Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Прп. Лаврентий затворник, епископ Туровский (1194)

Lavrentiy zatv copy

Память 11 февраля

По искушении преподобных затворников Печерских, Исаакия и Никиты, нашелся подвизавшийся в том же Печерском святом монастыре блаженный Лаврентий, который дерзнул как добрый воин Христов один бороться с ополчающимся врагом душепагубным. И сильно возжелал он молиться Богу в затворе, помышляя всегда, что о затворническом житии говорит Бог: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6). Но преподобные отцы возбраняли ему сделать это в святом Печерском монастыре, как более других терпящем брань от прельщающего врага, и вспомнили, как там враг одолел Исаакия и Никиту, боровшихся с ним наедине, так что они едва воздвигли их, помогая многими молитвами.

Тогда Лаврентий, испросив прощение, ушел в монастырь святого великомученика Димитрия, который создан был князем Изяславом, и там иночествовал в затворе. Начал он жить подвижнически и прилагать великое тщание о спасении своем, со всяким днем предпринимая все большие труды, умерщвляя все страсти похотей голодом воздержания и посекая их мечом духовным, то есть голосом молитвы, а разженные стрелы лукавого угашая водой слез.

Итак, благодатью Божией не только сам был предохранен от уязвления бесовского, но получил от Вседаровитого Бога дар исцелять чудотворно различные язвы и недуги в людях и изгонять бесов. К этому блаженному, между прочим, приведен был однажды для исцеления из Киева человек, одержимый бесом, лютым и сильным, так что дерево, которое с трудом несли десять человек, он поднимал и забрасывал один. Блаженный же затворник, желая, чтобы была прославлена благодать духовного его отечества, то есть Печерского святого монастыря, повелел вести туда этого человека. Тогда бесноватый стал вопить: «К кому посылаешь меня, я не смею и приблизиться к пещере, ради святых, положенных в ней. В монастыре есть 30 живущих черноризцев, которых я боюсь, с прочими я веду борьбу». Когда он исповедал это о благодати Печерского святого монастыря, снова приказал блаженный силой влачить его туда, чтобы то, что он сказал, было доказано. Провожатые, зная, что бесноватый никогда не бывал в Печерском монастыре и никого не знает в нем, спросили его, кто те, кого ты боишься,— всех братий было тогда в монастыре 118. Бесноватый перечел по имени тридцать и сказал: «Эти все могут меня изгнать единым словом». И сказали опять ведшие: «Мы хотим затворить тебя в пещере». Он же отвечал: «Какая мне польза бороться с мертвыми? Ибо те имеют теперь большее дерзновение молиться Богу о своих черноризцах и приходящих к ним. Но, если хотите видеть борьбу мою, ведите меня в монастырь, ибо, кроме тридцати (как я сказал), могу бороться со всеми прочими». И начал показывать он силу свою, говоря по-еврейски, потом по-римски, и по-гречески, и, короче говоря, всеми языками, которых тот человек никогда и не слышал, так что ведшие его сильно устрашились, дивясь изменениям языка его и разногласию.

Прежде чем войти им в монастырь, нечистый тот дух покинул человека, и исцелевший стал понимать все. Сопровождавшие его в радости вошли в святую чудотворную Печерскую церковь, чтоб воздать хвалу Богу. Узнав об этом, игумен со всей братией пришел туда же в церковь, и исцелевший не знал ни игумена, ни одного из тех тридцати, кого он назвал, беснуясь. Тогда спросили его: «Кто исцелил тебя?» Он же, смотря на чудотворную икону Пресвятой Богородицы, сказал: «С ней встретили нас святые отцы, тридцать числом, и так я исцелился». Имена всех из них он помнил, в лицо же не знал ни одного. Тогда все вместе воздали славу Богу и Его Пречистой Матери и блаженным Его угодникам.

О дальнейшей судьбе святого Лаврентия в «Патерике» Е. Поселянина сказано: «Он, как Варнава от Павла, разлучившийся на время от братии Печерской, множайший плод сотворил и, оставив в монастыре Изяслава много образов добродетельного своего равноангельского жития, снова возвратился в св. Печерский монастырь, где по богоугодной своей кончине, как не худший от прежних затворников, узкими вратами в живот вечный вшедших, с великим почетом положен в пещере».
На картах Ближних пещер с 1638 года упоминается святой «Лаврентий затворник».

Отдельно празднование памяти подвижника совершается 11 февраля (29 января по ст. ст.).


Многие из историков отождествляют преподобного Лаврентия затворника со святителем Лаврентием, епископом Туровским, который в «Послании» святого Симона к иноку Поликарпу назван в числе лаврских пострижеников, а в летописном «Слове о преставлении преп. Поликарпа, архимандрита Печерского» упомянут как участник возведения в 1182 году священника Василия на лаврское настоятельство. В силу этого мощи преподобного Лаврентия затворника в Ближних пещерах облачены в епископские одеяния. Но ряд исследователей, относя время действия «Слова о затворнике Лаврентии» к рубежу XI–XII вв., сомневаются в правомерности отождествления подвижника со святителем Туровским.