Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

06.05.2009

Изображения святого Спиридона Тримифутского, чудотворца, в стенописи Троицкой надвратной церкви и церкви Всех святых Киево-Печерской Лавры

Васильев А.

va1На северной пилястре Троицкой надвратной церкви в 20-30-е годы XVIII в. масляными красками изображена большая композиция – «Святой Спиридон Тримифунтский и философ». Она находится рядом со стенописным сюжетом «Заушения Ария» (на Первом Никейском Вселенском соборе 325 г.), напротив северного столба. В сюжете «Заушения Ария» Николай Чудотворец собственноручно наказывает еретика, который вместе со своими последователями отрицал Божественное достоинство Бога-Сына. Ариане считали Его только Божьим творением. К последователям ариан принадлежал, в частности, греческий языческий философ Евлогий – известный ритор, диалектик и софист. На Никейском соборе во время острой дискуссии Евлогий привел будто бы такие убедительные аргументы, что, казалось, правда была на стороне ариан. Воцарилась мертвая тишина. Защитники христианской истины во главе с Афанасием Великим задумались. И вот вдруг со своего места поднялся святой Спиридон Тримифунтский, чудотворец, и попросил слова. Все знали, что святой невинный, как ребенок, простодушный, из крестьянской рода, без «мирской» мудрости и академического образования. Как он мог соперничать с профессиональным оратором?! Ариане начали снисходительно улыбаться, православные епископы – прослезились. Но чудотворец Спиридон уверенным голосом обратился к своему оппоненту:

− Послушай, мудрец! Бог – единый. Со Словом Своим и Духом Своим Он создал мир – то, что мы видим, и то, чего мы не видим. Сотворил и лучше Свое творение – человека. Это Слово Божие и есть Сын Божий – истинный и единосущный Своему Отцу. Ради нашего спасения Сын Божий стал человеком и родился от девы, Девы Марии. Рос Он как обычный человек в Назарете, проповедовал три года, а затем был распят и погребен как человек. Три дня спустя – воскрес как Бог. Воскресит и нас и подарит вечную и нетленную жизнь. Слово Божие, после того как в течение сорока дней после Своего Воскресения оставалось на земле, поднялось на Небеса, оттуда и послало на землю в Пятидесятницу Святого Духа, и по сей день живет в Церкви. Мы веруем, что Слово Божье когда-то вернется, чтобы судить мир. Мы воскреснем и предстанем перед Ним, чтобы ответить за все наши поступки, слова и мысли.

Слово Божие, Господь наш Иисус Христос единосущный Отцу, Сопристольный, Единочестный, Единославный. Бог – един, но в Трех Лицах, трех Ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Эти Три Лица – единый Бог, единая Сущность, которую ум человеческий не может постигнуть и понять. Как невозможно вместить всю морскую воду в одну чашу, так не может ограниченный ум человеческий вместить в себя и понять всю бесконечность Божества. (Цит. по: Святой Спиридон чудотворец. Защитник и покровитель острова Корфу (Керкира). – EPTALOFOS. S.A. Athens, Greece. − Б. р. изд. – С. 21−22).

Свои слова святой Спиридон подтвердил необыкновенным примером. Положив левую руку в карман, он вынул глиняный кирпич, и демонстрируя кирпич, перекрестил ее правой рукой, произнеся:

− Во имя Отца…

После этого он сжал кирпич. Отцы собора увидели, как со словами святого огонь, охвативший кирпич, поднялся от него вверх.

− И Сына…

Добавил епископ. И тогда вода, с помощью которой была замешана глина, потекла на пол.

− И Святого Духа…

Окончил Спиридон. После этого только сухая глина осталась на его ладони.

− Братия и отцы мои, − продолжал чудотворец. – У этого кирпича одна сущность и одна природа, но одновременно он состоит из трех: огня, воды и земли. Так и Господь Бог един в сущности Своей и природе, но в Лицах или Ипостасях Он – Троица: Отец, Сын и Дух Святой.

Эти слова поразили собравшихся, и они начали славить Господа. Посрамленный философ признал свое поражение и сказал:

− Твои слова убедили меня, святой старец, а чудо подтвердило, что ты прав. Теперь я верю от всей души, что Иисус Христос – Сын Божий, Истинный и Единосущный Отцу. (Цит. по: Святой Спиридон чудотворец…− С. 24)

Таким образом, все присутствующие на соборе увидели, как случилось по словам апостола Павла: «И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор. 2, 4:5).

Многие другие чудеса совершил святой Спиридон Тримифунтский: помогал бедным и нищим, прекращал моровую язву, влиял на природные явления, вразумлял нечестивых, защищал от врагов, лечил больных, воскрешал умерших, разбивал идолов. Немало фактов свидетельствуют о нынешней его помощи людям.

В стенописном сюжете Троицкой надвратной церкви святой Спиридон изображен благовидным седобородым старцем с одухотворенным выражением лица, одетым в светло-голубой подризник и коричневый саккос с орнаментом синего, зеленого и красного цвета. С изнанки саккоса – золотая, расшитая драгоценными камнями кайма. На плечах святого − зеленый омофор с золотым растительным орнаментом и золотой кружевной каймой. На омофоре изображены три золотых креста, с нижнего края – три золотых полосы, на поручах – жемчуг и драгоценные камни. На голове у святого – золотая, богато украшенная митра.

Философ Евлогий изображен человеком среднего возраста с русой бородой. Его левая рука протянута раскрытой ладонью вперед, а правая рука поднята вверх. Философ в светло-коричневом хитоне, зеленой верхней ризе, коротком сером кафтане.

Фигуры святителя и философа, которые дискутируют, изображены в интерьере помещения с решетчатым, зарешеченным окном, лепными гирляндами, профилированным карнизом, пилястрой. Пол выложен орнаментированными светло-коричневыми изразцами. На боковых гранях пилястры можно увидеть коричневые колонны коринфского ордера. Игнорируя углы, изображение переходит на близлежащие плоскости западной стены церкви, приближая сюжет к зрителю.

В другом лаврском храме – церкви Всех святых (конец XVII в.), которая возвышается над северными (экономическими) вратами в свете пяти своих золотых куполов – на восточной (алтарной) подпружной арке изображены четыре святителя: Григорий Богослов и Афанасий Александрийский; Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Стенопись церкви Всех святых в начале ХХ в. создала группа художников под руководством Ивана Ижакевича.

Святой Спиридон Тримифунтский на стенописи церкви Всех святых изображен в овальном медальоне на фоне зеленого растительного орнамента из пальмовых листьев. Святой – в архиерейском облачении, с большими темными глазами, седыми волосами и белой бородой. Левой рукой он сжимает кирпич, из которой вниз течет вода, а вверх вырываются языки пламени. Поднятая вверх правая рука готова к крестному знамению. Но созерцать образ святого можно только с алтарной части храма.

В своих молитвах православные постоянно обращаются за помощью к святому Спиридону Тримифунтскому, чудотворцу, и получают ее – каждый по своей вере.

Васильев Александр Анатольевич,

заведующий сектором научно-экспозиционного

отдела Национального Киево-Печерского

историко-культурного заповедника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: