Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

17.03.2015

Социальное служение Киево-Печерской Лавры. Традиции и современный опыт. Часть 1.

иеромонах Филипп
Киев — Иерусалим земли Русской.
(Рескрипт Александра II Киевскому митрополиту, 26 августа 1856 года)

Да, действительно, невозможно не согласиться с этой аналогией. Подобно тому как в Древний Иерусалим стремились  пилигримы, чтобы увидеть Честный Крест Господень, найденный и воздвигнутый равноапостольным царем Константином и матерью его Еленой, точно так же не иссякают реки православных паломников, которые спешат на Киевские горы, где некогда по преданию был поставлен крест с обетованием славного будущего апостолом Андреем Первозванным…

Здесь, на правом берегу Днепра среди густой зелени леса, которая когда-то укрывала варягов, нападавших на корабли, раскинулась Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Именно в этом чудном месте, каждый найдет себе как утешение духовное, так и покой телесный. Вот как описывает свои воспоминания известный историк, археолог и писатель XIX века Николай Максимович Сементовский: «Еще был я в далеком расстоянии от нашего Русского Иерусалима, но душа моя и сердце пребывали уже в стенах святой обители Успения Богоматери… Несколько минут, и я был у святых стен лаврских, у тех стен, к которым стремятся благочестивые странники России, из нескольких тысяч верст, которых достигают, перенося неимоверные лишения, терпя голод, жажду и непогоды, дабы поклониться великой святыне Российской».

О всех своих гостях лавра всячески опекалась даже когда была еще маленькой общиной, состоящей из 12 монахов. Да и поныне открыта она для всех и готова помочь во всевозможных нуждах, будь то болезнь или же просто пропитание.

Больничный монастырь и корпуса для нездоровых паломников

Информация о первой больнице при Киево-Печерском монастыре отсылает нас к первым годам после его основания. Светлана Марковна Марчукова в своей книге «Медицина в зеркале истории» пишет: «В XI в. стала развиваться монастырская медицина, появились монастырские больницы».

Сведения о монастырской больнице содержатся в монастырских хрониках — «Киево-Печерском патерике» (XII в.). Он содержит упоминания о монахах, известных своим врачебным искусством. Это «пречудный лечец» Антоний и его ученик  «преподобный Агапит», исцеливший внука Ярослава Мудрого, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Сохранилось предание о том, что князь Владимир вызвал к себе Агапита, потеряв надежду на исцеление от тяжелой болезни. Однако Агапит не выходил за пределы монастыря. Он отказался посетить князя и прислал ему свое «зелье», от которого Владимир быстро поправился. После выздоровления князь пожелал щедро наградить искусного врача и передал ему богатые дары. Агапит раздал княжеские подарки неимущим людям.

Исторические параллели: при княжеских и боярских дворах на Руси издавна служили светские лекари («лечцы»), как русские, так и иноземные. Летописи XI—XII вв. сохранили упоминания о лечце-армянине («Ормянине»), который был «хитр зело во врачевании». К этому врачу, умевшему определять болезни по внешнему виду и пульсу, обращались князья Всеволод и Владимир Мономах. При дворе черниговского князя в XII в. служил врачеватель Петр по прозвищу Сириянин (сириец).

«Киево-Печерский патерик» содержит сообщение о медицинских диспутах («стязаниях о врачевськой хытрости») между Агапитом и «Ормянином», с одной стороны, и Петром Сириянином, с другой.

Упоминают хроники Киево-Печерской лавры и о «преподобном Алимпии». Он излечивал мазью прокаженных после того, как их не могли вылечить «волхвы и неверные люди». Больных и сирых, в том числе и душевнобольных, с XI века было принято отправлять в монастыри. Во многих монастырских больницах практиковали искусные во врачевании монахи. «Киево-Печерский патерик» содержит перечень требований к ним: лечцы должны были, ухаживая за больными, выполнять самую черную работу; быть терпимыми в обращении с ними; не заботиться о личном обогащении. Некоторые монахи-лечцы были впоследствии канонизированы Православной Церковью.

При монастырях часто содержались больничные палаты. До середины XVI в. на Руси существовали только монастырские больницы. Первая попытка возложить на государство часть заботы о здоровье людей связана с заседанием большого церковного Собора 1551 г., получившего название Стоглавого, или Стоглава. На этом соборе было принято решение о привлечении к работе в богадельнях для больных и немощных не только лиц духовного звания, но и гражданск ого населения. В царствование Ивана Грозного впервые было высказано намерение открыть государственные больницы и богадельни. Известно, что Свято-Троицкий храм, находящийся сегодня на территории Киево-Печерского заповедника в старые времена был частью монастыря, закрепленного за лаврой. Одно из его названий является также «Больничный». В журнале «Киевская старина» за 1886 кратко описывается история его создания: «Вблизи святых ворот лавры, с левой их стороны, за книжной лавкой, вход в больничный Свято-Троицкий монастырь. Он основан еще в начале XII века преподобным Николою Святошей, Черниговским князем, и вначале имел особого игумена, состоявшего впрочем, в ведении лавры; ныне старшее в нем духовное лицо называется начальником больничного монастыря. Церковь сего монастыря находится против ворот; она каменная, небольшой высоты, с длинным сводом вместо потолка, над алтарной частью глухой купол, которого глава вызолочена. Больничный двухэтажный дом на 32 кровати, с аптекой, построен в 1842 году при митрополите Филарете. В больнице пользуются больные преимущественно из лаврской братии. В 1861 году при самом больничном корпусе устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» которая освящена 15 апреля». Сергей Хведченя говорит, что братская больница была устроена в 1845 г. Продолжая рассматривать дела милосердия Киево-Печерской лавры в области медицины, хочется привести еще несколько слов об устройстве и традициях Больничного монастыря. Н. Сементовский пишет: «Больничный монастырь — к северу от Святых врат, за двором Лавры, при нем церковь св. Николая, Мирликийского Чудотворца. Основание церкви и больничного монастыря положено, как уже было сказано, Черниговским князем Николаем Святошею. При больнице этот праведник провел около тридцати лет своей иноческой жизни. В 1842 году устроено двухэтажное каменное здание больницы, в коем устроена домовая церковь, так что больные, не оставляя своих кроватей, могут видеть и слышать богослужение. В этой церкви женщинам дозволяется присутствовать при богослужении только три раза в году. Усопшие братья большею частию отпеваются в сем монастыре. Жители Киева особенно любят творить поминовения по близким им, отошедшим в вечность, в церкви этого монастыря. В ней перед образом св. Николая еженедельно, по четвергам, совершается акафист, а по субботам — Богоматери, также перед образом Богородицы».

В 1842 году при гостинице была устроена странноприимная лечебница, в которой могло поместиться до 105 больных. В XIX веке по словам М. М.  Захарченко это медицинское учреждение для паломников описывается таким образом: «Первый корпус направо от въездных ворот занят под лечебницу для заболевающих богомольцев. Лечебница устроена на 80 кроватей: 40 мужских и 40 женских; кроме того, в нижнем этаже этого же корпуса устроено еще особое отделение для заболевающих легкими болезнями. В 1866 году здание было перестроено; при этом в нем была устроена церковь во имя Божьей Матери, всех скорбящих Радости».

см. продолжение статьи

Иеромонах Филипп. Успенская Киево-Печерская Лавра, 2014
Фото иеродьякона Виктора (Пономарёва)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: