богослужение во второй день — полунощница, утреня и Божественная Литургия, которую возглавил Преосвященнейший Павел, епископ Гайновский в сослужении братии обители и участников конференции.

Во время богослужения пел хор сестер монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Зверках. После богослужений наместник Лавры епископ Супрасльский Андрей подвел итоги встречи и поблагодарил участвующих архипастырей, досточтимых гостей из заграницы и всех монашествующих за участие. На память была сделана общая фотография у Благовещенского собора.

008С целью ознакомления с жизнью православных в католической Польше, с архитектурой и росписями православных храмов настоятель Супрасльской обители владыка Андрей организовал для священнослужителей Успенской Лавры паломническую поездку по близлежащим монастырям и приходским храмам города Белостока. В монастыре святого мученика младенца Гавриила гости могли приложиться к нетленным мощам святого, который почитается далеко за пределами Польши.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: