Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

29.05.2019

О почитании святых мощей

«Печерський Благовісник»

В своем «Толковании на Евангелие от Матфея» преподобный Иустин (Попович) пишет: «Материя представлена в человеческом теле, без сомнения, самым загадочным, таинственным и сложным образом… Очевидным доказательством этого является то, что Бог-Слово стал плотью, вочеловечился (Ин. 1:14). Тем самым материя была удостоена божественного величия и вошла в благодатно-добродетельный подвиг обогочеловечения».

Бог стал плотью, вочеловечился, чтобы, став человеком, все тело приняло в себя Бога, исполнилось Его чудотворных сил и мощи, преобразилось, освятилось, воскресло, вознеслось к надхерувимской славе и вечности. И все это бывает через Богочеловеческое Тело Церкви, которая и есть Богочеловек Христос во всецелой полноте Своей Богочеловеческой Личности, полноте «Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Этой Богочеловеческой Своей жизнью в Церкви тело, как материя, как вещество освящается Духом Святым. Так, материя постигает свой высший Божественный смысл и цель, свое вечное блаженство и свою богочеловеческую бессмертную радость.

001«Святость святых, святость их души и их тела, — пишет в другой своей работе прп. Иустин, — имеет своим источником их ревностную благодатно-добродетельную жизнь в богочеловеческом теле Церкви Христовой. Таким образом, святость охватывает всю целокупную личность человека: всю душу и тело, все, что входит в таинственное устройство человеческого существа. Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа и тело».

По учению Православной Церкви, благочестиво почитая святых, мы почитаем их целокупную личность, не разделяя их при этом на святую душу и святое тело.

Отсюда и благочестивое почитание мощей святых — естественная составная часть благочестивого почитания и молитвенного призывания святых. Все это составляет единый неделимый подвиг, так же, как душа и тело составляют единую неделимую личность святого. За время своего земного бытия святой целостной жизнью своей души и своего тела достигает святости своей личности, наполняет благодатью Святого Духа и душу, и тело и так претворяет их в сосуды Святых Таин и святых добродетелей. Поэтому вполне естественно воздавать благочестивое почитание и тому и другому сосуду Божией благодати. Ведь благодатная сила Христова проницает, облагодатствует все составные части человеческой личности и всю личность как целое. Непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1Кор, 6:19; 3:17).

002В переводе с греческого слово «мощи» означает «останки», т. е., все, что осталось от человеческого тела после его смерти. История Церкви говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались останки святых мучеников, великих подвижников не только с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью, но и всякие останки, т. е. просто кости и даже пепел от них.

И хотя само по себе нетление тела еще не может быть доказательством святости умершего человека (напр., если оно находилось в специфических природных условиях, которые не дают телу тлеть), тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих.

В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.

Останки святых оказывают сильное религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам.

005Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком».

Гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой всегда производили неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память.

Почитание мощей в Церкви Христовой имеет также литургическое значение.

Земная и Небесная Церковь соотносятся друг с другом как общение любви, и одним из выражений такого общения Церкви земной и Небесной является молитва, венец которой составляет возношение Святой Евхаристии. Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Здесь у останков мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его «домом», «жилищем», а сам мученик — его домовладыкой.

К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых. А Вселенскую веру Церкви о благочестивом почитании святых мощей подтвердили богоносные отцы Седьмого Вселенского Собора своим постановлением — в Правиле 7 Собора говорится: «Аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою». С этих пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии.

Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы.

Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил.

004Это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления. Благодать преподается человечеству также чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам. Прежде всего Сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (Мф. 8:3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки (Мф. 8:14-15), прикосновением исцелил глухонемого (Мк. 7:32-36), брением отверз очи слепорожденному (Ин. 9:6), поднял за руку умершую дочь Иаира (Мф. 9:25), прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его (Лк. 7:14-15).

Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (Мк. 3:10); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет (Лк. 8:43-46).  «Само тело Христово, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — было животворно, ибо было храмом и жилищем Бога Слова…». Поэтому и мы в настоящее время соединяемся с Божеством Христа, вкушая Его Тело и Кровь во оставление грехов и в жизнь вечную в Таинстве Евхаристии.

Но Христос есть Глава обновленного человечества. Чрез Его воплощение Божество соединилось со всей человеческой природой, со всем родом человеческим, а потому люди, достойные стать храмом Божиим, делаются до некоторой степени причастниками и Божественной Его славы (1Кор. 3:16). Святой Григорий Богослов говорит: «Ум человека подобен зеркалу. Если он обращен к Богу, то и тело, это зеркало зеркала, подчиняясь уму, носит в себе отблеск его Божественной красоты». Если святой апостол Павел тело каждого христианина именовал храмом живущего в нем Духа Божия (1Кор. 6:19), действия Которого могут быть в обыкновенных людях более или менее сокровенными, то в святых эти действия могут проявляться с особенно разительною силою… «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, — говорит преподобный Макарий Египетский, — так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого. Но это не воплощение и по существу, и по силе облагодатствования. Во Христе при двух естествах (Божеском и человеческом) единая ипостась Божеская; в святых же сохраняется человеческая ипостась… Христос — плотоносный Бог, а святые — богоносные или духоносные люди».

003Вследствие такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. Божьей силой Илия пророк заключил небо, Моисей разделил Чермное море, простерши над ним жезл свой, пророк Елисей воскресил умершего мальчика (4Цар. 4:34-35); апостол Петр исцелил хромого от рождения (Деян. 3:6-8) и восставил расслабленного Енея, восемь лет прикованного к одру болезни, именем и силою Иисуса Христа (Деян. 9:33-34). И эта сила Христова до того присуща была святому апостолу Петру, что даже и тень его, осенявшая болящих, чудодейственно исцеляла их от болезней (Деян. 5:15).

Благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти.

На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Умерший, прикоснувшийся к костям пророка Елисея, ожил и встал на ноги (4Цар. 13:21). И это для того, чтобы показать, что в тело святых, когда и нет в нем души, вложена бывает некая сила, ради многие годы обитавшей в нем праведной души, которой служило оно. «Мертвые святые, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа». Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им силу Божию».

Поэтому почитание останков святых в верованиях Церкви связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Вот почему Православною Церковью причтены были к лику святых некоторые подвижники веры и благочестия, мощи которых не открыты и до сих пор и о нетлении которых мы совсем ничего не знаем, но которые известны были своею святою жизнью и по смерти оказывали чудесную помощь с верою обращавшимся к ним.

Таким образом, наличие нетления останков умершего не может считаться необходимым признаком его святости, равно как и тление тела не есть признак беззакония. По свидетельству церковной истории, встречались и встречаются нетленные тела некоторых усопших, которые при отсутствии чудотворений не признавались и не признаются, однако, за мощи святых угодников Божиих.

Но, принимая на себя право при наличии чудотворений причислять того или другого подвижника веры и благочестия к лику святых, Церковь всегда относилась к свидетельским показаниям о чудесах с чрезвычайной осторожностью: обследовала беспристрастно и с полным вниманием все показания, и только после неоспоримых данных известный подвижник причислялся к лику святых.

В значительные моменты своей жизни каждый православный человек стремится приложиться к святым мощам угодников Божиих, веря и уповая, что через них и от них он получит Божественную благодать, которая исцеляет разные болезни, как душевные, так и телесные.

Святые мощи угодников Божьих с самого основания Церкви Христовой являются бесценным даром нам, грешным, для укрепления в вере, для того чтобы и наша жизнь стала светильником перед Богом и окружающими нас людьми.

Так, если говорить, например, о нашей Святой Киево-Печерской Лавре, то на протяжении всей ее истории собиралось множество свидетельств, подтверждающих дерзновение Печерских святых пред Престолом Божиим.

006Часто эти чудеса по смирению, или каким-либо другим причинам скрывались. Поэтому буквально по крупицам люди собирали свидетельства очевидцев, соприкоснувшихся с милостью Бога, Дивного «во святых Своих» (Пс. 67:36). На святых угодниках Божиих исполнились слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). По этой причине, по словам прп. Иоанна Дамаскина, святые «сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога». Почитая святые мощи, мы поклоняемся Духу Святому, Который почивает в телах святых как в храме (1Кор. 6:19).

Архимандрит Филипп (Бондарь). Печерский Благовестник #1/2019

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: