Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

07.10.2020

Акафист Успению Божией Матери

«Печерський Благовісник»

Установление и совершение «Чина молебного пения Успению Пресвятой Богородицы с Акафистом, совершаемого по средам, пред Литургиею, по прочтению часов, в Великой церкви Успенской Киево-Печерской Лавры»

«Я и Сама приду посмотреть церковь и в ней буду жить».

«Богородицына будет церковь», — и дала нам эту икону, говоря: «Она будет наместной».

Киево-Печерский патерик

Святая Киево-Печерская Лавра недаром называется Третьим уделом Божией Матери, ведь это место Богородица Сама выбрала для Себя и освятила его приходом на эти святые горы образа Своего Славного Успения, который, по словам патерика, стал в этой обители «наместным». Этот святой образ был помещен в Великой Печерской «Небеси подобной» церкви, которая была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы.

054Икона Успения является самой почитаемой святыней Лавры. Отовсюду приходят люди для того, чтобы поклониться образу, который был вручен греческим зодчим Самой Богородицей. Первоначальное место нахождения святыни в храме нам не известно, но со временем икона заняла центральное место и была помещена над Царскими вратами.

Икона славилась чудесами, которые от нее происходили, и в знак благодарности монахи и миряне украсили образ драгоценной ризой. Ежедневно братия, прославляя Богородицу, приносили молитвы перед Ее святой иконой. И уже неизвестно, с какого именно времени в обители перед чудотворной иконой начал совершаться акафист, можно только предположить, что где-то с 1625 года. Ведь именно тогда, в годы настоятельства архимандрита Захарии (Копистенского), в Киево-Печерской Лавре состоялась первая публикация Акафиста Успению Богородицы, написанного Константинопольским патриархом Исидором І Вухарисом. Это был первый перевод данного акафиста с греческого языка на славянский.

055Во времена наместничества архимандрита Антония (Смирницкого) и по благословению митрополита Киевского Серапиона (Александровского) между 2 января 1815 года, когда стал наместником Антоний, и 16 марта 1822 года, когда митрополитом стал Евгений (Болховитинов), было введено совершение «Чина молебного пения Успению Пресвятой Богородицы с Акафистом, совершаемого по средам, пред Литургиею, по прочтению часов, в Великой церкви Успенской Киево-Печерской Лавры» в знак благодарности Богородице за спасение Киева и обители в 1812 году от «нашествия галлов».

Этот чин представляет собой сокращенное всенощное богослужение, в котором отсутствуют неизменяемые песнопения. Отдельной книгой лаврской типографией «Чин молебного пения Успению Пресвятой Богородицы с Акафистом, совершаемого по средам, пред Литургиею, по прочтению часов, в Великой церкви Успенской Киево-Печерской Лавры» был издан в 1896 году. Кроме стихир, канона и акафиста книга содержит в себе партитурное приложение лаврского распева тех песнопений, которые входят в данный чин.

Каждую среду, кроме праздничных дней, перед иконой читается Акафист Успению Божией Матери с пением двумя клиросами. Архимандрит Антоний всегда читал этот акафист, а после него и другие наместники также. Начинался чин молебна с акафистом в 8:30, а во время Великого поста — в 9:00.

056Иногда этот чин возглавлял и митрополит Киевский, который является Священноархимандритом Лавры. В архиве сохранился документ, который подробно описывает «служение Его Высокопреосвященством молебного пения Успению Пресвятыя Богородицы, в Киево-Печерской Лавре, бывающаго по средам». Начиналось служение архимандритом перед престолом в сослужении иеромонахов. Канон Успению читали два чтеца на солее. После шестой песни канона и малой ектении с возгласом начиналось пение первого кондака акафиста «Избранной от всех родов», во время которого владыка вместе с архимандритом и иеромонахами, поцеловав престол, выходили на амвон, откуда архиерей и начинал совершать малое каждение.

Владыка читал молитву, которая предшествует акафисту, и три икоса с кондаками, архимандрит читал два икоса с кондаками, иеромонахи по одному икосу с кондаком. Двенадцатый икос с тринадцатым кондаком, а также первый икос снова читал владыка

Каждый икос читается до слов «Радуйся», которые уже клирошане поют до конца. После прочтения акафиста перед чудотворной иконой поется кондак Успения «В молитвах Неусыпающую», читается молитва, после которой провозглашается прокимен и читается Евангелие, поются припевы перед стихирою и стихира «Егда преставление пречистаго Твоего Тела готовляшеся», молитва «Спаси, Боже, люди Твоя», возглас.

Во время пения и чтения седьмой песни канона владыка вместе с архимандритом и иеромонахами прикладывается к иконе, которая во время пения первого кондака вместе с лампадкой медленно опускается и останавливается посередине Царских врат на время совершения акафиста, как бы осеняя всех молящихся. Все служащие заходят в алтарь, целуют престол и кланяются архиерею. Затем служение заканчивает архимандрит с иеромонахами в порядке чинопоследования.

057Также, кроме совершения соборного акафиста каждую среду, ежедневно перед началом поздней Литургии чудотворную икону на шелковых шнурках опускали для поклонения. После окончания поздней Литургии перед иконой совершался общий молебен, для поминовения на котором записывались у инока, который находился в притворе, а также к нему обращались желающие отслужить перед иконой особый молебен — «за плату по мере усердия».

В день кончины преподобного Феодосия, 3/16 мая, ежегодно празднуется память явления чудотворной иконы, перед которой с 1812 года в воспоминание избавления от нашествия «двунадесяти языков» сияет неугасимая лампада из 10-ти стаканчиков разноцветного стекла. Во времена лихолетья чудотворную икону торжественно обносили вокруг лаврского ограждения, так было в 1812, 1831, 1847, 1866 годах.

Список использованных источников и литературы

Архивные материалы:

Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев. Фонд 128. Киево-Печерская лавра: Оп 1. Спр. 8. О совершении митрополитом церковных служб в Киево-Печерской Лавре.

Литература:

Киево-Печерский Патерик. — Киев, 1909.

Бублик В. Д. Путеводитель по Киеву и его окрестностям, 1890. — С. 440.

Титов Ф. И. Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева, 1910. — С. 99.

Архидиакон Андрей (Ломага)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: