Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

14.05.2015

«Радуйся, Макарие, явлением мощей твоих в Православии нас утверждая»

0514214 мая – День памяти священномученика Макария, Митрополита Киевского и всея Руси

«Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10:11).

Этой Евангельской истине была подчинена вся жизнь  Митрополита Макария. Смерть свою мученическую (†1497) он так же принял в полном соответствии со словами апостола. И тем стяжал  великую славу Небесную и неувядающую любовь Православного мира. Многие жизнеописания священномученика Макария предлагают нам точные даты, подробности его происхождения и воспитания. Однако серьезные исследователи настаивают, что это лишь плод логических построений и умозаключений. На самом деле впервые его имя упоминается в исторических свидетельствах уже тогда, когда он был архимандритом Свято-Троицкого монастыря в городе Вильно (ныне Вильнюс) — главного монастыря Великого княжества Литовского. Так что достоверно мы не знаем ни дня его рождения, ни родословной, ни как он пришел к Богу. Даже дня его пострижения в монахи мы не знаем. Однако точно можем утверждать, что священномученик Макарий был одним из величайших Митрополитов Киевских и всея Руси, показавших пример истинной христианской любви, стойкости в вере и пастырском самоотречении…

Не будем углубляться в дебри истории, однако отметим, что архиерейское служение Митрополита Макария пришлось на страшное для Руси время: время монголо-татарского вторжения, гонения на Православие и разделения некогда могучего государства на два княжества – Московское и Литовское. По ряду причин территории современных Украины и Белоруссии оказались в подчинении литовских князей.  Впрочем, несмотря на это разделение, Церковь осталась единой для обоих княжеств. Возглавлял ее Митрополит, носящий титул Киевский и всея Руси. Но так как в результате междоусобных войн русских князей и монголо-татарского нашествия стольный град был практически разрушен, то Митрополиты Киевские, в поисках благоустроенного и безопасного места, сменили много городов. Так еще в 1299 году святитель Максим, Митрополит Киевский и всея Руси переехал сначала в Суздаль, а затем еще дальше на север — во Владимир. В разное время резиденции Киевских Митрополитов находились также в Москве, Вильно, Смоленске, Чернигове…  Такая частая перемена кафедр привела к тому, что патриарх Константинопольский Филофей, как свидетельствует летопись, постановил, чтобы Киев, как город крещения Руси, «был собственным престолом и первым седалищем архиерейским».

Впрочем, Митрополиты не послушались его, а вскоре единая Митрополия разделилась на две части – Московскую и Литовскую. Соответственно и Митрополиты теперь стали носить разные титулы: «Московский и всея Руси» и «Киевский и всея Руси». Резиденция последних находилась в неприступном замке города Новогрудки (территория современной Литвы). На это тяжелое, кровавое время и выпало архиерейское служение священномученика Макария.  Страницы летописей свидетельствуют, что архимандрит Виленского Свято-Троицкого монастыря Макарий был известен далеко за пределами обители. Подвижническая жизнь, неустрашимая преданность Православию и отеческая любовь к братии сделали его одним из самых любимых и почитаемых в народе священнослужителей. А безукоризненное следование монашескому уставу и обязанностям настоятеля монастыря привели к тому, что в сравнительно недолгий срок обитель была приведена в цветущее состояние, в ней был построен странноприимный дом, а число православных среди мирян, несмотря на давление католической Польши, стало неуклонно расти.  И потому, когда в 1494 году умер Митрополит Иона и собор православных епископов Великого княжества Литовского возвел архимандрита Макария в сан Митрополита Киевского и всея Руси, паства с восторгом и любовью приняла эту новость как признание заслуг своего любимого батюшки перед Самим Христом. Но, к невыразимому горю православных, век новопоставленного Митрополита был недолог.  С первых же дней своего архиерейского служения Макарий непреклонно отсекал любое стороннее вмешательство в дела Православной Церкви. Когда правительство Польши, желая сближения Литвы с Московским Царством, предложило великому князю литовскому жениться на дочери царя Ивана III Елене, венчать молодоженов должен был Митрополит Макарий. Но будущий священномученик категорически отказался проводить богослужение вместе с католическим епископом. После свадьбы же Митрополит стал наставником православной княжны. Именно его стараниями Елена не поддалась на уговоры римских легатов перейти в католицизм. И даже когда ей грозили лишением короны, она отказалась изменить Православию.  Исторические источники того времени свидетельствуют, что Митрополит Макарий много раз обращался как к самой великой княгине Елене, чтобы она не поддавалась «латинскому закону», так и к ее супругу князю Александру, с просьбой прекратить издевательства над православными людьми в Литовском княжестве. При этом Макарий никогда не забывал, что он Митрополит не только всея Руси, а, в первую очередь, Киевский. Всем сердцем стремился он в разрушенный Град, переживая за судьбу каждого православного, лишенного архипастырского благословения. А преподать его было особенно важным потому, что за несколько лет до возведения его в сан Митрополита, Киев претерпел одно из самых опустошительных нашествий татар.  Крымский хан Менгли-Гирей не просто захватил город.

Летописцы  оставили свидетельства о целенаправленном разрушении Софиевского собора и Киево-Печерского монастыря, убийстве монахов и глумлении татарской орды над православными святынями. Потому Митрополит Макарий считал своим пастырским долгом поддержать отчаявшихся, утешить обездоленных, утвердить в вере всех страждущих. Он понимал, насколько для всего православного люда было важно, чтобы их архипастырь вместе с ними молился за возрождение православного Киева. К тому же стольный град, эта древняя кафедра уже почти 200 лет не посещалась Киевскими Митрополитами, представляя собой лишь призрачную тень былой славы и величия.   Владыка Макарий ясно осознавал, что необходимо вернуть православную столицу православному народу. Летопись сохранила для нас его слова: «Я хочу исполнить мой святой долг, как архипастырь. Да будет на мне воля Божия». Несколько раз он порывался отправиться к Матери Городов Русских, но каждый раз военные набеги татар мешали ему осуществить задуманное. И вот в 1497 году, собрав деньги для восстановления Киево-Печерской Лавры и Софии Киевской, Митрополит пустился в дорогу.  Плывя со своими спутниками по реке Припять, святитель остановился недалеко от города Мозырь, в селе Стриголово для совершения Божественной Литургии. Но во время богослужения стало известно, что татары, осаждавшие Мозырскую крепость, узнав о появлении православного Митрополита, решили пленить его. Когда об этом сказали святителю, он мужественно ответил: «Спасайтесь детки, а мне нельзя, я отдаю себя воле Божией» и продолжил совершать Литургию.  Дальше летописцы расходятся во мнениях. Одни утверждают, что священномученик был обезглавлен прямо в алтаре, другие – что его вывели на близлежащие болота. Также есть предположение, что во время нападения татарам пришлось отсечь правую руку Макария, в которой он так крепко держал чашу для причастия, что нападавшие не смогли ее вырвать. А в самом селе до сих пор передается такое предание: «По убиении святителя Макария нечестивцы волокли обезглавленное тело св. Мученика за ноги к реке Припять, но поскольку там было непроходимое болото, татары бросили тело в непролазной топи, а голову святителя забросили в реку. Позже голову мученика нашли на песчаной отмели реки Днепр».

Это событие стало настоящим ударом по осиротевшей пастве Митрополита Макария. Современник священномученика пишет: «Так Бог попустил по нашим грехам. Грешники мы от ног до головы, но уповаем на Господа Бога. Такая смерть с архиереем Божиим случилась для того, чтобы более награжден он был. Он отправился в Киев, желая помочь Софии – церкви Божией, разоренной прежде того теми же нечестивцами… Ужасно, братия, если так случилось с архиереем Божиим, по попущению Божию, то мы, как избежим гнева Божия за наши дела? Пред кончиною за 8 дней, некто открыл ему близкое разлучение души его с телом, но он как человек, несколько усомнился. С самого того времени, как приняли мы Крещение, никогда не случалось на земле Русской того, что случилось с архиереем Божиим».  Историки Церкви, сопоставив летописные и архивные факты, пришли к выводу, что нападение отряда татар на Скрыгалов было организовано не без участия Литовского правительства, не желавшего видеть во главе митрополии такого стойкого защитника Православия, как священномученик Макарий.  Как бы то ни было, нетленное тело своего архипастыря местные жители обнаружили только к концу лета. Когда об этом узнали иноки Киево-Печерской Лавры, то благоговейно перенесли честные останки замученного святителя в Киев, в Софийский собор, куда он так стремился при жизни, и куда так и не попал. По их же прошению Митрополит Киевский и Галицкий Макарий II осуществил первое официальное прославление священномученика. Было это в 1547 году.  Интересно, что память священномученика Макария, Митрополита Киевского и всея Руси раньше праздновалась в день преподобного Макария Египетского – 19 февраля. И только при Митрополите Киевском и Галицком Евгении (Болховитинове) с 1827 года память священномученика Макария стали праздновать 14 мая, в день его мученической кончины. В этот день после Литургии раку с мощами святителя, с пением тропаря и кондака священномученику, крестным ходом обносили вокруг Софии Киевской.  Ныне святые останки несгибаемого защитника Православия почивают во Владимирском соборе Киева, к великому прискорбию захваченном раскольниками. И это глубоко символично: мощи священномученика были и в руках католиков, и самосвятов-автокефалов, теперь – раскольников. Но повсюду, где покоились они, со временем утверждалось истинное Православие.

Потому, верим, и нынешняя кровоточащая рана раскола заживет по нашим молитвам и подвижнической жизни. И священномученик Макарий, как и раньше, поможет нам в этом праведном и неотложном деле. Ведь не зря поем мы в акафисте: «Радуйся, Макарие, явлением мощей твоих в Православии нас утверждая».

Олег Афонин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: