Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

«100 вопросов владыке»

«100 вопросов владыке» 100 voprosov00032 части. Выпущен в рамках проекта «Проповеди наших архипастырей». Отвечает на вопросы епископ Бориспольский Антоний — ректор Киевской духовной академии и семинарии. Каждый ответ — это маленькая проповедь, наполненная глубоким смыслом и пропитанная любовью к слушающему.

CD 1

1. Заставка.

2. «В чем заключается подвиг веры?»

3. «Как мне спастись?»

4. «Можно ли научиться любить Бога, и если можно, то как?»

5. «Человека привело в Церковь горе, теперь он регулярно бывает в храме, исповедуется, причащается… Может ли он считать, что теперь живет духовной жизнью? Если нет, то с чего она начинается?»

6. «С чего начинать борьбу со своими недостатками»?

7. «С чего начинается покаяние?»

8. «В чем суть покаяния? Иуда же раскаялся, деньги вернул, но это не дало ему силы пережить содеянное, вернуться к Учителю и жить дальше. Почему?»

9. «Если человек покаялся в тяжелейших грехах с намерением никогда больше их не повторять, достаточно ли этого для спасения?»

10. «Зачем нужны молитвенные правила? Разве нельзя к Богу обратиться без правил, от души?»

11. «Что делать, чтобы молитва была действительно молитвой, а не просто многословием?»

12. «Мне очень мешает невнимательность во время молитвы. Можно ли ее преодолеть?»

13. «Можно ли надеяться на спасение тому, кто практически лишен возможности молиться?»

14. «Можно ли проверить — преуспел ли я хоть сколько-нибудь в духовном делании?»

15. «Святые отцы писали о необходимости вести “невидимую брань”. В чем она выражается?»

16. «Всем ли необходима особая форма аскетизма?»

17. «Где заканчивается рассуждение и начинается осуждение?»

18. «Как жить здесь, чтобы жить там? И как мы там будем жить?»

19. «Почему в Церкви так часто звучит слово “мир”? Что оно означает?»

20. «Что делать современным людям, чтобы начать жить по-христиански?»

21. «В церкви часто слышишь “раб Божий”. Что вмещает в себя это выражение?»

22. «Говорят, что Царство Божие на земле невозможно, значит, и стараться — бесполезно. Зачем же петь в храме “…да приидет Царствие Твое”?»

23. «Часто слышишь: “Это — грех, то — грех... ” Можно ли найти четкое определение греха, чтобы ориентироваться, что действительно есть грех?»

24. «Почему теперь мы не видим святых? Может, их уже нет?»

25. «Может ли обещание награды после смерти быть стимулом для земной жизни?»

26. «Для тех, кто умер, не зная Бога, есть ли хоть какая-то надежда на Его милость?»

27. «Если взрослый человек недавно крестился, но о жизни в Церкви знает мало, с чего ему начинать?»

28. «Бывает так, что человек, работая в современном коллективе среди современных порядочных людей, ощущал себя нормально и комфортно. Но как только он начал ходить в Церковь, от своих прежних знакомых отошел и новых не нашел. Стало как-то неуютно. Возможно, что человек чего-то не понял?»

29. «Современный человек стремится к достатку, материальному благополучию, а Церковь провозглашает: ”Блаженны нищие…” Есть ли в этом противоречие?»

30. «Достаточно ли христианину ходить в Церковь, соблюдать обряды и при этом жить как все?»

31. «Почему в настоящее время так часто говорят о “конце света”?»

32. «Часто слышишь, что без духовного отца не спастись. Если это так, то как найти духовного отца?»

33. «В каких случаях можно доверяться безоговорочно священнику и возлагать на него груз ответственности за принятие того или иного жизненно важного решения?»

34. «Надо ли воспринимать слова священника как приказ?»

35. «Что такое младостарчество, и как не попасть в сети младостарца?»

36. «На наших приходах часто жена священника заменяет самого священника, т.е. раздает благословения делать то или другое в смысле даже духовных советов. Правильно ли это?»

37. «Сейчас на приходах ходят листки с так называемым правилом матушки Антонии, в которых даются указания, как искупить грех аборта. Имеет ли что-либо общее это правило с канонами Православной Церкви? И вообще, стоит ли доверять подобным листовкам?»

38. «На приходах все чаще появляются неизвестные до этого иконы, к примеру, икона “Воскрешающая Русь” с историей и поучениями. Но известно, что Патриарх запретил эту икону и все, что связано с ней. Скажите, пожалуйста, с чем связан запрет Патриарха, и что делать с образами?»

39. «В наше время многие спешат на так называемую отчитку, считая себя или близких бесноватыми. Действительно ли это необходимо, и только ли это может им помочь?»

40. «Ребенок, крещенный в детстве, растет в верующей, порядочной семье, вдруг начинает вести себя как одержимый. Говорят, нужно вести “отчитывать”. Действительно ли это необходимо?»

41. «Говорят, что, молясь о ближних, мы берем их грехи на себя. А у каждого своих грехов хватает, значит, небезопасно молиться о других?»

42. «Сейчас многие читают акафисты, молитвы, обращаясь к еще не прославленным подвижникам как к святым. Можно ли прежде прославления делать это? И как себя вести, чтобы не погрешить против церковных канонов и не оскорбить память настоящего подвижника?»

Общее время звучания: 79:35 CD 2

1. Заставка.

2. «Очень часто в наших лавках появляется литература сомнительного характера. Почему такая литература попадает на наши прилавки, и как избежать обмана?»

3. «Сегодня много говорят и пишут о всевозможных энергиях, путях усовершенствования человека, о самоисцелении и тому подобном. Как христианам к этому относиться?»

4. «Много говорится о духовном вампиризме. Когда он начинает действовать, и как от него оградиться?»

5. «В наши дни существуют курсы по нейролингвистическому программированию (попросту — зомбированию человека), на которых психика человеческая практически взламывается и человек становится послушным, внушаемым роботом. Как можно противостоять этому, и как распознать, когда происходит подобное вмешательство в сознание людей? Как избежать подобного влияния?»

6. «Почему наших современников так привлекают восточные религии, например, буддизм?»

7. «Иногда кажется, что жить духовной жизнью нам мешают внешние обстоятельства, которые ограничивают наш порыв. Хочется свободы. Оправдано ли такое желание?»

8. «Можно ли не погружаться в житейские попечения?»

9. «Что делать, если Евангелие, прочитанное неоднократно, представляется чем-то очень далеким от современной жизни, и живет как бы отдельной жизнью?»

10. «Свобода и послушание. Исключают ли они друг друга?»

11. «Правда ли, что Бог, запретив познание добра и зла еще в Раю, ограничивает жажду знаний и свободу человека?»

12. «Почему вместе с обращением к Богу (особенно в Ветхом Завете) всегда говорится о жертве? Разве без жертвы Бог человека не слышит?»

13. «Почему в Евангелии (от Матфея, 13-я глава, 18-23 стихи) Сеятель так неразумно выбрасывает три четверти посевного материала? Разве Он не знает, что не будет урожая ни на дороге, ни в бурьяне, ни на камне?»

14. «Почему в Евангельской притче Господь велел оставить расти сорнякам вместе с пшеницей? (Евангелие от Матфея, 13-я глава, 24-30 стихи)»

15. «Все Священное Писание, особенно Евангелие, можно назвать книгой встреч. А возможна ли встреча с Богом в наше время?»

16. «Говорят, что некоторым Господь прежде конца дает знать, что будет им помилование. В чем оно может выражаться?»

17. «Все говорят о трудах, о скорбях, а о радости не слышно. Хоть о чем-то можно христианину радоваться?»

18. «Когда очень тяжело, невольно думаешь: ”Почему Господь меня не пожалеет, ведь больше некому? Он же все знает!”»

19. «Зачем все время говорят, что нужно у Бога просить помощи? Он же все знает и должен был бы и без этого помочь?»

20. «Как Бог, Которого называют любовь, может допускать войны или другие страдания и гибель множества людей?»

21. «Господь в Евангелии учил по плодам различать людей. Как это делать, чтобы не ошибиться, и не будет ли в этом осуждения?»

22. «Говорят, что христианин должен быть подвижником, а если нет ни сил, ни возможностей, тогда как?»

23. «Говорят: “Спешите делать добро”, — а как его делать, если всю жизнь спешишь — на работу, домой, по своим делам… Ведь это никакое не добро, а обыкновенная жизнь?»

24. «Иногда я вижу, что люди живут такой пустотой, которая меня не только не может удовлетворить, но рождает желание вырваться, уйти. Но изменить я ничего не могу. Что делать?»

25. «”За что? Зачем? Почему вокруг столько горя и слез?” Где искать ответ на это?»

26. «Как-то перед исповедью старенький священник сказал, что нужно каяться в том, что мы — недостойная часть христиан. Другие думают по-другому: “Жизнь теперь тяжелая. Почему христиане должны думать еще о том, чтобы быть лучшими? Хоть бы так прожить… Не до жиру…”»

27. «Прошу у Бога: “Господи, дай мне терпение”, но остаюсь все таким же вспыльчивым, раздражительным, нетерпеливым. Почему?»

28. «Почему люди стали такими жестокими и бесчувственными?»

29. «Достаточно ли просто терпеть, стиснув зубы, когда обижают?»

30. «В жизни часто приходиться делать много того, что оказывается совсем ненужным. От потери времени и сил в душе остается ощущение подавленности, пустоты. Как избавиться от этого?»

31.  «Почему мы бессильны духовно? Почему у многих атрофировано чувство долга и мужества?»

32. «Откуда у многих, особенно молодых, такая жажда наслаждений?»

33. «Кликушество было во все времена. Как распознать этот дух и не поддаться панике, сеемой кликушами?»

34. «Можно ли доверять своим предчувствиям?»

35. «Почему многие наши современники считают себя несчастными и даже страдальцами?»

36. «Чем жить, если переживания идут одни за другими, кажется, все силы исчерпаны?»

37. «Почему так много скорбей?» 38. «Как вырваться из нашей суеты, пустоты, мелочности? Жизнь проходит, оставляя только ощущение потери времени…»

39. «Почему иногда всплывают старые обиды, которые давно простил, неприятные ситуации, которые бросают тень на ближних? Почему ощущается раздвоение в душе? И откуда идея “двойника”, о которой говорил Достоевский?»

40. «Как можно ко всем по-доброму относиться, зная, что есть, к сожалению, люди, которые охотно воспользуются этим и будут действовать по принципу: дай палец — откусим руку?»

41. «Иногда стараешься делать людям добро, а встречаешь бесконечные требования и даже злоупотребления. Как быть в таком случае?»

42. «Как быть, когда стараешься для ближних, а тебя не понимают?»

43. «Как отвечать людям, которые выспрашивают обо всем и обо всех, чтобы знать все новости, если вводить в свою жизнь таких любопытствующих совсем не хочется, но и откровенно врать тоже?»

44. «Как избавиться от привычки вмешиваться в чужие дела тогда, когда не просят, когда это только осуждение, от которого всем плохо?»

45. «Если нет денег (еле на жизнь хватает), если нет сил, если нет никаких особенных способностей, как делать добро людям?»

46. «Мне тяжело жить среди родственников. Совсем забыть и отвернуться — не по совести, да и душа болит — у всех одни неприятности. Что делать?»

47. «Жизнь становится все тяжелее, и страх исподволь сковывает душу, когда слышишь вокруг одни разговоры о преступлениях. Можно ли как-то себя защитить, а главное — душу сберечь от уныния и страха?»

Общее время звучания: 78:35 100 voprosov0001panorama Проект «Проповеди наших архипастырей»