Онлайн трансляция | 12 сентября
Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
Проповеди
В Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом
Христос воскресе! Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В последнее воскресенье Пасхального периода Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское чудо – исцеление слепорожденного. Это завершение темы Силоамской купели, воды живой, и в частности прошлого воскресенья, когда мы с вами вспоминали встречу Спасителя с самарянкой. Спаситель действительно является Мессией, и во время Вознесения на небо был вознесен Тот, Кто действительно является Спасителем мира.
Последние недели Пасхального периода связаны между собой – исцеление расслабленного, история о самарянке. И здесь есть последовательность. Недаром святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, как вы слышали, уделил этому столько внимания и так подробно все описал. Вы знаете, что в Священном Писании нет ни одного лишнего слова, но были эпизоды, были случаи, когда евангелисты очень подробно описывали евангельские события, в частности чудо, которое мы сегодня вспоминаем. Обратите внимание на то, что речь идет не просто о слепом, а о слепорожденном, то есть о человеке, который имел врожденный дефект зрения. Восстановить человеку зрение – это означало то же самое, что заново создать зрительный аппарат. Однако, как вы поняли, есть слепота страшнее – духовная, которая из-за озлобленности, из-за сатанинской гордыни помешала книжникам, фарисеям и всему Синедриону увидеть в Чудотворце не просто проповедника, а Самого Сына Божьего.
Чудо исцеления слепорожденного в богословском понимании является многоплановым, и, наверное, сегодня нельзя будет полностью обо всем рассказать, проанализировать, а лишь подчеркнуть основные моменты. Во-первых, мы видим науку Божью, как надо относиться к празднику. Нам и в голову сейчас не придет осуждать человека, который подходит к чудотворной иконе, к мощам, к святыне с надеждой, что в большой праздник, в воскресенье, можно получить исцеление. Это Божье дело, но в те времена на такие вещи смотрели иначе. Формально фарисеи были правы: нельзя было делать что-то из глины, из земли, нельзя было носить постель, потому что суббота – великий святой день. Но слепота их заключалась в том, что они не понимали, в чем смысл праздника, на украинском языке «свята». Собственно, наше украинское слово «свято» точнее выражает этот смысл. Праздник – это день, который не заполняется чем-то, например, работой, трудом, тот, что в себе ничего не имеет, пустой. Действительно, в праздник мы не делаем наших личных дел. «Свято», пожалуй, является более содержательным и глубоким понятием. Оно происходит от слова святой. Отсюда «свято» надо святить, а чем святить? Добрыми делами. Поэтому, братья и сестры, мы видим и для себя большое наставление, чем заниматься в воскресенье. Поэтому будем использовать эту возможность, которую Господь нам посылает, проявляя Свою любовь и милость к людям.
Я боюсь назвать слепорожденного несчастным, потому что, наверное, назвать его сегодня так было бы несправедливо и некорректно по отношению к нему, а к Богу это было бы вызывающе. Счастье его заключалось в том, что он страдал не за свои или грехи родителей, а что на нем проявилось величие славы Божьей. И сегодня мы тоже видим такие вещи, которые порой неправильно оцениваются. Но никогда не надо делать выводов в тех делах, в которых мы не разбираемся. Среди нас есть священник незрячий, но спросите, несчастен ли он? Он скорее нас пожалеет. И поэтому, братья и сестры, главное в этой жизни, чтобы мы вовремя прозрели духовно.
Слепота телесная – это действительно беда, но она бывает и во благо, как и всякое испытание Божие. И вот в этом чуде мы видим, с одной стороны, то, насколько велик Господь и что Он Хозяин и Силоамской купели, и воды живой, воды спасительной, источника животворного, а с другой – как в таких ситуациях проявляется человеческая природа, чем она есть на самом деле. Эта тема актуальна и ныне – это слепота духовная.
Сегодня мы видим, что некоторые в обществе не понимают величия и сути Православия, что это действительно истинная, спасительная, Православная вера, что истина и благодать находятся в ней. Но есть люди, которые это понимают, подобно законникам и фарисеям, которые допытывались, объясняли, как бы понимая, но не видели того, что это Сам Спаситель. И сейчас люди видят чудеса, видят, что происходит в нашей Святой Церкви, как она процветает, какие духовные достижения она имеет, они все понимают, но все равно не воспринимают этого.
Не надо обольщаться, роптать и гневаться. Тема борьбы добра и зла, восстания сатаны против Бога – вечная. Итак, братья и сестры, вспоминая это чудо и поучаясь им, будем терпеливыми, смиренными, будем воспринимать и по достоинству оценивать то, что Господь посылает нам в жизни как проявление Своей милости и любви. Духовное прозрение очень важно в деле нашего спасения. Пусть наше зрение всегда будет обращено к духовному небу. Христос воскресе!
митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин
Редакция сайта www.lavra.ua
Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: