Онлайн трансляция | 12 сентября
Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
Обзор СМИ

Свт. Филарет (Амфитеатров) и Киево-Печерская Лавра. Часть 1
Святитель Филарет (Амфитеатров) по прибытии своем на Киевскую Митрополию избрал для себя постоянным местопребыванием не Софийский митрополичий дом, в котором жили ближайшие его предшественники, а Святую Киево-Печерскую Лавру. Это, по-видимому, малозначимое обстоятельство имело между тем великое и важное значение в отношении характера, хода и образа мыслей, действий святителя.
Будучи Митрополитом Киевским и Галицким, святитель Филарет занимал также место настоятеля Киево-Печерской Лавры. Он всевозможно заботился об исправлении каких-то порядков, «традиций», поступков братии монастыря, которые не отвечали духу монашества и братства.
Он писал к архиепископу Рязанскому Гавриилу: «Хорошо строить и великолепные храмы в обителях, но больше всего нужно устроить внутренние храмы в обителях попечением настоятелей об иноческой по Боге жизни, в которой ощущается великое оскудение в наше время». Эти слова святителя Филарета можно достойно признать негласным девизом всей его архипастырской и настоятельской деятельности по управлению Святою Печерскою Лаврою и всеми обителями Киевской епархии.
В управлении владыки Филарета как Священноархимандрита Киево-Печерской Лавры была та особенная господствующая черта, что он во всех распоряжениях своих являл себя не яко власть имеющий, но как неуклонный и ревностный последователь, или вернее — смиренный послушник всем уставам, правилам, обычаям и преданиям святых отцов Печерских.
Приведем несколько его распоряжений, резолюций на протоколах Духовного Собора Лавры, записей по этому поводу.
Менее чем через месяц по вступлении своем на Митрополию в своем предложении лаврскому Духовному Собору святитель Филарет писал о задействовании многих монахов к земледелию и хлебопашеству на обширных лаврских угодиях:
«Божиею милостию, предстательством Пресвятыя Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и молитвами преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских Святая, чудотворная, Небеси подобная Киево-Печерская Лавра доселе процветала и без хлебопашества. “Каждый в звании, в нем же призван есть, в том и да пребывает пред Господом”, — научает святой апостол Павел. Премудрым устроением Промысла Божия производить хлебопашество и пользоваться выгодами оного предоставлено хлебопашцам. Монашествующим же, облекающимся в ангельский образ служения Господу Богу, подобает возделывать ниву сердца своего постническими и молитвенными подвигами в безмолвии духа. Деннонощное славословие, беспрестанная молитва сердца и рукоделие, не нарушающее безмолвия духа, составляли ежедневное упражнение преподобных отец наших. В Святой Киево-Печерской Лавре по обширным ее заведениям и без хлебопашества довольно труда для монашествующих и для послушников».
О благопристойности поведения на братской трапезе:
«В пастырской заботливости о сохранении правил монашеского жития, установленного преподобными и богоносными отцами нашими Антонием и Феодосием Печерскими, поручаю Духовному Собору пред очами Божиими наблюдать без всякого уклонения, чтобы в братской трапезе при собрании братии для принятия пищи сохраняема была совершенная тишина и безмолвие. Ибо монашеская трапеза есть священнодействие. Все вообще, начиная с соборных старцев, которые обязаны подавать собою пример строгого соблюдения порядка прочим, должны в молчании слушать чтение священных книг, отнюдь ни с кем не разговаривать и прочее».
Вообще о нравственности святитель Филарет имел постоянное и особенное попечение. Это свидетельствуется многообразными отеческими его внушениями и наставлениями братиям при разных случаях, — о чем сохранились сведения и в записках, и в устных преданиях, а также и в неоднократных формальных предложениях. Подобного рода предложения он всегда начинал не иначе, как следующими вступлениями: «В пастырском попечении о сохранении в трезвости, в целомудрии и святыне монашеского жития братии, доверенной мне от Господа нашего Иисуса Христа, Ему же должен есмь дать ответ на праведном суде Его, святым Его именем заповедую Духовному Собору»…
К разряду подобных распоряжений должно отнести следующее предложение касательно церковного пения: «Издревле Святая Киево-Печерская Лавра сопровождала богослужение благоговейным пением, приводящим в умиление богомольцев. Имея долг и от всего сердца желая сохранить во всей полноте и точности древнее сей святой обители пение без малейшей перемены, поручаю иметь особенное об этом попечение наместнику Лавры и экклисиарху, и всемерно стараться избирать способных к пению монашествующих и послушников в клирошаны Великой церкви Успения Божией Матери. При пении клирошане должны стоять с благоговением в Небеси подобной церкви, подражая ангелам на небесах, с трепетом воспевающими величество Божие. Клирошан, замеченных в малейшем неблагочинии, как-то — в разговорах, бесчинном взирании назад и по сторонам и прочем — исправлять неослабно духовными наказаниями и о неисправляющихся доносить настоятелю для исключения из числа клирошан и из Лавры. Уставщикам правого и левого клироса предписать, чтобы они всемерное употребляли старание к сохранению пения в древнем его совершенстве и клирошан обучали как сами, так и посредством других клирошан в простом церковном пении, отнюдь не допуская на клиросах никому петь, кроме клирошан и канонархов».
Святитель Филарет равно ценил труды и нужды как высших начальствующих лиц из братии, так и послушников. Таковы, например, распоряжения его были касательно трудящихся и в просфорне, и в хлебне, и в поварне, где действительно, занятия трудящихся весьма тяжелые. Недаром всех новоначальных посылают на послушание и труды подобного рода с целью так называемого искуса. В одной резолюции по этому предмету между прочим писал владыка Филарет: «Смотрителю просфорни прибавить жалованья по 10 р. сер., а прочим трудящимся по 6-ти р.». Также: «Отцу келарю поручить, чтобы он усердных к своему делу и своими трудами заслуживающих представлял через каждое полугодие к награждению».
Святитель Филарет, рассуждая однажды о получаемых им самим денежных средствах и находя их действительно большими, особенно после увеличения жалованья по воссоединении бывших униатов, говорил так: «Вот казначей принес мне ныне (9 декабря) жалованье — все пятачки, гривенники, двугривенники; до праздника (Pождества Xристова) разойдутся все (на раздачу нищим). Да, — продолжал он свою речь, — Киевскому Митрополиту можно… (то есть иметь достаточно на этот предмет средств). А вот наместнику жалованья не много…, да, не много! Наместник же должен быть обеспечен в средствах. Здесь такое место; со всех сторон обращаются, отказывать же и трудно и нехорошо. Вот я назначил со своей стороны. Преемник, верно, не захочет изменить, постыдится, да было бы и несправедливо: трудов много и расходов много. Может быть и из братской кружки что-нибудь нужно прибавить». Упоминаемое здесь назначение со стороны святителя состояло в том, что он сделал формальное распоряжение, чтобы из доходов, причитающихся на его долю, выделять и выдавать Наместнику Лавры известную часть, составляющую весьма значительную сумму.
Стало известно святителю Филарету, что при чае некоторыми употреблялись белый хлеб, отделяемый от хлеба просфорного, и самые просфоры, хотя бы и не проскомидные но, во всяком случае, освященные уже самым назначением и имевшие на себе изображение святой печати с именем Господа Иисуса Христа. Это последнее оказывалось иногда соблазнительным для некоторых из приходивших богомольцев, питающих особеннейшее почитание к святым просфорам, получаемым в Святой Лавре. И вот в пресечение всех злоупотреблений и в то же время в утешение и в смысле особенного благословения от Святой Лавры старейшим из братий постановлено было выдавать по известному количеству и на известное время описываемый хлеб для келейного употребления и на случай позволительных приемов достойных посетителей.
Этим самым достигалась и та цель, чтобы избавить от забот, иногда сопровождающихся излишнею хлопотливостью и изысканностью в виде разных печений для предложения посетителям, для приобретения которых нужно было бы обращаться в городские пекарни и так называемые кондитерские, или же покупать у разносчиков и разносчиц, являвшихся прежде даже и в ограду самой Лавры.
Кстати, мы должны сказать и о сейчас указанных лицах и о предметах их торговли. Святитель Филарет неоднократно делал формальные распоряжения, чтобы отнюдь не позволять торговли съестными припасами и другими предметами как-то: крестиками, иконками, четками и в том числе просфорами не только во дворе Святой Лавры, но и в других местах, например, вблизи святых пещер.
Обратил же он на это внимание еще в самом начале своего служения и притом так, что не ограничился только внутренними распоряжениями и мерами, но тогда же сделал отношение к Киевскому городскому коменданту такого содержания: «Замечено мною, что при Ближних и Дальних святых пещерах женщинами производится продажа съестных припасов и других вещей, не приличная сим святым местам. Сообщая об этом Вашему Превосходительству, покорнейше прошу о воспрещении помянутой продажи сделать начальственное Ваше распоряжение и меня о последующем уведомить». На это господин комендант отвечал: «Я предписал по принадлежности принять решительные меры к прекращению торговли, не оставлю между прочим и сам наблюдать за точным исполнением к водворению порядка во всем, согласно желанию Вашего Высокопреосвященства». Из этого распоряжения очевидно, что беспорядки и неприличия по части описываемой продажи были слишком значительны и сознавались самими светскими начальственными лицами, а, следовательно, могли отзываться немалым соблазном для богомольцев и таковым же вредом вообще для братии. Потому ревностная и настоятельная заботливость высокопреосвященного Филарета была здесь настолько уместна, что по справедливости должно приложить к ней в известной мере и степени действия и слова Господа Спасителя при изгнании торжников из храма Иерусалимского.
К распоряжениям о заезде на территорию Лавры конных экипажей относится и следующее предложение святителя Филарета: «По завещанию преподобного отца нашего Феодосия и по древнему обычаю сим поручается Духовному Собору наблюдать как теперь, так и на все будущие времена, чтобы внутрь ограды Святой Киево-Печерские Лавры отнюдь не были впущаемы экипажи и повозки на лошадях кроме необходимых потребностей для обители, для чего имеются особые Экономические ворота и такой же особый двор житный».
Распоряжение это кроме того, что оно основывалось на завещании святого преподобного Феодосия, вполне достойное. Нужно знать, что святитель Филарет сам первый, несмотря на свое звание и старость свою, никогда не позволял подавать карету к крыльцу своих покоев, но выходил пешком за святые ворота и там же всегда останавливался, когда приезжал. Поступал же он так собственно по чувству благоговейного почитания к святости Лавры, которая достойно именуется чудотворною.
Заканчивая здесь выписку и сделанный нами посильный обзор некоторых распорядительных действий святителя Филарета за время его двадцатилетнего настоятельства в Киево-Печерской Лавре, что мы должны сказать про них по отношению к предметам и содержанию их, к духу и направлению, к значению и влиянию? Ответ, кажется, один, что многие, весьма многие правила, наставления, порядки и обычаи перейдут в роды родов в среде братии, как достосвященные…
источник: Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий и его время : Сост. в 3 т. архим. Сергием (Василевским). Т. 3. — 1888. – 712 с.
Редакция сайта www.lavra.ua
Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: