Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Беседы

16.03.2024

Духовник Лавры о значении Великого поста

архімандрит Антоній

Главной целью поста является приспособление тела, телесной жизни к подвигу молитвы, богомыслия, сосредоточенной самоуглубленности и покаяния. Пост способствует вообще господству духовной жизни над материальной, подрывает и обессиливает физиологические основы телесных страстей, помогает преодолевать чувственные желания.

Святой, благоразумный, истинный пост (как и вообще воздержание) доставляет христианину многие и разнообразные блага. Святые отцы Церкви не находили достаточно слов для изображения всех благотворных действий поста.

«Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное! – поучает преподобный Ефрем Сирин. – Пост – колесница, возносящая на небо. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост возводит молитву на небо. Пост – матерь здравия. У постящихся тело честно и душа драгоценна. Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранитель девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез». Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Пост есть чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, смиренное воздыхание, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, разрешение грехов, виновник бесстрастия».

В своих песнопениях, посвященных посту, Церковь поучает своих чад, что, постясь телесно, необходимо поститься и духовно, поститься постом истинным, приятным, благоугодным Богу. «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, отглаголания (обвинения), лжи и клятвопреступления» (см.: стихира понедельника 1-й седмицы Великого поста), – воздержание от «вредных страстей, от зависти и ненависти, от всякой злобы» (см.: вторник первой седмицы Великого поста, утреня, трипеснец п. 8).

Всякий постящийся должен помнить цель поста: укрощение плотских страстей, сохранение целомудрия, стяжание смирения и любви, облегчение деятельности духа и более ревностное упражнение в подвигах благочестия. Но весьма погрешают те, которые, соблюдая пост, тщеславятся, высоко думают о своем постничестве, осуждая и унижая других. Некоторые из таких постников от голода и разлития желчи бывают сердиты, в доме своем немирны, угрюмы, раздражительны, строптивы, своенравны, упрямы, не терпят противоречий, оскорблений и т. п. Такие неразумные постники доброе средство поста обращают себе только во вред. Блаженный Иероним говорит: «К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти? Что за добродетель не пить вина, а пьянеть от гнева и злобы?»  «Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыбы, а братьев угрызаем и съедаем? Злословящий съедает тело своего брата, грызет плоть ближнего», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Пост, по учению святых отцов, имеет значение самого необходимого и могущественного средства в деятельной благочестивой жизни. Пост должен быть соединен с добрыми делами, особенно с делами милосердия, попечения о ближних. Ибо ничто так не спасает душу, как помощь нуждающимся. «Милостыня, растворенная постом, от смерти избавляет человека» (см.: четверг 2-й седмицы Великого поста, утреня, стихира на стиховне).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: