Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Проповеди

17.02.2020

Проповедь в Неделю о блудном сыне

арх. Лавретий (Малюк)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, нечто важное сегодня предложено нам Евангелием, и не просто важное, но самое важное для нас с вами мы слышали сегодня в Святом Евангелии. Мы слышали о милости Господней к нам. Начиналось это Евангелие с того, что у некоего отца было два сына.

Святые отцы говорят нам о том, что образ этих двух сыновей – это путь с Господом и путь без Господа, это – путь смирения и путь гордости человеческой.

И действительно, в нашей с вами жизни эти два понятия переплетаются постоянно. И каждый переживает их по-своему, но и каждому Господь посылает свою милость.

Один из сыновей, младший, еще несовершенный в духовной жизни, приступил к отцу и попросил отдать ему его часть имения. Интересно, что этот сын требует часть того имения, которое отец приобретал для своих сыновей.

Что же ты требуешь? Возможно, нужно было подождать, чтобы отец увидел в тебе силу, что ты можешь правильно управлять, пользоваться, раздавать это имение, и тогда он сам отдаст сыну часть имения, ведь тогда пришло бы время, чтобы сын мог управлять своей частью имения. Но отец разделяет свое имение между сыновьями, потому что к каждому человеку Господь относится одинаково и каждому дает по Своей справедливости и честности.

И, получив свою часть имения, сын очень быстро уходит в далекую страну. Он не раздумывает, не получает благословения отца, но сразу же уходит. И когда мы с вами, братья и сестры, чувствуем власть греха, его сладость, то, не раздумывая, спешим к тому или иному греху. Уйдя в дальнюю страну, он расточает свое имение, живя блудно и недостойно.

Под словом «блудно» нужно понимать не только сам грех блуда или прелюбодейства, нужно понимать и заблуждение человека, неправильный образ жизни, движение в сторону, когда ты уверен в своей правоте, а все окружающие, которые указывают тебе на твой грех, как нам кажется, неправы. И такой человек, пребывая в гордости, заблуждается во всем.

Гордый человек, как обычно, становится глупцом, теряет ум, видит только то, что ему нужно.

Гордый человек хочет похвалы, хочет, чтобы вокруг него были люди и говорили ему о том, какой он прекрасный, как он красиво живет. А вокруг такого человека собираются люди, которые им пользуются, истощают его, особенного тогда, когда у него много денег. Они хвалят и целуют его ровно до того момента, пока у него не станет денег.

Так случилось и с младшим сыном. Когда он расточил все свое имение и в той стране наступил голод, он обратился к какому-то хозяину, чтобы тот взял его к себе. И этот хозяин, которого святые отцы называют дьяволом, выжав человека как лимон, замучил его душевно, предлагая всякий грех за правду, дает ему место пасти свиней – самое постыдное в Ветхом Завете делание. Мало того, дьявол не просто отсылает его на самое худшее, он запрещает этому голодному человеку вкушать от пищи, которой кормит свиней. Только подумайте: пастух свиней не может вкусить даже их пищи. Это – дьявольская награда! Полностью уничтожив человека, насмеявшись над ним, он все дальше мучает его и все больше издевается над ним. Но милость Божественная неоскудевающая. Посмотрев на себя, почувствовав всю беду своего состояния, вспомнив всю благость жизни с отцом, он пришел в себя, как говорит Евангелие.

Что послужило поводом осознания этим человеком, что  с ним что-то не так? Голод? Возможно. Воспоминания о хорошей жизни? Несомненно! Воспоминания о радости пребывания с отцом, о благодати, о чистоте, о любви своего отца и своих близких? Это все послужило поводом для того, чтобы он пришел в память и увидел свое плохое состояние. Он увидел разницу между Отцом Небесным и дьяволом, который издевается над человеком. И тогда он вспомнил, сколько у его отца рабочих, которые преизобилуют хлебом, и решил, что пойдет к отцу со словами: «Отче, согрешил на небо и пред тобою», и попросится быть хотя бы одним из его наемников, потому что недостоин называться его сыном. А сколько человек готовился к тому, чтобы сказать эти слова? Cколько он сидел у корыта со свиньями? Сколько мыслей у него было? И он находит самый правильный путь для возвращения к отцу – покаяние! Сын не просто подумал об отце, но решается на действие. Он встает и идет к отцу, не просто размышляет, не просто сидит, но делает дело, ведь вера без дел мертва есть. И человек, осознав свой грех, движется к Господу.

Блудный сын осознал свой грех и для себя устанавливает епитимию: не буду сыном, но буду наемником. Сын готов подчиняться отцу во всем. Это – образ истинного покаяния и истинного делания. Сын еще не дошел домой, как отец увидел его. Господь ждал его. Он выходил каждый день и ждал сына. Отец выходит к нему навстречу в радости великой и обнимает сына. Отец не дает сказать ему ни слова, а этот сын как покаянную молитву изрек: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим!» (Лк. 15:21). Эти слова и для нас должны звучать как покаянные. А милость Господня идет навстречу человеку, предваряет его.

Эту милость мы видим каждый день и в своей жизни: Господь с распростертыми на Кресте руками ждет каждого из нас и дает возможность ощутить эту великую милость, милосердие и любовь Божию.

Что произошло дальше, все мы знаем: отец повелевает заколоть тельца и делает пир по случаю возвращения младшего сына. Для Господа самая великая радость, когда мы, будучи потерянными или заблудшими в грехе, возвращаемся к Отцу нашему Небесному. Во время пира старший брат, который служил отцу верой и правдой, узнав о возращении младшего брата, вместо того, чтобы проявить радость по данному случаю и любовь к брату, проявил холодность и укорение по отношению к отцу.

Отец встает и выходит к старшему сыну и просит его войти и возрадоваться, что его брат «был мертв и воскрес». Отец дает понять старшему сыну, что тот справедлив, но у него нет любви, что он строг, но у него нет милосердия, что тот хочет поступить по правде, но не поступает по милости. И вот когда мы с вами, братья и сестры, выйдем из храма, то можем проверить, как поступаем мы: по правде и по милосердию, или нет? Так мы и определим, какой плод того, что мы являемся чадами Церкви. Часто мы выходим из храма, соблюдая закон, но дальше продолжаем жить без любви и без милосердия. Некоторые святые отцы говорят, что в старшем сыне проявилась зависть, а она приносит в сердце человеку немилосердие. Единственная вещь, которая проявляется через милосердие, которая помогает нам жить в этом мире, которая имеет для нас смысл – это то, что принес нам Господь наш Иисус Христос. Это – Любовь! Аминь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: