Онлайн трансляция | 12 сентября
Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
Беседы
Участие афонского иеромонаха в лаврской молодежной встрече
После традиционного акафистного пения Пресвятой Богородице, а также прочтении особой молитвы о ныне тезоименитом Предстоятеле Украинской Православной Церкви, в начале очередной «молодежки» куратор встреч иеромонах Глеб представил участникам особого гостя. На торжества по случаю дня небесного покровителя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия прибыл насельник Свято-Пантелеимонового монастыря на Святом Афоне иеромонах Алексий (Корсак). Отец Алексий в своей беседе затронул очень важные и интересные темы: семейная жизнь и монашество.
Начиная свою беседу, иеромонах Алексий поздравил молодых прихожан Лавры с Блаженнейшим именинником, которого на Святой Горе часто называют «Афонским владыкой». Предстоятеля УПЦ, по словам отца Алексия, очень любят на Святом Афоне за его «…истинно монашеский дух смирения, который проявляется даже в мелочах, а также отеческую любовь и благорасположение к святогорцам». Также выступающий напомнил о том, что Митрополит Онуфрий отмечает каждый год свой день рождения на Афоне, где его всегда принимают с радостью.
Далее, отвечая на вопрос куратора «молодежки», гость рассказал о своем пути в монашество на Святой Горе.
«Удивительно, как началась дорога в монашество, ведь никого в семье не было воцерковленного, начал свое повествование отец Алексий, – но по словам Спасителя: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16).
Когда только сделал первые шаги в Церкви, задался вопросом, в чем цель христианской жизни. Как можно спасаться в наше время? Один старец посоветовал поискать ответы в книге прп. Силуана Афонского, которую потом приобрел, отдав при этом все свои сбережения, подобно найденной жемчужине из притчи Спасителя. Благодаря книге узнал больше о любви Божией, и благодать Святого Духа, с помощью которой была написана книга, коснулась и меня. Находясь 7 лет в одном из монастырей, возымел желание уехать на Святую Гору, где мне благословили остаться».
Говоря о Лавре, отец Алексий подчеркнул, что тут также стараются сохранить древние монашеские традиции, и привел случай, как, пребывая в паломнической поездке в 90-х годах в Печерской Лавре, разговаривал по дороге из Ближних пещер с одним старцем. Схимник, творя непрестанно Иисусову молитву, объяснил, как с ее помощью, беседой с Богом, можно избавиться от помыслов, которые подсеивает в человеке лукавый. Поэтому важно, с кем мы общаемся:
«Прикасаясь к благодати через таких духоносных людей, мы сами, уподобляемся тому, как после посещения храма от тебя проистекает благоухание. И напротив, «…худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15:33), – напомнил слова Священного Писания отец Алексий, продолжив разговор об Иисусовой молитве.
«В этой молитве мы обращаемся к Господу Богу Спасителю нашему, чтобы Он нас помиловал, очистил от гордости, тщеславия, чревоугодия, самолюбования, лени, блудной похоти. Поэтому в умном обращении к Богу, просьбе о помиловании в чем-то конкретном ничего не надо «творить», выдумывать. Основа любой молитвы заключается в словах евангельских: «Покайтесь и веруйте…» Когда человек начинает осознавать себя грешным, он ищет Того, Кто может избавить его от греха. И тогда он приходит к Тому, Кто «…пришел в мир спасти грешников» (1Тим. 1:15).
Отец Алексий также обратил внимание на то, каким должно быть отношение к святыне у благочестивых прихожан древней Печерской обители: «Наша задача – принять Божественную благодать. В Лавре особая благодать, такого обилия мощей как тут нет даже на Афоне. Каждый из вас приходит сюда, прикладывается к святыне, но отдает ли в полной мере отчет? Мы должны в этом святом месте иметь особое внимание к нему и благоговение. При этом к Богу и святыням нельзя относиться корыстно и просить постоянно о чем-то материальном, суетном. Основное прошение у нас должно быть о помиловании, о даровании прощения грехов, чтобы попасть в Царствие Небесное».
Продолжая разговор о Святой Горе, с которой преподобный Антоний принес благословение для основания Печерского монастыря в Киеве, отец Алексий заметил, что передать дух Афона на словах также нелегко, как пытаться объяснить сладость меда тем, кто никогда не вкушал его. «Каждое посещение отличается новизной, каждый раз едешь туда с внутренним трепетом. Ощущается присутствие и попечение Божией Матери. После поездки всегда начинается новый период жизни. Многие там принимают крещение, даже будучи перед тем инославными».
Затем отец Алексий сравнил монашество и супружество: «В монастырь идут по любви ко Христу, а не из-за несчастной жизни в миру. Без любви тут делать нечего. Также женятся и создают семью из-за любви к Богу и человеку, а не из-за похотей и страстей». Гость с Афона призвал относиться серьезно к супружеству, которое есть великая наука, как и монашество – это институт бытия с Богом, сказав: «Если мы обретаем Бога в себе, становимся обладателями всего, что нам действительно необходимо, сколько можем вместить».
Далее батюшка перешел к теме, раскрывающей второй путь христианской жизни – супружество, таинство брака.
Он призвал при выборе супруги не обращать внимание только на внешнюю красоту, а на «…внутреннее расположение, благородство и благочестивое воспитание будущей жены. Также и муж прежде всего должен быть мужественным, благочестивым, опорой жизни. При этом богатство не должно быть на первом месте при решении выйти за кого-либо замуж, т.к. деньги рано или поздно могут закончиться».
По словам афонского священнослужителя: «В супружестве, как и в монашестве, очень важно послушание и смирение. Муж должен своим благочестием уподобляться Христу, и в этом случае он уже говорит не от себя, но возвещает волю Божию, отрекаясь от своей собственной. А жена, слушаясь мужа, с верой и молитвой бывает спокойна в совести и успешна во всех своих делах, чему есть множество примеров».
Также батюшка напомнил важность для будущих супругов хранения целомудрия. «Если не было греховного опыта, то брак бывает очень крепким. И напротив, если молодожены привыкли следовать своим прихотям, то после первого семейного скандала может возникнуть желание разойтись», – предупредил отец Алексий.
Далее разговор пошел о воспитании детей, которых называют «плодом родительской любви». К сожалению, у взрослых не хватает опыта или времени для постоянного наблюдения за детьми, для выполнения прямых родительских обязанностей. «Поэтому, – заметил иеромонах Алексий, – если в семье есть старшие дети, они могут и должны помогать маме и папе ухаживать за младшими, заниматься с ними. При этом старшие дети в семье получают ценный опыт, который им пригодится в будущем». Отец Алексий напомнил, что и Церковь выполняет важную задачу воспитания через своих пастырей. Но нельзя при этом забывать о симфонии взаимопомощи властей и священнослужителей: «…дело нравственного воспитания детей не может быть полностью возложено на Церковь, в этих процессах должно участвовать также государство».
«Нужно воспитывать прежде всего самих себя, заключать браки для рождения и воспитания детей с любовью, заботиться о своей семье, избегать капризов и смиряться друг перед другом», — в заключение этой темы призвал будущих родителей отец Алексий.
Далее последовали вопросы участников, затрагивающие самые разные темы.
Отвечая на вопрос об особенностях афонского времени, отец Алексий обратил внимание на то, что эта древняя традиция византийского времени полностью зависит от солнца — времени его восхода и заката, поэтому продолжительность дня меняется в зависимости от поры года. «В связи с этим, — заметил отец Алексий, – для людей, привыкших к общепринятому времяисчислению (разница во времени иногда достигает семь часов), такой порядок может показаться неудобным, но он имеет большой практический смысл. Ко времени начала богослужений вся братия, как правило, заканчивает послушания и может участвовать в богослужениях. При этом по афонскому обычаю на ночные бдения будят за несколько часов, чтобы можно было подготовиться в уединенной молитве (выполняя так называемый «келейный канон») к общему богослужению как продолжению молитвы в келье».
Также отвечая на вопросы о взаимоотношениях с другими, отец Алексий рассказал о глубоком покаянии, которое привлекает благодать Божию, наполняющую человека. «В наше время мы можем только удивляться подвигам пустынников, например, преподобного Онуфрия, но с нашей стороны будет подвигом просто простить ближнего, не делать ему пакостей, оправдать его мысленно».
Гость молодежки призвал также «…ежедневно совершать добрые дела, постепенно возрастая в добродетели, что со временем становится навыком. При совершении же греха нужно сожалеть о соделанном, оскорблении Бога через сотворенный грех, бояться согрешить вновь, усиленно молить Господа о помиловании и таким образом стяжать покаянное чувство. Быть искусным на добро, а не зло, и не откладывать на завтра то хорошее, что можно сделать сегодня, и даже сейчас».
В случае затруднений в духовных вопросах отец Алексий посоветовал обращаться за советом к умудренным лаврским священнослужителям, читать книги Нового Завета, жития святых, беседы аввы Дорофея, отечники.
Участники сердечно поблагодарили гостя, куратор встреч иеромонах Глеб также попросил отца Алексия не забывать о молодежке, при возможности еще раз прийти на встречу, а на память подарили икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия».
Встречу завершили пением многолетия тезоименитому Предстоятелю Украинской Православной Церкви Митрополиту Онуфрию.
Фотогалерея:
Редакция сайта www.lavra.ua
Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: