Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Интервью

14.02.2019

«Мы совершаем здесь, в Украине, спасительную миссию Православной Церкви»

митрополит Павел

001— Ваше Высокопреосвященство, совсем недавно в Киеве состоялся т. н. Объединительный собор, в котором приняли участие представители т. н. УПЦ КП, УАПЦ, двое архиереев УПЦ, которые впоследствии были запрещены в священнослужении, представители светской власти. В результате была создана Православная Церковь Украины. Как Вы считаете, можно ли эту Церковь называть собственно «Церковью» в полном смысле этого слова?

— Нет, это не церковь, это — политическое собрание. В первую очередь хотел бы сказать, что не было таких церквей УПЦ КП и УАПЦ, а были беззаконные сборища, которые были зарегистрированы государством и им был предоставлен статус православных церквей. Православная же Церковь одна, и о ней мы читаем в Евангелии: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), а также в Символе веры, утвержденном на Вселенских Соборах: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Среди «иерархов» этих церквей мы видим часть из тех, кто был изгнан из Православной Церкви за какие-либо канонические нарушения, а другие просто хотели поставить свое гордое и беззаконное «я» выше авторитета Церкви Христовой. В следствие объединения этих двух партий получилась новая гибридная «церковь». Нет и не может быть никакой новой церкви, ведь с приходом еще одной новой власти может появиться желание создать еще более новую церковь, поэтому иначе как беззаконием это назвать нельзя.  Что касается наших двух запрещенных архиереев, то, кроме как попыткой реализовать свои амбиции, их действия назвать нельзя. Они оба воспитывались в Московских духовных школах, но сейчас позиционируют себя как самые украинские. Но нет Бога украинского, русского, какого-либо другого, Бог Един и Церковь Его едина! А президент не имеет права созывать Соборы и принимать какие-либо решения на них, он мог бы поговорить со всеми ветками Православия, но никак не творить того, что он сделал. ПЦУ — это не Церковь, это тот самый безблагодатный «киевский патриархат».

— Можно ли считать правомочными действия Константинопольского Патриархата в Украине?

— Патриарх Варфоломей, который находится в Стамбуле, в данной ситуации поступает подобно падшему деннице, потому что он своими действиями привнес в Украину захваты храмов, побиение священнослужителей, разгромы церквей, разделение верующих людей. Поэтому все то, что сейчас происходит в Украине в церковной сфере, вся ответственность лежит на нем. Также нельзя упускать из вида и тот факт, что такими действиями – признанием украинских раскольников, он хотел отомстить Патриарху Кириллу за то, что тот не принял участие в Критском Соборе и не поддержал Патриарха Варфоломея в его действиях. Это все лукавство, и он не имел и не имеет никакого права вмешиваться во внутренние дела Украины и украинского Православия.

— Вы сказали, что сейчас происходит захват храмов. Поступают ли Вам звонки с т. н. «горячих точек», где это происходит и как это совершается?

— Мне постоянно звонят священники, звонят верующие люди, потому что я многим помогал благоустроить приходскую жизнь, и говорят о том, какие бесчинства творятся на местах. Сегодня под видом голосований пытаются перевести наши приходы в безблагодатную церковь, совершается давление со стороны губернаторов и глав районных администраций, которые поставлены президентом и выполняют его указания; есть случаи, когда люди голосуют и ставят подписи, чтобы сохранить храм в канонической Церкви, но происходит фальсификация, подмена бумаг, якобы люди хотят перейти в новосозданную ПЦУ.

— Как, по-Вашему, можно объяснить то, что еще совсем недавно Патриарх Варфоломей всячески поддерживал УПЦ и ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, а теперь проводит откровенно раскольнические действия, в том числе и сослужит с теми, кого он раньше называл «схизматиками»?

— Это либо лишение ума, либо финансовая зависимость, или он находится «на крючке» у власти, как и некоторые наши священнослужители. Но одно остается очевидным: то, что он сотворил в Украине, он сотворил явно не из доброго побуждения. Я уже говорил, что это отчасти и месть Патриарху Кириллу за отказ поддержать его. Я вспоминаю, как он был в этом доме, как он уверял покойного Блаженнейшего Митрополита Владимира в любви и поддержке, осуждал раскольников, но, к сожалению, его взгляды под определенным давлением изменились и произошло то, что мы видим.

— Представители ПЦУ служили на Афоне. Да, не во все монастыри их пустили, но сам факт этот потряс умы как высших чинов иерархии Православной Церкви, так и рядовых прихожан, для которых это место было сакральным. Как относиться к этому?

001— К этому нужно относиться очень сдержанно. Почему? Я очень часто сталкивался с греческим невежеством. Вот, например, когда мы приезжали на Афон, мы всегда старались послужить, а когда они приезжали в Киев, то старались пройтись по богатым людям и ктиторам. А то, что афониты говорят о правильности решений Патриарха Варфоломея, нужно понимать, что они находятся в его подчинении. Им было выгодно привозить к нам свои святыни, но этот их поступок должен помочь нам обратиться и к нашему богатейшему духовному и историческому наследию, в котором мы найдем ответы на все свои духовные вопросы. Возможно, все мы теперь начнем ценить это наследие и историю своего народа и своей Церкви. Стоит только задать вопрос афонитам, как бы они поступили, если бы мы приняли их раскольников и служили с ними? Сейчас они поддерживают опрометчивые поступки патриарха Варфоломея и вместе с ним становятся на тот путь раскола, который ни к чему хорошему не приведет.

— Является ли Томос об автокефалии ПЦУ собственно автокефалией, ведь у нашей автономной УПЦ больше прав, нежели в т. н. автокефальной ПЦУ?

— В первую очередь дарованный ПЦУ документ трудно назвать томосом, потому что в томосе кратко прописывается, что определенной Церкви даются все права автокефальной структуры. Это не томос, а насмешка над Украиной. Томос нам дан Патриархом Московским еще в 1990 году, и нынешний «патриарх Филарет» принял его и управлял этой Церковью два года, потом Предстоятелем был избрал покойный Блаженнейший Митрополит Владимир, сейчас ее возглавляет Владыка Онуфрий. Мы видим, что сейчас Константинопольским Патриархом из раскольников создана митрополия, а не автокефальная структура. Это все было сделано в укор Московскому Патриархату, с которым у нас, у канонической УПЦ, нет никаких других связей кроме молитвенных. А по поводу поминовения Патриарха Кирилла за богослужением, как они говорят, главы Церкви страны-агрессора, то и «митрополит» Епифаний тоже поминает его за своими «богослужениями». Единственное, что прописано в Уставе УПЦ – это то, что Патриарх Московский благословляет избранного Предстоятеля УПЦ на первосвятительское служение. Касательно мироварения — тут я проблемы не вижу, чтобы его варили Церкви в патриаршем достоинстве, но главное, что должно быть – это апостольское преемство, чистота веры, чистота жизни, а также соблюдение всех необходимых процедур для приготовления мира, которые, как я сам знаю, в Русской Православной Церкви сохраняются до мельчайших деталей.

— Имеет ли «епископат» новосозданной ПЦУ архиерейское каноническое достоинство?

— Нет, этого достоинства у них нет. Единственный, кого мы при условии покаяния могли принять в архиерейском сане – это Михаил Антонович Денисенко. Двое ушедших в раскол архиерея УПЦ запрещены в священнослужении. А по поводу канонического статуса иерархии т. н. ПЦУ очень хорошо написал в своем труде «Почему раскольнические группировки в Украине называются неканоническими» запрещенный в священнослужении митрополит Александр (Драбинко). Она есть в продаже в Лавре, но если нужно представителям ПЦУ с ней ознакомиться, мы можем и им предоставить совершенно бесплатно. Я уже говорил об этом и повторюсь: те, кто ходит в ПЦУ, не имеют права причащаться и приступать к Таинствам в канонической УПЦ. Мы не изгоняем из храма никого, дай Бог, чтобы Господь просветил заблудших, но те, кто считает себя членами ПЦУ, повторюсь, принимать участия в Таинствах Церкви Христовой не могут.

— Будет ли УПЦ двигаться в сторону канонической автокефалии или текущий ее статус останется и в дальнейшем?

002— Я не могу отвечать и говорить за Предстоятеля, за Священный Синод, за весь Собор УПЦ. Они должны каким-то образом принять соответствующее решение. Мое мнение состоит в том, что ее нужно уже было давно предоставить Украинской Православной Церкви. Но в данной сложившейся ситуации она бы не спасла, потому что раскольники и власти сказали бы, что это промосковская автокефальная Церковь, и сами никогда в нее не вернулись бы. Они не признают и той автономии, которая у нас есть, требуя нашего переименования в Русскую Православную Церковь в Украине. Вопрос только: на основании чего? Но наша совесть чиста: мы ни перед кем не отчитываемся, никуда не везем деньги, но совершаем здесь, в Украине, спасительную миссию Православной Церкви.

— Вот Вы плавно подошли к последнему вопросу… Сложившаяся ситуация в Украине и в украинском Православии является нездоровой. И об этом скажет любой здравомыслящий человек. Какие способы выхода из данной ситуации видите Вы?

— Я бы сказал так: Православная Церковь вполне здрава, и она несет свое служение. То, что у нас часть населения под эгидой национализма, из-за личных амбиций, невежества и помрачения ума находится вне единства с Православной Церковью – это проблема. Но решение ее только одно: покаяние тех, кто уклонился в раскол. Если бы народ отбросил все эти амбиции и предрассудки, то он бы услышал голос своего Первосвятителя и все объединились бы вокруг него. А смысл жизни человека в том, чтобы остаться в Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которая имеет  все для спасения человека. К примеру, отключили свет от целого дома, разве включится лампочка в определенной квартире? Нет. Так и новосозданная ПЦУ не находится в единстве с Православной Церковью, и пока так будет продолжаться, эта лампочка там не включится и свет не загорится. Я призываю всех хранить единство вокруг Владимирового Крещения и вокруг Киевской купели. Повторюсь: покаяние меняет многое. И тогда человек задаст главные вопросы: а совпадает ли моя жизнь с учением Евангелия, имею ли я любовь к ближнему, способен ли я изменить свою жизнь к лучшему? А когда найдет с помощью Евангелия ответы на эти вопросы, вопросов, где истинная Церковь, у человека возникать не будет никогда! А нам пусть Господь поможет сохранить веру и остаться верными Его проповеди, Его идеалам и Его Святой Церкви!

— Спасибо Вам, Ваше Высокопреосвященство, за обстоятельную беседу!

— Благословение Господне да пребудет со всеми вами!

Беседовал иеромонах Иннокентий (Пидтоптаный)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: