Онлайн трансляция | 12 сентября
Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
Статьи

Лаврский исповедник. Жизнь и подвиг схиигумена Парфения
Служение схиигумена Парфения – это тихое, бескомпромиссное стояние в правде Божией. Не случайно в качестве эпиграфа к своей книге он выбрал слова из Псалтыри: «Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя» (Пс. 118:19). Всю свою жизнь он скитался, не находя себе пристанища. Самоотверженный, ревностный пастырь был лишен возможности исполнять то, к чему призван Самим Господом, что любил больше всего в своей жизни от юности своея – служить Богу и людям. Однако, «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом» (Мф. 5:15). Даже в нечеловеческих условиях советских лагерей ему удалось остаться ревностным монахом, не озлобиться, не возроптать и явить пример искренней веры, нелицемерной любви, всепобеждающей надежды. До конца своих дней он остался верен своим иноческим обетам, не только сохранив в душе идеалы монашеского жития, но и помогая другим, окормляя человеческие души в тяжелые времена безбожия и всеобщего предательства.
Схиигумен Парфений (в миру Наркисс Порфирьевич Андрусевич) родился 31 октября 1905 года в селе Белоусовке Винницкой области, в семье псаломщика. В 1919 году окончил Тульчинское духовное училище. Монашеский путь молодого послушника Наркисса начался в лихие годы безбожных гонений на Церковь. Один за одним закрывались монастыри и храмы, монахи вынуждены были каждый раз искать себе новое пристанище для трудов и подвигов. Так, в 1922 году, в возрасте семнадцати лет, он поступил на послушание в Свято-Преображенский Грановский мужской монастырь (Подольская губерния, Гайсинский уезд, ныне Винницкая область). Но уже в 1924 году этот монастырь закрыли, и молодой послушник перешел в Уманский монастырь в Киевской области. Через 3 года, в 1927 году, власти закрыли и эту обитель, а послушник Наркисс перешел в монастырь «Церковщина» под Киевом. После закрытия и этого монастыря в 1930 году он наконец поступил в братию Киево-Печерской Лавры.
7 апреля 1933 года по благословению наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архимандрита Вонифатия послушник Наркисс был пострижен иеромонахом Парменом в монашество с именем Нифонт. Пострижение было совершено в Китаевой пустыни Лавры. 28 августа 1933 года рукоположен во иеродиакона епископом Винницким Александром (Петровским), а 17 мая 1934 года рукоположен во иеромонаха архиепископом Филаретом.
С 1935 года продолжились скитания теперь уже иеромонаха Нифонта. После закрытия Киево-Печерской Лавры он служил некоторое время в храме на Аскольдовой могиле, таким образом став последним настоятелем этого храма. Далее он служил священником в селе Улома Вологодской области, а с августа 1937 года – в городе Кадоме Рязанской области. Сам отец Парфений впоследствии вспоминал, как получил письмо псаломщика монаха Игнатия, очевидно бывшего насельника Киево-Печерской Лавры, вынужденного, как и многие другие, покинуть обитель. Он предложил приехать служить в Касимове Рязанской области. Но задумка не удалась, и молодой священник вынужден был снова искать себе новое место служения. Таковое нашлось в городе Кадоме, где батюшка прослужил всего 4 месяца и был арестован.
В сентябре 1937 года иеромонах Нифонт был осужден органами НКВД на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь по ст. 58-10, ч. 2. Ему вменяли агитацию против колхозов. Впоследствии отец Парфений говорил о надуманности всех обвинений. Батюшка отбывал сроки в Беломоро-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаге) и на берегу Карского моря. Трудился на лесных разработках, на строительных работах. Впоследствии отец Парфений вспоминал: «Бывало, возим тачкой землю, и нам кричат: «Перекур!» и все собираются в кучку, курят. А я в кусты и учу каноны наизусть. Таким образом я украдкой и выучил каноны, акафисты. Молился я открыто. Приходим с работы, я обедаю и сразу спать, а они там в шахматы, домино играют. В 4 часа утра я уже высплюсь, на верхних нарах на колени становлюсь и читаю каноны на память.
Один инженер мне говорит:
– Я Вам завидую!
– В чём же? В чём можно позавидовать?..
– Вы и здесь живете своей жизнью, а мы не знаем, куда себя деть…
В 1941 году заключенных эвакуировали сперва в Архангельск, а затем на остров Вайгач, где батюшка и закончил свой первый срок.
После освобождения в 1947 году он служил священником в Карлашевском женском монастыре Кишинёвской области, а в 1949 году, после отказа сотрудничать с органами НКВД, снова был сослан на вечное поселение в Новосибирскую область. 27 августа 1954 года был освобожден по амнистии после смерти кровавого диктатора и гонителя Церкви Христовой Сталина (Иосифа Джугашвили). В общей сложности батюшке пришлось отсидеть 16 лет.
Выйдя на свободу, отец Нифонт списался с бывшим наместником Киево-Печерской Лавры епископом Ермогеном (Голубевым). Владыка пригласил иеромонаха в Узбекистан, где совершал свое служение. Указом от 2 октября 1954 года батюшка был назначен сначала вторым священником, а затем и настоятелем Самаркандского Покровского собора. Прихожан в то время было там довольно много, так как во время войны здесь поселилось много русских, в том числе ссыльных монахов и монахинь. Они объединились вокруг батюшки в крепкую православную общину. На Пасху 1961 года отец Нифонт был возведен в сан игумена, а в 1971 году пострижен в великую схиму с именем Парфений.
Прослужив в соборе до 14 марта 1961 года, батюшка был лишен регистрации и оказался за штатом. В 1972 году переехал в город Малоярославец Калужской области. По воспоминаниям местных жителей, в Малоярославце жили монахини и монахи из разоренных монастырей Калужской области, они старались держаться друг друга, снимать вместе жилье. Одна небольшая тайная монашеская община образовалась уже в позднесоветские годы вокруг схиигумена Парфения. В Малоярославце ему купили маленький домик, в котором он служил на антиминсе в домовой церкви и даже совершал монашеские постриги. В Малоярославце он и отошел ко Господу 27 марта 1994 года в возрасте 89 лет. Похоронен возле Покровского храма в селе Карижа.
Схиигумен Парфений был автором книги «Тропинка к единому на потребу – к Богообщению», над которой работал 25 лет. «Сия тропинка» есть образ души, мужающейся в своем одиночестве, и благо, кто не теряется в подобном положении: «Тропинка» сия приведет к доброй цели. Сей скромный многолетний труд «Тропинку» приношу в помощь возлюбленным во Христе братьям и сестрам, ревнующим о спасении своей души. Да будет она им помощна, а мне от них молитвенная память», – писал схиигумен Парфений в 1990 году. «Тропинку» свою отец Парфений называл самоучителем для душ, истерзанных всякими житейскими невзгодами, истомленными недопониманием близких, для них едва заметно вырисовывается тропинка жизни, и, с трудом пробираясь по ней, они постепенно начинают уразумевать Промысл Божий над собой. Духовные чада батюшки говорили, что чтение «Тропинки» умиротворяет и утешает душу, укрепляет веру и надежду на милость Божию.
Отец Парфений в своей книге пишет: «Нет ничего тягостнее одиночества духовного, когда врываются в душу сомнения, бушует нашествие безразличия и пустых помыслов, прокрадывается лень в молитве… – и при всем этом нет человека, который «сам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр. 7:18). Томящихся в таком одиночестве немало в наше недуховное время… Хорошо встретить на своем пути человека духовно-настроенного так же, но это дар Божий, и немногие сподобились этого, участь нашего времени – не надеяться много на стороннюю помощь, а, переживая одиночество, неустанно трудиться своими силами, прося помощи от Единого Господа».
Редакция сайта www.lavra.ua
Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: