Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

23.05.2015

Просветители Европы

lavra.ua

24 мая – день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия


Впервые эта дата была отмечена в Болгарии, в 1853 году, как День памяти «…учителей болгарских и всех славянских народов, создавших славяно-болгарские буквы и труд великий осуществивших, переведя Святое Писание с греческого на наш родной славяно-болгарский…». На Руси этот праздник начали отмечать с 1862 года. Кто же были эти люди, давшие начало славянской письменности, грамоте и культуре? Подробно об этом рассказано в «Житиях святых» святого Димитрия Ростовского. Мы же остановимся на ключевых моментах, наглядно демонстрирующих величие их духа и разума, благодаря которым славянский мир стал ревностным хранителем Православия.

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим.

Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем как о хорошем воине, поставил его воеводой в славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Таков был Божий Промысел, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав житейскую суету, Мефодий стал все чаще задумываться об отречении от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он отправился подвизаться на гору Олимп.

Его брат – святой Константин – еще в юности показал блестящие успехи, как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в монастырь. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.
Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, и Константин имел постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.

После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.

 Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью брата и своих учеников он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке. Они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. В 867 году святые Мефодий и Константин были вызваны Папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, Папы Римского, Константин и Мефодий отправились в Рим. Когда они прибыли туда, Николая I уже не было в живых. Его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. Папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. И через 50 дней после этого равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42-х лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.
А святитель Мефодий в последние годы своей жизни с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и Патерик.

Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание его было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском. Погребен он был в соборной церкви Велеграда – столицы Моравии.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий были причислены еще в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века, а древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году и получило особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».
Семена просвещения в духе Христовом, вброшенные равноапостольными братьями на славянскую почву, дали обильные всходы в трудах братии Киево-Печерского монастыря: здесь была одна из самых больших библиотек, развивалось богословие, история и христианская философия. Таким образом, научная и просветительская деятельность заняла в жизни лаврских монахов особое место. В дальнейшем в Лавре появилась первая в Киеве типография, которая почти мгновенно приобрела международный авторитет. Так свет Православия, принесенный славянам Кириллом и Мефодием, распространился на всю Русь, просвещая и согревая души новых христиан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: