Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

17.10.2014

Затвором достигшие бесстрастия

Грибеник В.

Совершая молитвенное поклонение преподобным Печерским вдоль узких пещерных ходов, каждый раз проходишь галерею затворников — подвижников, которые максимально ограничивали себя, не выходили из своей келлии, творя постоянную молитву. Треть всех известных затворников на Руси — подвизались в Киево-Печерском монастыре. И в день, когда Успенская Печерская обитель чтит память Прпп. Елладия, Онисима и Аммона Печерских (XII-XIII), которые также пребывали в затворе стоит задуматься об этом строгом подвиге и людях, которые его на себя взяли.

Затворничество — очень древний подвиг, который восходит своими истоками ко временам монахов-анахоретов.

Когда в Церкви установился общежительный устав монастырей, то отголоском древнего отшельничества стал затвор. Брать на себя этот подвиг разрешалось очень немногим монахам и только по благословению. Еще в VII веке Трулльский собор 41 правилом установил все необходимые сроки и условия, по которым монах мог уходить в затвор. Следуя этому канону, затвору должен предшествовать трехлетний период послушания в монастыре и обязательное испытание у настоятеля, который определяет готовность или неготовность инока к такому непростому подвигу. Например, преп. Иоанн Лествичник более 19 лет прожил в монастыре, прежде чем получил благословение на уединенную жизнь.

Суть подвига затворничества — максимальное отречение от мира, но не как человеческого общества или окружающей реальности, а от мира — как состояния души. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2. 15-16) — пишет апостол и Евангелист Иоанн в своем послании. Однако даже в самом уединенном и глухом затворе можно оставаться «мирским» человеком, если не хранить целостности мысли в уме и сердце. Преп. Антоний Великий говорит: «Кто живет в пустыне и безмолвии, тот свободнее от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него искушение — искушение в сердце».  Борьба с этим искушением сердца — нелегкий духовный труд, который являет собой одну сторону подвига затворничества. Преп. Исихий Иерусалимский так говорит об этом: «Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не и внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд — сделать монахом человека внутреннего».

Вторая сторона затвора — уединенная жизнь в постоянной молитве к Богу, уподобление ангелам, постоянно славящим Творца. К такой тайной молитве призывает Сам Христос: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6. 6). Подвижник в затворе не просто молится, а занимается по слову отцов «умным деланием» — молитвой, в которой сосредотачивается ум, и трезвением, которое придает этой молитве чистоту.

Принимая во внимание все это, сложно даже представить каким должен быть человек, взявший на себя такой строгий подвиг? Твердо можно сказать одно — это монах-подвижник, достигший большого духовного опыта в деле уподобления Богу. После смерти мощи многих затворников Печерских были скрыты от нас по их высокому смирению. Лишь их иконы, которые висят на месте их затворничества напоминают нам о том тяжелом труде, который они совершили ради стяжания Благодати Святого Духа. Будем же, чаще молится святым затворникам Печерским и прибегать к ним за помощью, помня слова преп. Исаака Сирина о том, что «и живущие в затворах помогают мудрым советом и молитвами за людей».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: