Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Свт. Филарет, митрополит Киевский и Галицкий (1779-1857)

svtFilaret

Память 3 января

Высокопреосвященный Филарет, Митрополит Киевский  родился 17 апреля 1779 г. в селе Высоком, Орловской губернии, в благочестивой семье священника Георгия Амфитеатрова. В Крещении получил имя Феодор. Его родители были набожны, воспитывая детей в вере и благочестии и охраняя их от дурных влияний. В детские годы будущий святитель очень любил посещать храм, первым учителем его был дед. На 10-м году жизни Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища. В 1795 г., как лучший ученик, он был переведен в богословский класс Севской семинарии, которую окончил через два года.

Исполняя давнее свое желание, Феодор по окончании семинарии подал прошение о пострижении его в монашество. 7 ноября 1798 г. он был пострижен в монашество с именем Филарет. Как выдающийся выпускник семинарии, отличавшийся доброй нравственностью, он был оставлен в семинарии преподавателем.

9 ноября 1798 г. рукоположен во иеродиакона, а 13 января 1799 г. — во иеромонаха. В 23 года (в 1802 г.) в сане игумена он был уже ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря. В 1804 г. возведен в сан архимандрита. В 1804 г. Филарет был переведен из Орловской епархии в Уфу. Архимандрит Филарет был назначен здесь ректором Оренбургской духовной семинарии и настоятелем монастыря. Его можно даже назвать основателем Оренбургской семинарии, так как в то время она только начинала действовать. На его долю выпало множество искушений, но он терпеливо сносил все обиды и унижения, но, в конце концов, у него появилась мысль оставить все, удалиться в какой-нибудь отдаленный монастырь и, скрыв свой сан, начать жизнь самого последнего инока. Но Господь не оставил своего избранника. Однажды после пламенной слезной молитвы коленопреклоненный Филарет, находясь в полусонном состоянии, увидел руку, писавшую на стене: «Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!». С этого времени жизнь архимандрита Филарета совершенно изменилась. Указом Священного Синода от 10 ноября 1810 г. он был переведен в Тобольск для испытания. Управлявший Тобольской епархией епископ Амвросий (Келембет), который и ранее знал Филарета, в своих донесениях митрополиту и Священному Синоду о характере и поведении вновь присланного архимандрита называл его «не человеком, а ангелом во плоти». Благодаря таким положительным отзывам менее чем через три года (2 декабря 1813 г.) архимандрит Филарет был вызван в Санкт-Петербург на священнослужение и проповедывание слова Божия и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря. Этот вызов в Петербург означал признание заслуг и достоинств его и был как бы ступенью к дальнейшему повышению. По предложению ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Филарет 15 февраля 1814 г. был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. Служение Филарета в должности инспектора продолжалось всего полгода, но имело для него очень важное значение. В этот период он был удостоен степени доктора богословия (1814 г.). В этом же году Филарет был переведен в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию.

Прибывший на новое место назначения архимандрит Филарет занялся благоустройством академии, торжественное открытие которой состоялось 1 октября 1814 г., в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Архимандрит Филарет, будучи инспектором, а через год и ректором академии, проявил себя глубоким знатоком своего дела. Он был и наставником, и преподавателем, и настоящим отцом для своих воспитанников. Его лекции по догматическому богословию отличались краткостью, ясностью, доступностью и посещались студентами с большим желанием. По словам самих слушателей, в его лекциях слышалось благовествование, а потому и слушались они с благоговением. Впоследствии догматическое богословие читалось по конспектам лекций архимандрита Филарета. О высокой оценке ректорской деятельности архимандрита Филарета свидетельствовал и тот факт, что за четыре года ректорства он 6 раз был удостоен различных наград и поощрений.

В 1819 г. вышел указ Священного Синода о возведении его в сан епископа. 1 июня 1819 г. он был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. О деятельности калужского периода жизни преосвященнейшего Филарета можно ясно судить из краткой архивной записи, в которой было отмечено, что назначенный в Калужскую епархию епископ Филарет «по благочестию своему, благости отеческой, кротости и смиренномудрию, благоразумию и дальновидности, по сердолюбию и искреннему участию к бедным и по всему вообще архипастырскому служению был незабвенный для Калужской епархии святитель».

Стремясь воспитывать в своей пастве дух благочестия, он ревностно относился к исполнению всех церковных богослужений и проповеди в храмах слова Божия. Его беседы отличались ясностью и простотой изложения, а потому все посещавшие храм слушали их с большим вниманием и удовольствием. Впоследствии эти беседы-толкования Евангелия от Матфея были изданы отдельной книгой. Калужский архипастырь уделял внимание делу строительства, обновления и благоустройства церквей, причем требовал, чтобы деревянные храмы заменялись каменными. Не забывал он и о духовенстве своей епархии, стараясь принимать все возможные и зависящие от него меры по улучшению материального состояния духовенства. Часто оказывал помощь нуждающимся духовным лицам из своих собственных средств. Особым вниманием преосвященнейшего Филарета пользовались вдовы и сироты духовного сословия. Защищал он духовенство от притеснений помещиков и гражданских властей, а в случаях виновности лиц духовного звания он был к ним отечески строг и требователен. Епископ Филарет старался экзаменовать и одновременно поучать церковнослужителей.

В 1820 г. в России начала проводиться работа по переводу Священного Писания на русский язык. Преосвященнейший Филарет выступил против этого начинания и остался при этом мнении до конца своих дней.

12 января 1825 г. указом Священного Синода епископ Филарет был переведен в Рязанскую епархию. Служение его на Рязанской кафедре было непродолжительным — всего три года, причем из этого времени он больше года находился в Санкт-Петербурге, присутствуя в Священном Синоде. Как и в Калуге, он заботился о нравственном состоянии духовенства, по-прежнему был милостив к вдовам и сиротам, заботился о благолепии храмов. Но и за этот короткий период рязанская паства полюбила своего архипастыря.

25 февраля 1828 г. он был назначен архиепископом в Казань. Прямо из Петербурга, где он в это время находился, архиепископ Филарет вынужден был срочно выехать в Казань. Такая срочность поездки объяснялась тем, что в этот период в Казанской епархии стали отпадать от христианства инородцы, недавно принявшие христианскую православную веру. Задача святителя Филарета и заключалась в том, чтобы выяснить причины и наметить меры к устранению в дальнейшем подобных явлений. Прибыв в Казань, архиепископ Филарет в первый же год совершил обзор своей новой обширной епархии. Паства казанская была очень многообразна по числу национальностей, проживавших в ней. Результаты обзора и свои предложения по устранению многих недостатков, имевших место в епархии, и по утверждению в вере разноплеменных обитателей своей паствы архиепископ Филарет подробно изложит Священному Синоду. Его предложения по данному вопросу отличались мудрой опытностью. В осуществлении некоторых намеченных мероприятий встретились многие трудности, но он не отступал от намеченного плана. Много содействовал успеху дела пример его личной жизни и различные чудесные явления, происходившие по его молитвам. Сердце казанского архипастыря всегда было преисполнено милосердием ко всем нуждающимся без различия национальностей. В голодные годы архиепископ Филарет, раздав все свое состояние, брал взаймы, но не прекращал помогать голодающим. Оказывая помощь, он располагал к этому и богатых людей Казани. Во все трудные периоды жизни он всегда был среди паствы. Так во время страшного бедствия – холеры архиепископ Филарет ежедневно сам совершал Божественную Литургию в течение 40 дней и составил в этот период специальное молебное пение.

В отношении ко всей своей пастве святитель, несмотря на чрезвычайную загруженность работой, оставался таким же внимательным и чутким ко всем нуждам, мудрым наставником и также был полон ревностного усердия к богослужениям. Посещал монастыри, в которых своими беседами, полезными советами и указаниями старался укреплять дух благочестия их обитателей. С отеческой заботой и вниманием следил святитель за состоянием духовных учебных заведений епархии. В его бытность архиепископом казанским в учебных заведениях произошло много положительных перемен, облегчивших жизнь их воспитанников. Он сам вносил большие пожертвования в пользу учебных заведений и располагал к этому других.

18 апреля 1837 г. он был назначен митрополитом Киевским. 20 лет продолжалось служение митрополита Филарета на Киевской кафедре. За этот период времени с новой силой раскрылись качества митрополита Филарета как доброго пастыря и мудрого наставника, заботливого воспитателя молодежи, отзывчивого помощника бедным, сиротам и особенно усердного молитвенника за всех.

В первые годы по вступлении на Киевскую кафедру митрополит Филарет встретил много трудностей. Это было время воссоединения униатов. Лица, не желавшие воссоединения, старались всячески вредить укреплению Православия и различными ложными слухами старались поселить среди народа недоверие к духовенству православных церквей. Во избежание подобных явлений митрополит Филарет старался назначать на приходы, где население состояло из католиков и православных, священнослужителей достойных и опытных. Он выступал в защиту духовенства перед лицом гражданской власти, с полным знанием дела изложил создавшееся положение и указал источники распространения ложных доносов на духовенство. В это же время митрополит Филарет активно участвовал в обсуждении вопроса о материальном обеспечении сельского духовенства. Значительное место, как и прежде, в деятельности митрополита Филарета занимали духовные учебные заведения епархии как с точки зрения воспитания в них достойных пастырей Церкви, так и со стороны материального обеспечения воспитанников.

По отношению к Киевской духовной семинарии заботы митрополита Филарета состояли главным образом в обеспечении религиозно-нравственного воспитания будущих служителей Церкви и усовершенствовании учебного процесса. Он передал семинарии свою личную библиотеку и распорядился о передаче библиотеки Киевского Николаевского монастыря. При нем значительно увеличилось число воспитанников семинарии.

В 1848 г. под непосредственным руководством митрополита Филарета инспектором Киевской семинарии архимандритом Антонием было написано и вышло в свет учебное пособие для семинарии по догматическому богословию. Этот труд получил всеобщую положительную оценку. Чтобы лучше следить за состоянием всех духовных учебных заведений, митрополит Филарет требовал предоставления ему еженедельно подробного отчета о положении дел в каждом учебном заведении. Эти отчеты должны были лично представлять сами руководители учебных заведений.

Что касается Киевской духовной академии, проректором которой был митрополит Филарет, то можно сказать, что двадцатилетний период его проректорства был периодом особенного процветания ее в деле науки и духовно-нравственного развития. В этот период она привлекала в свои стены представителей других стран и даже иных вероисповеданий. По окончании академии они покидали нашу страну с чувством глубокой благодарности к воспитателям и особенно к великому архипастырю, окружавшему их своей заботой и вниманием. Особое внимание митрополит Филарет обращал на преподавательский состав академии, на характер и содержание лекций. На ректорскую и другие руководящие должности он старался назначать людей, хорошо знавших особенности и привычки местного края. Достойную смену преподавателям он стремился подготовить из числа воспитанников самой академии.

Пример, достойный подражания, представляла личная святоподвижническая жизнь митрополита Филарета. Это был великий молитвенник, тайно принявший на себя подвиг схимонашества 13 августа 1841 г. При точном и ревностном исполнении обязанностей, возлагаемых званием и долгом общественного служения, высокопреосвященнейший Филарет с особой строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития. Стремясь к уединению, он летом большую часть времени проводил в Голосеевской пустыни, которая находилась недалеко от Киева. Здесь он вел себя как самый простой инок. На его средства в этой пустыни была устроена каменная церковь. Отличительными чертами личности митрополита Филарета были его глубочайшее смирение и нестяжательность. С раннего детства он привык довольствоваться малым, и так продолжалось всю жизнь. Он не копил сбережений, а все, что имел, раздавал неимущим, сам оставаясь без копейки. Так было во время посвящения его во епископа, когда он, получив назначение на епархию, не мог выехать из-за неимения средств и вынужден был занять деньги на дорогу у своего студента. А смирение его было таково, что даже келейник мог отругать его за расточительность, которая заключалась в бесконечной милостыни нищим и помощи всем нуждающимся, которые были постоянными посетителями его дома.

Особое внимание уделял митрополит Филарет делу строительства, благоустройства и обновления храмов, преодолевая при этом все преграды со стороны лиц, недовольных его деятельностью. Большую помощь в этом деле оказывали благотворители, вносившие значительные суммы на обновление храмов. Митрополит Филарет содействовал устройству вокруг Лавры каменной стены, а также разрешил занять имеющиеся на территории Лавры помещения под гостиницу, странноприимницу и лечебницу.

С 1855 г. после тяжелой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, которые принимал как предвестники близкой кончины. Перенося их с терпением и благодушием, митрополит Филарет радовался приближению переселения в жизнь вечную. Он часто говорил: «Я вижу, Господь скоро позовет меня к Себе». Такая уверенность архипастыря не обманула его.

1857 год он встретил на одре болезни. Болезнь временами отпускала его, но ненадолго. «Храмина тела моего разрушается», — говорил он. Последнюю Литургию митрополит совершил 6 декабря 1857 г. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал Божественную Литургию в домовой церкви и причащался Святых Христовых Таин. До самой кончины сознание не оставляло митрополита. Находясь в очень тяжелом состоянии, он приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания. 21 декабря 1857 г. в девятом часу вечера высокопреосвященнейший митрополит Филарет скончался. Погребение совершалось 29 декабря согласно его завещанию в надпещерной церкви Воздвижения Креста Господня.

Святитель Филарет был образ «словом, житием, любовью, духом и чистотою». Истый монахолюбец, пламенный ревнитель святого подвижничества. Творец Иисусовой молитвы. Постник в строжайшем смысле. Обладал даром духовного ведения и исцеления, даром чудотворения, даром замечательной памяти и дерзновенной молитвы. Строгий к себе во всем и, особенно, в образе жизни высоко подвижнической, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к мерам строгости только в исключительных случаях. Сильный, глубокий ум, основательность суждения и проницательность, высокий дух веры и благочестия в строго православном направлении и вместе с тем простота, кротость и приветливость ко всем служили отличительными чертами характера архипастыря и внушали к нему глубокое уважение, даже более того — благоговение.