Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Духовная сокровищница

01.03.2024

О Царских сыновьях. Часть 1

святитель Миколай Сербський

Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. (Еф. 4:6)

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. (Рим. 8:14)

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих. (Мф. 18:10)

 

photo_2024-02-28_11-26-29Все люди – сыновья царские, дорогие братья. И те нищие, что одеты не по-царски, стоят перед дверьми этого храма и тянут к вам руки за подаянием, верьте, и они царского происхождения, как и все вы, кто по крови, богатству или положению чувствует себя ближе к царям. Когда, выходя отсюда, вы опустите в их руку мелкую монету, знайте, что положили ее в руку того, в ком еще есть капля царской крови. Вспомните, что их предки в сотнях поколений назад могли быть царями, а ваши – нищими, и что их предки могли подавать вашим предкам милостыню. Вспоминайте об этом и обращайтесь с ними так, как обходились бы со своими предками или своими потомками будущих поколений.

Все мы сыновья царские, ибо каждый из нас может найти в своей родословной по царю. Разница лишь в том, что кому-то нужно меньше времени на исследование прошлого, нужно перелистать меньше страниц родословной, пока не дойдет до первого царя в своем роду, а кому-то придется приложить больше усилий, перебирая умерших предков: у одного первый предок – царь, а у другого царь был в пятидесятом или в сотом колене. Все мы уважали бы друг друга или хотя бы интересовались друг другом больше, если бы знали родословные других. Для начала достаточно интереса, ибо без него нет ни уважения, ни симпатии. К извозчику, который вас везет, вы относитесь с меньшим интересом, чем к придорожному камню, вы останавливаете взгляд на деревьях у обочины, чаще, чем на нем. Но представьте, как изменилось бы ваше отношение, если бы вам сказали, что предок вашего извозчика во времена Иисуса Христа был царем! Вы обратили бы свое внимание не на деревья и камни вдоль дороги, а на человека, погоняющего коней перед вами – на судьбу падшего царя.

Некоторые элегантные дамы, например из Общества защиты животных, одевают своих собачек в шелка и укладывают на пуховые кроватки, не задумываясь о своих слугах, которые спят на циновках. Но представьте, как бы удивились эти дамы, если бы им сказали, что во времена Соломона предки их собак были собаками, а предки их слуг – царями.

Многие из нас грешат против себя и против других. Грешат против себя тем, что забывают о своем царском происхождении, а против других, забывая, что и те сыновья царские. Многие из нас потеряли из вида нить, связующую нас в прошлом с царским предком, и низведенные судьбой в степень простолюдинов, сами низвели себя до степени людей недостойных.

Истинного сына царского отличает уважение к себе и к другим, он уважает себя за царей – своих предков и царей – своих потомков: за других он уважает себя. Впрочем, иного уважения и не может быть. Эгоист не способен себя уважать, он способен лишь на самовлюбленность. Уважать себя может только человек, чувствующий себя частью других. Истинный царский сын видит в себе своих предков и своих потомков, видит два мира, которые сейчас встретились в нем. Он смотрит на себя как на избранный сосуд, вмещающий прошлое и будущее, или зеркало, в котором они отразились.

Но он не допустит, чтобы в нем отражались все без разбора, он хочет быть зеркалом для царей, лучших из них. Он хочет видеть в себе лучших представителей своего рода, сравнивать себя с ними, брать с них пример, соревноваться с ними, мысленно беседовать и советоваться с ними, ставит себя в их положение, а их в свое. Он любит испытывать себя, искать сколько в нем царской крови – крови его лучших достойных предков. Эту истинную царскую кровь он ищет в своем духе и характере, не только в теле. Он чтит царскую кровь в себе как святыню, которая дана ему и которую он должен передать другим.

Истинный царский сын уважает себя и других, уважает людей по той же причине, что и себя: он видит в других царских сыновей. Ни дурной характер, ни низкая культура, ни скромное положение, ни плохая одежда не мешают истинному царскому сыну видеть в них царское достоинство, ибо он видит далеко, ищет и находит его в прошлом человека то, чего не видит, но хотел бы видеть сейчас. Если он тщетно ищет в первых поколениях, возвращается лет на сто назад и находит его там. Если нет, возвращается на тысячу, несколько тысяч лет назад и там ищет. А если не находит и там, то ищет и находит его в первом человеке – прародителе рода человеческого, не найдя там, ищет и находит в Творце человека, в Царе царей – в Боге. И когда находит царское происхождение человека, истинный царский сын видит в нем брата.

Этот брат может быть не таким благополучным, может быть падшим или заблудшим, раздавленным жизнью или по своей воле униженным и разоренным, истинный царский сын никогда не отречется от брата своего, напротив, чем брат несчастнее, тем ближе он станет сердцу его, тем лучше он поймет судьбу брата, тем больше станет уважать его.

Неисповедимы судьбы человеческие! Люди возносятся до царского трона и падают до нищенской сумы, возвышаются до царской мудрости и падают до болезненной слабости. Нет судьбы, которая шла бы по прямой линии, она то взмывает ввысь, как струи фонтана, то скрывается под землей, словно подводная река. Из деревенских хижин люди взмывают на царские высоты и с царских высот вновь оказываются в хижины. И в фонтане, и в подземной реке течет та же вода, она вытекает и возвращается в океан, он – исток и устье. Так и с людьми. И на царственной высоте, и в пастушьих низинах живут сыновья одного и того же Царя, Который есть исток и устье для всех, Который знает число детей своих и видит во всяком из них частицу царского достоинства.

Поэтому каждый, кто ищет свое царское происхождение, найдет его: в истории, в царях земных и, без сомнения, найдет в Царе Небесном. Для тех, кто верит в Бога, ясно как день, что все люди – сыновья царские, ибо все они сыновья Божии.

Истинный царский сын одновременно и сын Божий. Кто сознает себя как истинного сына Божия, тот осознает себя и царским сыном, и тот, кто осознает себя как царского сына, осознает себя и как сына Божия. Тот, кто говорит о себе – я царский сын, потому что мой отец и дед были царями, чувствует в себе меньше царского достоинства, чем тот, кто говорит – я царский сын, потому что Отец мой Небесный – вечный Царь. Истинный царский сын чувствует себя членом вечно правящей и вечно всесильной божественной династии. И это чувство высоко держит его мысль и его сердце.

Все мы, дорогие братья, сыновья царские, но не все мы – истинные царские сыновья. Мы не можем не быть царскими сыновьями, ибо наш Отец – Бог, Царь царей, но мы можем быть или не быть истинными сыновьями царскими, поскольку наше царское достоинство зависит не от наследства, а от нас. Никто из нас не является истинным царским сыном, ибо у нас не царские помыслы и не царское отношение к себе и другим. Среди нас есть такие, кто, отрекся от своей царской, божественной династии и называет себя членом династии обезьян.

«Основателями нашего человеческого рода были обезьяны, – говорят эти люди, – они наши праотцы, а мы их потомки».

Скажете ли этим людям: «Допустим, это так, мы произошли от обезьян, но разве сами обезьяны не царского происхождения? Разве не находите вы царской династии до обезьяньей?» «Нет, – ответят вам, – до обезьян были обезьяны, а до них были черепахи, а до черепах – инфузории».

Скажете ли: «Допустим, так. Пусть мы произошли от обезьян, обезьяны – от черепах, а черепахи – от инфузорий. Но разве и черепахи, и инфузории не царского происхождения? Разве не было еще до династии инфузории, возвышенной царской династии?»

«Нет, – ответят вам, – до инфузорий не было даже инфузорий, до них был лишь хаос из элементарных частиц, которые случайно образовали инфузорию, а из нее превратились в черепаху, из черепахи – в обезьяну, а из обезьяны – в человека».

Скажете ли: «А разве над первобытным хаосом не было Царя? Разве Божественный разум не древней и не выше хаоса? Разве хаос не был лишь материалом в руках великого царского разума, словно глина в руках ваятеля? Могут ли из глины появиться горшки сами собой, без гончара? Разве из первобытной хаотичной глины, из хаоса элементов, могли родиться инфузории, от инфузорий черепахи, от черепах обезьяны, от обезьян люди?»

«Да, – получите ответ, – так могло быть и так, по всей вероятности, и было. Но как бы то ни было, для нас главное, что люди произошли от обезьян, и нет в них ничего ни царского, ни Божественного. И пусть не гордятся цари земные своим царским происхождением, ибо в их венах течет кровь орангутанга, также как в венах других людей и в венах обезьян. Пусть не говорят люди о благородной и неблагородной крови, вся кровь на земле одинакова: кровь человеческая текла в обезьянах, кровь обезьяны – в черепахе, кровь черепахи – в инфузории, кровь инфузории – в хаосе. Поэтому и царь, и нищий – это одно и то же, нищий и черепаха – одно и то же, кровь и вода – одно и то же».

Скажете ли вы на это: «Если вы признаете себя сыновьями обезьян, то, без сомнения, и дела ваши подобны делам обезьяньим, ибо дети всегда подобны отцам».

На это вам ответят: «Да, воистину, мы не оглядываемся на принятую мораль; мы уважаем обычаи, установленные другими; для нас не существует ни прошлого, ни будущего, для нас важно лишь настоящее; для нас не существует человечества, существуем лишь мы; у нас есть только одна абсолютная ценность – это наше «Я».

Так говорят люди, которые утратили чувство и своего царского происхождения, и своего нынешнего достоинства. Эти деградировавшие цари не видят в себе ничего иного кроме животного, окультуренной обезьяны, а в других людях видят лишь то, что видят в себе. Отсюда они не могут уважать ни себя, ни других людей больше, чем уважают обезьян. Уважения им заменяет ярко выраженный инстинкт самосохранения и самоуслаждения. Этот инстинкт составляет почти все содержание жизни животных, но у них этот инстинкт доведен до совершенства, рафинирован, оправдан и поддержан разумом. Животные эгоистичны и сами не знают, почему эгоистичны, деградировавшие цари же эгоистичны потому, что убеждены: их личное «Я» есть центр жизни и единственная ценность в мире. Таким образом, животные не так самолюбивы и эгоистичны, потому что не так сознательны, они заботятся только об утолении сиюминутного голода, деградировавшие цари себялюбивы и эгоистичны, потому что уверены в своей исключительной ценности. Они заботятся не только об утолении сиюминутного голода, но об утолении голода на весь свой век. Животное в лучшем случае запасает столько пищи, сколько ему нужно на зиму, эгоистичный человек часто копит столько жизненных запасов, сколько ему не потратить не просто за один человеческий век, но за сотни и тысячи лет жизни здесь, на земле. Барсук тащит в свою нору столько кукурузы, сколько ему нужно, чтобы едва перезимовать; европейский же миллиардер, тратит в месяц 10000 динар – сумму, которой довольно для достойной жизни целой семьи в самых дорогих городах Европы, имеет запас на сто тысяч лет жизни, сто тысяч лет!

Или: разница между богатым и бедным барсуком не настолько огромна, как разница между богачом и нищим. Бедный барсук имеет запас пищи, скажем, на один день, а богатый его собрат на сто дней. Однако, бедный человек может быть равен с «бедным» барсуком по количеству запасов, иметь жизненных средств на один день, в то время как миллиардер – на тридцать шесть миллионов дней.

Иными словами, «богатый» барсук мог бы накормить за один день сто голодных барсуков, а богатый человек – тридцать шесть миллионов человек.

Разве барсуки не уступают людям в себялюбии? Разве животный инстинкт самосохранения не превратился у людей в прожорливость, по сравнению с которой прожорливость барсука или акулы просто забава?

Люди, философия которых заключается в словах – «инстинкт самосохранения», которые оправдывают этой философией чудовищную жажду безмерного богатства или безмерных наслаждений в ущерб себе и другим, или с безмерным цинизмом высмеивают нравственность, ни в чем не превосходят своего «предка» – обезьяну, кроме превосходства в себялюбии, и ничем не походят на сыновей царских. Ничем. Они не уважают себя, видя в себе только животное, и не уважают других, видя в них только свою добычу. Они не испытывают стремления ни к героизму, ни к любви, ни к добродетели, ни к справедливости, ни к самопожертвованию, ни к дружбе, они не испытывают ни одного благородного стремления, ими движет только инстинкт самосохранения. Им удалось притупить, подавить, запугать все царские стремления своими не царскими мыслями, не царской философией. Они сами себя изгнали из царских рядов в ряды выродившихся царей – они находятся в изгнании. Мы сочувствуем этим изгнанным царям. Нам трудно с ними, но им еще трудней с собой. В старости их душам будет нелегко найти утешение в инстинкте самосохранения. Несмотря на чрезмерно развитый инстинкт, на изобилие золота, они будут чувствовать себя как блудный сын, удалившийся от отца и наполнявший чрево рожками, которые ели свиньи. Их царские стремления, подавляемые всю жизнь, пробудятся, ожидая утоления и насыщения.

И поднимется мятеж в душах этих выродившихся царей: лучшая часть их души возопит о своих правах. После этого душевного бунта они почувствуют себя царями истинными, которые долго были в изгнании среди свиней, и, как подлинные дети царские, уже не смогут довольствоваться кореньями и пасти свиней. Они отправятся на поиски своих царских праотцов, но теперь станут искать их не среди обезьян, но среди царей и не среди инфузорий, но в царственном Родителе всего живого – в Боге. Мы сочувствуем этим царям в изгнании, которых судьба низвела до ничтожества, и которые сделали себя скверными людьми.

Но сначала посочувствуем самим себе, ведь и мы достойны сожаления. Мы достойны сожаления потому, что называемся сыновьями царскими и называемся сыновьями Божьими, а творим дела недостойные царских сыновей или называемся детьми света, а сами во тьме ходим. Мы уважаем себя как царских сыновей, ибо признаем отцом Бога и поэтому мы дети Света. Бог – Царь Света, но мы ходим во тьме, когда отказываем другим людям в том, что их делает детьми Божьими, детьми Света. Мы становимся сыновьями тьмы, когда думаем, что Господь только в нас возжег светильник, а окружающие люди – гипсовые свечи, которые не горят, а лишь бросают тень на наш свет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: