Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Конференции

04.11.2010

Наместник Лавры выступил с докладом на семинаре ЮНЕСКО

В третий день работы международного семинара ЮНЕСКО под названием «Роль религиозных общин в управлении объектами всемирного наследия» в конференц-зале бизнес центра «Парус» наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Павел выступил с докладом. Выступление Владыки сопровождалось видеопрезентацией. Благодаря такому подходу в освещении жизни и деятельности монастыря участники пленарного заседания имели возможность не только получить информацию от первого лица, но и воочию убедиться в позитивных изменениях архитектурных объектов Киево-Печерской Лавры. Выступлению наместника предшествовал не менее интересный доклад генерального директора Национального историко-культурного заповедника Марины Громовой. Продолжение работы заседания прошло в режиме дискуссий и рекомендаций. Характерно, что все участники в своих комментариях обратили внимание на взаимопонимание между сотрудниками музея и духовенством и их слаженную работу. Затем участники международного семинара двумя автобусами прибыли в Киево-Печерскую Лавру, где для них силами экскурсионно-научной части заповедника и паломнического отдела монастыря была организована ознакомительная экскурсия по всей территории лаврского комплекса. Делегация ЮНЕСКО была разделена на группы, каждую из которых сопровождал экскурсовод.

По завершении осмотра лаврских святынь, храмов и корпусов, а также Ближних и Дальних пещер в резиденции Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось награждение участников семинара церковными наградами. Из рук Блаженнейшего Митрополита Владимира ордена получили члены делегации: заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры Франческо Бандарин, министр культуры и туризма Украины Михаил Кулиняк и его заместитель Тимофей Кохан награждены орденами святителя Димитрия, митрополита Ростовского, эксперт центра всемирного наследия ЮНЕСКО по Центральной и Восточной Европе Анна Сидоренко-Дюлом, директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Марина Громова и советник Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО Роксолана Иванченко – орденами святой великомученицы Варвары, а заместитель министра иностранных дел Украины Руслан Демченко и заместитель главы Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимир Яценковский – орденами Почаевской иконы Божией Матери.

Далее по благословению наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископа Павла в братской трапезной гостям была предложена трапеза, во время которой Владыка Павел на молитвенную память передал в дар участникам семинара митрополиту Георгию Мацуранису (Греция) и митрополиту Давиду (Грузия) панагии. Каждому из участников архиепископ Павел вручил именные грамоты, подписанные Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, а также лаврские подарочные комплекты.

Текст доклада Наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископа Павла

«Роль религиозных общин в управлении объектами всемирного наследия на опыте Киево-Печерской Лавры»

Уважаемые дамы и господа, участники и гости семинара!

Приятно осознавать, что на семинар в столице Украины собралось так много неравнодушных людей со всех уголков нашей планеты, чтобы объединить свои усилия и опыт в благородном деле сохранения всемирного культурного наследия. Это глобальная проблема современности, поэтому для ее эффективного решения нужны взаимодействие и совместные усилия всего мирового сообщества.

Именно культурное наследие является тем фактором, который во многом формирует особый менталитет человечества, утверждает преемственность гуманистических ценностей, способствует процессу взаимопроникновения нового и старого, введению вечных ценностей в современный культурный быт.

Среди памятников всемирного наследия — уникальный по масштабам и значимости духовный центр общехристианского значения и одна из крупнейших мировых святынь — Киево-Печерская Лавра.

Уникальный архитектурный ансамбль монастыря с его тысячелетней историей стал образцом воплощенной гармонии духовного просветления и зодчества. Он формировался на протяжении многих веков с широким размахом на огромном пространстве природных склонов реки Днепр, динамично видоизменяя свою структуру. Архитектурные принципы органично сочетались с природными условиями и особенностями ландшафта. Внешний вид и интерьер храмов и сооружений Лавры запечатлел в себе практически всю историю развития религиозного искусства. При этом Лавра приобрела черты неповторимого своеобразия.

Как и каждый древний монастырь, Лавра имеет свой особый дух, который создает особый образ, связывает воедино в исторической непрерывности и живую память о прошлом, и уверенность в настоящем, и надежду на будущее.

Из замечательного доклада нашего ближайшего соратника в деле сохранения культурного наследия — директора Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Марины Эдуардовны Громовой вы получили достаточно детальное представление о настоящем Лавры. Поэтому с вашего разрешения я хотел бы перейти непосредственно к теме семинара, но начать с небольшого экскурса в историю и коротко напомнить о некоторых важных событиях недавнего прошлого.

Почти 960 лет история Киево-Печерской Лавры неразрывно связана с историей, жизнью и культурой украинского народа. За время своего существования Лавра пережила множество бедствий и трагедий, но на протяжении 9 веков, с XI века до 1930 года, в ее храмах никогда не утихала монашеская молитва.

После октябрьского переворота для Лавры начались самые тяжелые в ее истории времена. В сентябре 1926 г. Совет народных Комиссаров УССР принял Постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок».

Постепенная изоляция монашеской общины завершилась в начале 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть из числа братии была вывезена за сотню километров от Киева и расстреляна, некоторые были сосланы в тюрьмы. На территории Лавры был образован музейный комплекс.

Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен в годы Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года был взорван Успенский собор, претерпели существенные повреждения и другие здания.

Во время фашистской оккупации Киева с разрешения немецких властей 27 сентября 1941 г. на территории Нижней Лавры была возобновлена монашеская жизнь. В конце 50-х годов под давлением партийно-политической системы Заповедник превращается в центр антирелигиозной пропаганды. А в 1961 г. действующий монастырь, восстановленный в 1941 году, был повторно отменен, а все его насельники были изгнаны.

И только в июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной монашеской общине Киево-Печерской Лавры была передана территория Дальних пещер со всеми наземными сооружениями и пещерами. 25 июня 1988 г. на территории Киево-Печерской Лавры, через 27 лет после закрытия монастыря, было впервые совершено богослужение. В 1990 г. передана территория Ближних пещер. Сегодня в пользование монастырю передана вся территория и сооружения Нижней Лавры.

Возрождение обители благоприятно повлияло на внешний вид архитектурного комплекса Лавры и ее территории: отреставрированы все храмы и корпуса, которые переданы монастырю, постоянно проводятся необходимые реставрационно-восстановительные работы для поддержания сооружений и территории в надлежащем состоянии.

Киево-Печерская Лавра — это монашеский мини-полис, который постоянно и динамично развивается, поэтому согласование интересов охраны культурного наследия с необходимостью развития и реконструкции территорий — одна из наших важнейших задач.

Реконструкция территории и объектов, в том числе восстановление разрушенных сооружений, ведется в целях реставрации и воссоздания утраченных элементов ансамбля на основании историко-культурной экспертизы и полученных согласований.

Для каждого исторического сооружения разрабатывается комплекс профилактических, организационных и технических мероприятий по предотвращению угрозы потерь и убытков. Контролируются нормы и правила содержания и эксплуатации объектов культурного наследия с учетом их индивидуальных особенностей. Постоянно проводятся профилактические мероприятия по инженерной защите территории, расположенной в оползнеопасной зоне.

Как пользователь памятниками общенационального и мирового значения, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра придерживается всех требований законодательства по охране памятников Украины.

Мы имеем богатый архив документальных видеоматериалов и фотографий, из которых можно понять масштабы и объем выполненных работ по реставрации и восстановлению храмовых и хозяйственных сооружений, территории и коммуникаций. Трудно не заметить разницы между тем, в каком состоянии мы получили объекты (как правило, в заброшенном, полуразрушенном или аварийном), и в каком состоянии они находятся сегодня, несмотря на их активную эксплуатацию для религиозных, хозяйственных и социальных нужд. Все эти сооружения действительно получили вторую жизнь.

Исключительная ценность Лавры заключается не только в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости ее культурного достояния. Это уникальная древняя святыня христианского мира, центр международного паломничества, центр постоянного молитвенного подвига монахов монастыря, которые продолжают традиции древних молитвенников и просветителей украинского народа.

Как и на протяжении веков до того, сегодня отовсюду непрерывным потоком прибывают в Киево-Печерскую Лавру миллионы паломников и туристов: к ее святыням, к чудотворным мощам и иконам в поиске душевного утешения.

Поэтому сегодня, наряду с осуществлением задач по сохранению и восстановлению Лавры как памятника культуры мирового значения, мы должны также думать о возрождении духовных ценностей и благочестивых традиций нашего Отечества, которые необходимо вернуть в сознание и жизнь людей. А это невозможно осуществить без возрождения монастырей и храмов. Очень сильно ошибаются те, которые считают, что без участия Церкви возможно сохранить наше историческое и культурное наследие. Ведь ослабление духовности приводит непосредственно к росту проблем сначала на уровне семьи и общества, затем на уровне государства и международных отношений.

«Культура» в переводе с латыни — возделывание земли, или другими словами, — возделывание души человеческой для того, чтобы она могла воспринять высшие духовные ценности. Именно для этой цели и создавались монастыри и храмы: для возделывания и облагораживания душ человеческих. Еще задолго до появления музеев и других учреждений культуры они были форпостами и ячейками духовности, просвещения и культуры. Возрождение монастырей и храмов — это возрождение общества.

Теперь, когда осуществляются определенные шаги в направлении восстановления исторической справедливости, когда монастыри и храмы возвращаются в руки своих законных владельцев — монашеских и приходских общин, встает вполне закономерный вопрос: а сможет ли Церковь обеспечить необходимые условия для сохранения культурных ценностей, памятников истории и архитектуры? И особенно это касается объектов всемирного наследия.

Если принять во внимание тот бесспорный факт, что именно Церковь создала все эти ценности, памятники и исторические реликвии, и веками сохраняла их, пока они не были изъяты государством и переданы в музеи, то ответ напрашивается сам собой.

Несомненно, Церковь получила большой положительный опыт в области сохранения культурного наследия, и, при современных методах развития технологий реставрации и консервации, в тесном сотрудничестве с музейными учреждениями, способна принять на себя ответственность за все те ценности, что ей передаются.

И в этом сегодня легко убедиться на примере и опыте Киево-Печерской Лавры и других монастырей и приходских храмов — памятников культуры: ни одна из монастырских или храмовых построек не осталась в том состоянии, в котором была передана, но все сооружения или в процессе восстановления, или уже восстановлены. Храмы и монастыри «ожили» только благодаря тому, что в свое время в них была восстановлена молитвенная жизнь и после многолетнего запустения начала совершаться Святая Евхаристия.

Если мы действительно хотим сохранить памятники и исторические реликвии и передать их будущим поколениям, то мы не имеем никакого права превращать святые места в мертвые объекты, даже руководствуясь самыми высокими и самыми благородными соображениями сохранения самих сооружений. Мы должны позволить им жить своей естественной жизнью, оставаясь тем, чем они и были раньше — храмами или монастырями.

Ведь наша культурная традиция формируется и сохраняется также благодаря тому, что люди имеют возможность прийти в храмы и монастыри и увидеть воплощенную молитву, душой прикоснуться к живой традиции, к духовному подвигу наших благочестивых предков.

Хочется выразить глубокую благодарность представителям музейного сообщества Украины, и в первую очередь руководству и всему коллективу Киево-Печерского историко-культурного заповедника, за те незабываемые труды, понесенные ими во времена безбожного советского режима, когда многие церковные святыни сохранились только благодаря тому, что они находились в ведомстве музеев. Особая благодарность за их конструктивное сотрудничество и помощь в процессе восстановления духовной жизни в монастырях и храмах.

Сегодня Украина уже может себе позволить позаботиться о том, чтобы и Церковь, и культура имели все необходимое для осуществления своего служения, в котором очень много общего. Несмотря на разницу подходов, Церковь и государственные культурные учреждения решают общие просветительские задачи, а, следовательно, должны быть едины в своей деятельности. Культура и Церковь должны сегодня выполнять свою миссию не ради корпоративных интересов одной или другой стороны, а ради настоящих духовных интересов нашего народа.

Необходимо выработать механизмы взаимодействия религиозных организаций с музейными учреждениями, поскольку на сегодняшний день четких механизмов не существует, только имеется некоторый опыт. Мы должны создать такую модель взаимоотношений между Церковью и культурой, которая никоим образом не сковывала бы развитие культуры и Церкви, но, напротив, создавала бы дополнительный потенциал для их всестороннего развития и процветания.

Уверен, что конструктивный диалог сторон поможет нам найти компромиссы и решения, которые удовлетворят всех. У нас одна цель — сохранить и дать возможность нашему народу и духовно, и эстетически приобщиться к бесценной традиции отечественной культуры.

Я желаю плодотворной работы и благословенных успехов всем участникам семинара, а также приглашаю всех желающих посетить Киево-Печерскую Лавру, чтобы собственными глазами увидеть то, что нельзя передать словами, и чтобы понять реальную роль религиозных общин в управлении объектами всемирного наследия.

Также хочется выразить уверенность, что нашими совместными усилиями Киево-Печерская Лавра с ее историческим наследием и богатым духовным багажом еще для многих поколений послужит источником духовности и просветительства.

 

Редакция сайта
Фото Александра Данилевского

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: