Онлайн трансляция | 12 сентября
Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
Житие
Святитель Павел (Конюскевич), митрополит Тобольский
Будущий митрополит Павел, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 г. в городе Самборе (Львовщина). Его отец дал сыну образование в местном училище. Петру хотелось продолжить это образование, и он отправился в Киев, поступил в Киево-Братскую академию. Учился юноша прекрасно и обратил на себя внимание замечательною кротостью, которая, однако, соединялась в нем с большою твердостью. Окончив курс, он был оставлен при академии учителем пиитики.
Благочестивый, тихий, любивший церковное дело, богослужение, он всегда чувствовал влечение к монашеству и на 28-м году постригся в иночество.
В звании иеромонаха он сопровождал настоятеля Лавры в Санкт-Петербург в качестве эконома.
В Киев уже ему не пришлось вернуться, так как был послан в Москву на видную должность проповедника при Московской Славено-Греко-Латинской академии.
Служа в Москве, он выделялся как способностями и даром красноречия, так и настойчивостью в труде и строгостью жизни. Через два года он был назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря, где оставался 15 лет и воздвиг много построек.
5 мая 1758 г. архимандрит Павел был рукоположен в епископский сан и назначен митрополитом Тобольским и Сибирским. После трудного и долгого пути он приехал в Тобольск 20 ноября и, проведя ночь в Знаменском монастыре, на утро облачился в летней его церкви и торжественным ходом пошел в Нагорный город. Совершив молебен в городских воротах, он проследовал в летний Успенский собор, где и отслужил Литургию.
И немедленно принялся он за дела своей громадной епархии. Преосвященный прежде всего обратил внимание на образование духовенства.
Существовавшая в Тобольске уже 20 лет семинария была поставлена плохо: в ней не было даже главного предмета — богословия. Открыв богословский класс, митрополит непосредственно наблюдал за преподаванием этого предмета.
Из Киева вызваны были трое ученых монахов для замещения учительских должностей.
Церквей в епархии было мало; большею частью деревянные, и пожары их были обычным явлением. Митрополит открыл несколько новых приходов. При нем в Тобольске и других монастырях воздвигнуто около 20-ти каменных храмов.
По отношению к духовенству он был суров к порочным, вызывал провинившихся в архиерейский дом и монастыри, приказывал употреблять их на черную работу. Однако эта черта его характера покрывалась его сострадательностью к нуждающимся, вдовам и сиротам.
Для обращения раскольников были назначены митрополитом два миссионера.
В 1764 г. в Иркутске при митрополите Павле обретены мощи святителя Иннокентия (канонизирован в 1805 г.), преставившегося в 1731 г., проповедника христианства диким племенам Сибири.
Это событие было последнею радостью в жизни митрополита Павла. Для него настало тяжелое время.
Митрополит Павел относился к закрытию монастырей и архиерейских домов и введению штатов с тем же нескрываемым несочувствием, как и Арсений Мациевич.
Как и повсюду, суммы, назначенные казною на содержание в Тобольске архиерейского дома и монастырей, оказались недостаточными. Митрополит видел, что многие сибирские иноческие обители, лишенные способов к существованию, заглохнут и не будут уже служить делу просвещения инородцев.
Все это побудило митрополита Павла изложить свое мнение о новой мере Синоду в откровенной, даже резкой форме.
Возникло дело. 22 июня 1767 года состоялось заседание Священного Синода, в котором Новгородский митрополит Димитрий (Сеченов) объявил повеление императрицы о вызове Тобольского митрополита Павла в Москву.
Рассказывают, что накануне этого заседания митрополит Павел явился во сне Димитрию и с гневом произнес ему на латинском языке следующее:
«Некогда отцы наши, и в числе их некоторые святые, даровали Церкви разные земные удобства и неприкосновенность тех пожертвований утвердили заклятиями. И я, человек грешный, недостойный епископ Церкви Христовой, не своими по истине устами, но устами отцов моих, проклинаю тебя, предателя церковных имуществ, и предрекаю тебе нежданную смерть!»
В Петербург митрополит Павел не поехал ни по первому, ни по второму указу и, оставаясь в Тобольске, продолжал управлять епархией. Тогда из Петербурга написали местному губернатору, чтобы он подтвердил митрополиту указание выехать через неделю, и в случае уклонения его от этого распоряжения, «онаго преосвященнаго выслать из Тобольска без всяких отговорок».
Но раньше, чем до Тобольска дошел этот указ, митрополит Павел 11 января 1786 г. сам выехал в Москву и, прибыв туда 2 апреля, подал просьбу об «увольнении от епархии и от правления епаршеских дел в Киево-Печерскую Лавру на обещание».
Священный Синод осудил митрополита Павла на лишение архиерейскаго сана, но императрица не утвердила этого приговора.
Из Москвы митрополит поехал в Петербург. Несколько раз императрица требовала его к себе, но он не ехал и говорил: «Я никуда не поеду, а только в Синод, которому обязан послушаниемъ».
Ему было предложено вернуться к управлению Тобольской епархией, но на это он не согласился.
«Я лишен епархии, — говорил он, — по приговору Синода и потому не могу возвратиться в нее. Пусть отошлют меня в Киево-Печерскую лавру, в которой я дал обет послушания настоятелю».
Ему в этом не препятствовали, и в августе он прибыл в Киево-Печерскую Лавру.
Когда он уезжал из Лавры, императрица прислала ему десять тысяч рублей. Он их не принял. Эти деньги оставляли в келлии его. Он их выбрасывал, говоря, что это огонь.
Наконец эти деньги были переданы в Киев, как бы от митрополита Павла настоятелю Лавры.
Настоятель уговаривал митрополита принять этот дар, по крайней мере для Лавры, на какое-нибудь полезное дело.
— А що ты устроишь, отче, на сей огнь? — спросил его митрополит.
— Да вот хоть бы чрез огонь церковныя главы вызолотить.
— Се добре, — сказал тогда митрополит: и деньги пошли на позолоту глав Великой лаврской церкви.
В Лавре митрополит Павел поселился в келлиях наместника, которые были для того вновь отделаны, и жил спокойно, окруженный уважением, как бесстрашный борец за права Церкви.
Он проводил время в строго иноческих подвигах и часто, несмотря на болезненность свою, служил как в Лавре, так и в Киеве.
Но лишь два года с небольшим пришлось ему пожить в месте «своего обещания». 4 ноября 1768 г. он после долгой болезни преставился «со всяким христианским порядком», как доносил Синоду архимандрит Лавры, то есть напутствованный Таинствами.
Тело его было по отпевании поставлено в склепе под Великой лаврской церковью и, по-видимому, никогда не было погребено. Впоследствии забыли, кто именно схоронен в этом гробе.
Митрополит Киевский, знаменитый ученый Евгений Болховитинов, в конце 20-х годов 19 столетия стал устраивать новый склеп для архиереев, погребенных под Великой церковью.
12 июня 1827 г. гробы, бывшие в склепе, стали переносить во вновь устроенные могилы. Когда дошли до гроба неизвестного архиерея, послали спросить митрополита, прикажет ли он переносить этот гроб. Митрополит ответил, что он решит этот вопрос, когда осмотрит гроб. Но в этот день сделать этого не успел.
В следующую же ночь ему представилась во сне буря; ему казалось, что дом его колеблется, и он проснулся. Тогда он услыхал, что по залам архиерейского дома кто-то мерными, твердыми шагами идет к нему.
Вслед затем двери спальной сами собою отворились, и в ночной темноте, весь сияя светом, к нему вошел неизвестный ему муж в архиерейском облачении величественного и грозного вида. На лице его был гнев, он стучал по полу посохом и приблизился к Евгению. Митрополит тотчас же встал с постели и хотел поклониться ему, но ноги и колени у него сильно дрожали, и он не мог этого исполнить.
Пришлец произнес на украинском: «Чи даси нам почивати, чи ни? Не даси нам почивати, не дам тебе и я николы почивати». Сказав это, он вышел такими же мерными шагами.
Утром митрополит Евгений пришел в Великую церковь, чтобы осмотреть гроб неизвестного архиерея.
Когда открыли крышку гроба, то пред ними в полном нетлении, точно спящим, лежал архиерей, который приходил к нему ночью и в том же самом облачении.
Пораженный митрополит со слезами стал класть поклоны, целовал его руки… Немедленно стали разыскивать, кто этот архиерей, и наконец открыли, что это митрополит Тобольский Павел, погребенный здесь 57 лет назад.
Митрополит отслужил о нем панихиду и велел оставить на месте его гроб.
Когда церковнослужители подниали крышку простого деревянного гроба, перед богомольцами лежал, как живой, спящий святитель. У него были русые волосы и борода. Спокойное лицо с закрытыми, несколько впавшими глазами. Руки были сложены на груди. Он покоился в митре и облачении.
В 1998-2000 гг. Великая лаврская церковь была восстановлена, и в ходе восстановительных работ в 1999 году мощи святителя Павла были обретены. Тогда же святыню перенесли в Дальние лаврские пещеры. Чин прославления святителя Павла был совершен 22 июня 2008 года. Более подробно см. тут.
Редакция сайта www.lavra.ua
Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: