Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

11.06.2015

Социальное служение Киево-Печерской Лавры. Традиции и современный опыт. Часть 2

иеромонах Филипп

Прием паломников, размещение и их пропитание

Киевская периодика дает тщательную картину высокого уровня организации этой ветви социального служения Киево-Печерской лавры на конец XIX века: «По выходе из Дальних пещер, богомольцы возвращаются к церковной площадке «ветхого» монастыря той же крутой галереей, которой спустились, имея с левой стороны прекрасный вид на Днепр, а с другой монастырский сад.

В глубоком овраге, отделяющем Дальние пещеры от Ближних, находятся два колодца, из коих один приписывается преподобному Антонию, а другой преподобному Феодосию; к ним спускаются по крутым ступеням от Зачатьевской церкви и с холма Ближних пещер.

Возвратившись вновь на площадку «ветхого» монастыря, богомольцы обыкновенно направляются отсюда к лаврской гостинице, по дороге, пролегающей по верху между пещерного оврага, между монастырскими садами, оставляя вправо не так легкий путь по галереям и двор Ближних пещер. В конце этой дороги, там, где начинается лаврская гостиница, в древности существовала устроенная преподобным Феодосием странноприимница для нищих и увечных, с церковью во имя первомученика Стефана. На содержание этой странноприимницы шла тогда десятая часть монастырских доходов. «Таково бо бяше милосердие отца нашею Феодосия, говорится в его житии, аще бо видяте нища или убога, в скорби суща и в одежде худе, жаляшеси ею ради и вельми тужаше о семь и с плачем тою миноваше».

Лаврская гостиница состоит из 3-х двухэтажных и одного 4-хэтажного корпусов, с навесами для простых богомольцев и сараями для разных служб. В 3-х корпусах квартиры для приезжих и приходящих богомольцев, которые могут пользоваться ими безмездно до 2-х недель.

При гостинице с 1839 года заведена бесплатная трапезная для бедных странников. Основание сему учреждению положено, по благословению и по мысли киевского митрополита Филарета, графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской и усилено пожертвованиями вдовы тайного советника Марии И. Флоровой, Варвары А. Турчаниновой и жены полкового есаула Екатерины М. Дементьевой. Были и другие жертвователи на это богоугодное дело, не пожелавшие, однако, открыть свои имена для света» .

Видим, что традиции радушного приема и размещения паломников корнями уходят к временам святого преподобного отца нашего Феодосия.

В подтверждение этого можно привести статью, напечатанную в журнале «Киевская старина» за 1886. В ней говорится: «Между ветхим и новым печерским монастырем, на месте нынешней лаврской гостиницы, был странноприимный двор с церковью во имя первомученика Стефана, устроенный преподобным Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых, трудоватых. На потребности этой странноприимницы отпускалась десятая часть монастырских доходов. Кроме того, по установлению преподобного Феодосия, всякую субботу из печерского монастыря посылался воз хлеба для заключенных в темнице». Таким образом, на содержание отводилась десятина всего монастырского дохода.

Проследить эту традицию мы можем даже в XIX благодаря заметкам, сделанным Н. Сементовским: «Служение продолжалось за полдень. Но вот оно окончилось, а я еще жаждал молиться; но, повинуясь влечению выходивших из церкви, шел и я вслед за Архипастырем, к которому несметное множество народа прибегало за благословением, и поэтому выход его из храма должен был длиться. И вот он вышел и, все однако же сопровождаемый тысячеглавою толпою, поворотил налево от Успенского храма, где между Лаврою и трапезою, на столиках, рядами были поставлены большие мисы с кушаньем и лежали хлебы. Нищие и некоторые богомольцы, да и весьма многие из достаточных, прибывших в Киев на поклонение, спешили занять места за трапезою и отведать угощения Лаврского, учрежденного со времен ея преподобных основателей и бываемого в день Успения Богоматери и во дни, посвященные памяти Преподобных Печерских Антония и Феодосия. Митрополит благословил трапезу и отведал ея яства и хлеба».

В сведениях необходимых для путешественников, которые отправлялись в Киев, указывалось: «За оградой Лавры на юг от Великой Церкви, на пространстве от между этой церковью и Ближними пещерами, находятся здания лаврской гостинницы для приюта поклонников и в особенности низшаго класса, не имеющих средств нанять в городе помещение. Страннопримная гостинница на этом месте была устроена еще с 1058 года пр. Феодосием и при ней церковь св. первомученика Стефана. В гостиннице 5 корпусов содержать особые покои, которые занимаются желающими, с платою по собственному доброхотному жертвованию. В 1880 г. построен и ныне открыт т. наз. Новый корпус, представляющий 4- х этажное здание, со всеми удобствами. В нем около 50 №№, общая зала и наверху здание для богомольцев. На т. наз. дворянской кухне можно иметь постный обед порционно: большая порция нерыбного блюда стоит 20к., рыбного 25к.

Для бедных приют — даром, а также и трапеза — безвозмездно, от которой, в летние месяцы, ежедневно питается 2000 и более, а зимою не менее 300 человек. Богомольцы прибывают в Киев преимущественно весною. Чисто записанных в книгах гостинницы приблизительно следующее: в январе и феврале до 3 т., в марте 2,5 т. апреле 15 т., мае 85 т., в октябре, ноябре и декабре по 7 т. Народные бедствия несколько уменьшают число их, а голод увеличивает. Пароходство и устройство железных дорог к Киеву значительно увеличило число богомольцев».

Иеромонах Филипп. Успенская Киево-Печерская Лавра, 2014

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: