Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Интервью

13.01.2017

Сборник стихов архимандрита Пафнутия «Псальмы Печерские»

архимандрит Пафнутий

Недавно в свет вышел сборник стихов насельника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архимандрита Пафнутия (Мусиенко) под названием «Псальмы Печерские». По этому поводу есть несколько вопросов к автору издания.

— Отец Пафнутий, сборник стихов носит достаточно странное название «Псальмы Печерские». Какой именно смысл Вы вкладывали в эти слова?
— Прежде всего хочу поблагодарить нашего Наместника, митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла за его благословение и тонкое понимание души, возможностей и способностей каждого из нас, лаврской братии. Ведь именно в Лавре вышла моя первая книга «Рисованный крест», которая начинала писаться еще в Китаевской пустыни. Собственно, название этой, уже четвертой — «Псальмы Печерские» — тоже продолжает своеобразную творческую эстафету тех лет, именно в Китаевской пустыни я начал снимать фильмы на духовную тему, среди них «Псальм Иерусалимский», «Псальм Румынский», «Псальм Буковинский». Идея такого названия принадлежит моему другу, режиссеру и художнику Александру Столярову, который в Китаево стал моим духовным чадом. Александр тонко подметил особенность чисто украинского слова «псальм», «псальма» — это духовные песнопения, которые имеют место и для славословия Богу, и для выражения личного отношения автора к духовным явлениям. Народные псальмы, которые издавна в Украине исполняли кобзари и лирники, открывают людям духовный мир, красочными эпитетами и метафорами обогащают и доступно подают духовные истины и законы. Я назвал эту книгу «Псальмы Печерские», потому что там, кроме переложений собственно псалмов царя Давида, есть и другие стихи на духовную тему — о святых, о праздниках, о жизни, о близких и дорогих людях… Если бы я умел играть на бандуре, то и сам спел бы.

— Большинство авторов пишут и издают сборники своих стихов на одну тему. Тематика стихов в Вашем сборнике достаточно широка — от иподьяконов Блаженнейшего до военного противостояния на Востоке Украины. С чем это связано?
— Стихи для меня — возможность выражения того, о чем по объективным или субъективным причинам вынужден… не то чтобы замалчивать, но говорить сдержанно и взвешенно, как следствие этого, собственно, и требует монашеская жизнь. Поэтому здесь много посвящений — собственно, весь сборник посвящен памяти моих родителей Виталия и Виктории, которые ушли из жизни в прошлом году, достойно пронеся свой крест житейских испытаний. Здесь есть стихи, посвященные и Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию, у которого я несу монашеское послушание, и нашему Наместнику Митрополиту Павлу, лаврской братии, братии из Митрополии, среди которых — и иподиаконы Блаженнейшего, с которыми часто приходится выезжать в командировки. Каждый, с кем свела меня судьба в Лавре, представляет собой прекрасный образ настоящего брата, каждого есть за что поблагодарить, и если это не всегда удобно сделать в будничном протокольном режиме, то я сделал это в стихах. Есть в книге много стихов на патриотическую тему — Церковь, как известно, стоит над вопросом государственных границ, но каждый из нас, направляясь к Небесной Отчизне, Небесному Иерусалиму, помнит о своем земном Отечестве. У меня болит сердце за войну в Украине, я каждый вечер молюсь об украинских бойцах, прошу у Бога, чтобы вернулись живыми, чтобы Господь сохранил нашу страну и надоумил нашу власть, развернул ее лицом к своему народу, который достоин благополучия и лучшей доли. И они наступят, я в этом убежден, вот только не знаю когда. Пожалуй, это зависит и от нас с вами, дорогие отцы и братья, насколько искренней и усердной будет наша молитва об Украине.

— В Вашем сборнике Вы касаетесь темы отношений между братией Лавры. Не было ли нареканий по этому поводу со стороны самой братии?
— Лаврская братия — святая, я убеждаюсь в этом каждый раз, когда выходит новая книга, в которой упоминается кто-то из лаврской братии. Иногда — в серьезном контексте, но чаще — в шутку, с братской любовью. В этом сборнике есть несколько стихотворений в продолжение цикла с предыдущей — «Варнава и Поликарп», не могу не вспомнить об обстоятельствах, побудивших меня к написанию стихов именно об этих братьях.

Об о. Поликарпе я много слышал хорошего еще в Лавре, но не был лично знаком, и поэтому, когда на второй день, как я пришел в Лавру, о. Поликарп подошел ко мне в алтаре Крестовоздвиженского храма и скомандовал: «Шагом марш на клирос», не успел ни засомневаться, ни удивиться — не смел перечить такому авторитету. С о. Поликарпом у нас сложились теплые дружеские и братские отношения, как и с о. Варнавой, который был комендантом 53-го братского корпуса, в котором я жил сначала, мы с ним часто общались и в корпусе, и по дороге на службу, на трапезу. И о. Варнава и о. Поликарп очень любят Красногорский монастырь, однажды они меня пригласили с собой на празднование Преполовения, в обители это престольный праздник. В следующий раз я не смог с ними поехать, но написал им в дорогу небольшое стихотворение:

Через Рось, через Унаву
Полікарп везе Варнаву
В Красногірський монастир.
Будуть їсти свіжий сир.

Не знаю, чьими молитвами — о. Варнавы или о. Поликарпа — мне так понравился этот экзотический образ двух лаврских монахов, что я начал представлять их вместе на послушании, в паломничестве, на прогулке по Лавре, лучшие теоретические представления о братской взаимоподдержке нашли свое воплощение. И я благодарен этим братьям за понимание и за здоровое чувство юмора, без него так трудно иногда разрывать цепи житейских стереотипов и человеческих условностей.

— Ваша сборник разделен на четыре части. Имеет ли это какое-то символическое значение?
— По большому счету — это один день из жизни лаврского монаха: первый раздел «Рассвет» посвящен молитве, святым и лаврским святыням, второй «Полдень» — послушанию в Митрополии и командировкам по святыням Украины, третий «Навечерие» — воспоминаниям о родной Буковине и личным паломничествам, а последний «Вечер» — молитвенному уединению в келье, размышлениям о жизни и ее ценности. Это как четыре стены в келье, как четыре стороны Божьего мира, как четыре краеугольных камня нашего бытия.

— В Вашем сборнике достаточно много стихов о Ваших личных путешествия. Куда планируете ехать в следующий раз?
— Очень хочу посетить Грузию и ее православные святыни, мечтаю побывать в Сербии и Черногории — там тоже много православных монастырей, имеющих богатую, интересную и поучительную историю. Путешествовать надо не так часто, чтобы уже забывалась история твоей обители и страны, но и не так редко, чтобы терялась способность сравнивать и видеть ценность, святость своего родного, которое очень часто познается на расстоянии.

— Что вдохновляет Вас на написание поэзии, и планируете ли Вы попробовать себя в написании художественной прозы?
— Я писал прозу еще в юношеские годы, она меня больше привлекает, она глубже и шире в раскрытии образов и последовательностей бытия. Но и более затратная в смысле времени и усилий, чтобы писать прозу, надо из кельи выходить только утром на полунощницу и вечером прогуляться перед сном. А съесть можно и «Мивину» с яблоком, проверено: на голодный желудок и молится, и пишется лучше. К сожалению, в связи с моим монашеским послушанием в Митрополии я не могу себе позволить такой роскоши, поэтому пока что обхожусь небольшими стихотворениями, которые записываю на мобильник где доведется, где меня поймает вдохновение. А если будет Божья воля, то возьмусь и за прозу: это может быть роман-трилогия, в первой части которого будут детские воспоминания и хроника моего рода, через которую попробую по-духовному взглянуть на историю всей Украины. Во второй части речь пойдет о начале собственно монашеской жизни в Китаевской пустыни, а третья будет посвящена нашей дорогой Лавре и духовному восхождению, возможно, к тому времени Господь сподобит кроме личных соображений и воспоминаний написать еще и духовные советы из личного опыта.

3— И в завершение: что бы Вы хотели пожелать Вашим читателям? Желаем Вам и в дальнейшем творческих успехов.
— В канун светлого Рождества Христова хочу искренне пожелать и лаврской братии, и прихожанам нашей обители, всем читателям лаврского сайта мира, добра, творческого вдохновения и благословения на труды и молитвы. И чтобы свет Вифлеемской звезды, которая возвестила миру о Рождестве нашего Бога и Спасителя, не угасал в наших сердцах, чтобы вел нас путем спасения, и чтобы мы не потеряли способность видеть это сияние. И идти за ним.

Беседовал иеромонах Иннокентий (Пидтоптаний)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: