Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Фоторепортажи

27.10.2009

Воспоминания о паломнической поездке Издательского отдела Киево-Печерской Лавры

Издательский отдел Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры совершил паломническую поездку по святым местам Западной Украины.

На протяжении поездки паломникам открывались виды живописной украинской природы: золотые поля, величественные горы, озера, реки. Западная Украина поражает обилием церквей и множеством поклонных крестов, украшенных цветными лентами.

Вечером мы прибыли в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру — крупнейшую православную святыню на Волыни и второй по значимости, после Киево-Печерской Лавры, монастырь в Украине. Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерского монастыря, которые пришли на Волынь в поисках убежища от нашествия татар в 1240 г. и нашли его на скалистой горе, где и поселились. Сюда же они перенесли аскетический дух преподобных Антония и Феодосия. Место своего уединения они назвали именем реки, близ которой находился монастырь у Днепра, — Почайна. В явлении Божией Матери, подобно неопалимой купине с короной на голове и скипетром, они получили благословение в виде отпечатавшейся на камне правой стопы Ее, из которой начала источаться целебная вода. Ныне стопа находится в основании Успенского Собора Лавры, освященного преподобным Иовом (1649 г.). Верующие могут увидеть место явления Божией Матери.

Слух о явлении Богородицы привлекал всех жаждущих монашеского жития. Постепенно возникла необходимость в построении церкви, которая и была воздвигнута у подножия горы (теперь на этом месте стоит часовня). В 1597 г. монастырь получил в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодья и самое дорогое сокровище — чудотворный Почаевский образ Божией Матери, подаренный помещице в 1559 г. греческим митрополитом Неофитом. Икона находится над царскими вратами Успенского Собора и с тех пор, как помещица передала ее в монастырь, не покидает стен обители.

В 1675 г. во время турецкой осады Почаевской Лавры на небе было явление Божией Матери, держащей Свой покров над обителью. Турки, увидев Богородицу, стали пускать в Нее стрелы, но стрелы внезапно возвращались и поражали лучников. Турки в панике бежали с этого места и, помня чудо, никогда к обители не подходили со злым умыслом. Над обителью всегда простирается невидимый покров Божией Матери, защищающий ее от козней бесовских и человеческих страстей, поэтому с момента своего устроения Почаевская Лавра никогда не закрывалась.

Сегодняшняя Почаевская обитель богата настенными росписями, скульптурами и орнаментами, изображающими сюжеты Библейской истории, а также истории обители. Главный храм Лавры — Успенский Собор, построенный на месте нескольких разрозненных больших и малых церквей в конце XVIII века в стиле позднего барокко, расположен на большой террасе, окруженной железной решеткой, вделанной в 30-ти каменных столбах, на которых установлены высеченные из камня фонари. Особенно красивый вид на Почаев открывается именно с этой террасы поздним вечером или на рассвете. На территории монастыря находятся также храмы: Похвалы Божией Матери с Покровским приделом; Святой Живоначальной Троицы; Преподобных Антония и Феодосия Печерских; Святой великомученицы Варвары; гостиница для паломников; иконная и книжная лавки. Кроме главных святынь монастыря (стопы Божией Матери и чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы), в пещерном храме преподобного Иова Почаевского по левую сторону от алтаря находятся его нетленные мощи, а рядом – рака с мощами прославленного в 2002 г. преподобного Амфилохия Почаевского.

Проведя ночь в Почаевской Лавре, мы, как полагается по монашескому уставу, молились на полуношнице, которая совершается здесь в 5 часов утра. Совершив полунощницу, все верующие прикладываются к образу Божией Матери Почаевская. Также и мы, стоя с ними в полумраке Успенского Собора, приложились к чудотворной иконе. Затем последовала ранняя литургия в пещерном храме преподобного Иова. Монастырские богослужения обычно длительнее, чем в приходских храмах, однако в Почаевской обители часы богослужения проходят незаметно. Возможно, внутреннее монастырское спокойствие передается человеческой душе и она чувствует себя вне времени, слыша пение монашеского братского хора, молясь вместе с другими людьми о благоденствии мира, близких и родных. Литургия окончилась молебном и соборным акафистом преподобным Иову и Амфилохию Почаевским. Молитвенно поблагодарив почаевских преподобных, мы спустились в пещеру-келлию преподобного Иова, место его молитвенных подвигов. Келлия представляет собой небольшой каменный грот, в котором находится икона преподобного Иова со свечой, освящающей пещеру. В этой полумрачной тишине помолились и мы, ощутив святость места и заступничество преподобного.

После литургии мы взяли почаевских просфор и святой воды от стопы Божией Матери. Посетив это святое место, мы почувствовали внутреннее умиротворение, молитвенную поддержку Богородицы, заступников святой обители и отправились в расположенный неподалеку от Почаевской Лавры Свято-Духовский монастырь-скит, где приложились ко многим святыням.

Самый главный храм скита — Собор Святого Духа. В нем находится чудотворный список иконы Божией Матери Почаевская, а по правую сторону от царских врат – обновившаяся икона Божией Матери «Споручница грешных». Величественно смотрится позолоченный трехъярусный иконостас Собора на фоне богато орнаментированной росписи. Мы также прочувствовали на себе тяжесть чудотворного креста-вериг в нижнем храме преподобного Никиты Столпника. Среди других святынь Собора есть также мироточивая глава неизвестного святого, привезенная из Киево-Печерской Лавры, и помещенная по левую сторону от царских врат. Спустившись в нижний придел преподобного Серафима Саровского, мы приложились к мощам угодников Божиих, находящихся в шести ковчежцах, привезенных со всего мира, в том числе из Киево-Печерской Лавры; храмовой, писанной на камне, иконе преподобного Серафима Саровского с частицей мощей; плачущим иконам с иконостаса преподобного Серафима, а также иконе преподобного Мефодия, первоначальника Скита.

В Скиту есть несколько церквей: вратарная церковь преподобного Онуфрия Великого, где читается неусыпаемая Псалтырь; Собор Святого Духа; Церковь Всех Святых; часовня с крестильней в честь Богоявления Господня, украшенная снаружи иконой княгини Ольги. Также в Скиту имеется монастырский колодец глубиной около 100 метров, и колокольня.

Теплый, радушный прием братии Скита в лице иеромонаха Самуила остался в наших сердцах и мы благодарили Бога, сподобившего нас побывать в этом святом месте, где мы отдохнули духом.

Неподалеку от Скита находится лаврское кладбище. Здесь в 2002 г. во время Великого поста были обретены и прославлены мощи преподобного Амфилохия Почаевского. 13 мая они были перенесены из Успенского собора в расположенную под ним пещерную церковь преподобного Иова Почаевского, где почивают рядом с мощами этого святого. На месте обретения мощей сегодня стоит надгробие с Крестом и лампадой, от которой можно помазаться святым маслом. Множество людей получают исцеление от прикосновения к надгробиям святых старцев, почивающих в этом месте.

С Божией помощью мы прибыли в Кременецкий Богоявленский женский монастырь, возведенный по благословению митрополита Петра Могилы в XVII веке в стиле барокко. Для распространения христианства и предотвращения окатоличивания Западной Украины при монастыре действовали братство, школа, типография и больница. Монастырский комплекс состоит из трех храмов: соборный Богоявленский; во имя святителя Николая; во имя святого Иоанна Крестителя Господня. В начале XX века над Святыми вратами возвели трехъярусную колокольню. В Соборном Богоявленском храме мы приложились к главной святыне обители – Кременецкой чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также иконам святого великомученика и целителя Пантелеимона и святой великомученицы Варвары с частицами мощей.

Простившись с Кременецким монастырем, мы посетили источник святой праведной Анны, который забил в одноименном скиту на месте явления иконы святой праведной Анны. Спустя некоторое время на месте источника построили небольшой храм, а его целебные воды стекают в бассейне, к которому приезжают окунуться верующие для возобновления духовных и телесных сил.

Далее дорога привела нас в древнейший стольный Владимир-Волынский град – кафедру Западнорусских святителей, основанный великим равноапостольным князем Владимиром и имеющий богатую историю. В этом городе находится Успенский кафедральный Собор. Обветшавший храм князя Владимира был отстроен в 1160 г. князем Мстиславом Изяславичем и освящен в честь праздника Успения. Этот единственный храм Волыни, дошедший до нас со времен Киевской Руси, является главным Собором епархии; в нем принимали присягу подданные князя, подписывались и скреплялись целованием Креста и Евангелия межгосударственные и торговые соглашения; здесь писалась Волынская летопись. В Соборе находятся запрестольный двухметровый Крест XIV века и мощи священномученика митрополита Фаддея (Успенского). За богослужением поет хор Владимиро-Волынского регентского духовного училища.

Затем мы посетили еще одну святыню Волыни — Зимненский женский ставропигиальный монастырь, находящийся в нескольких километрах от Владимира-Волынского на Святых Горах над речкой Луга (Луг) около деревни Зимно. Монастырь был построен святым равноапостольным князем Владимиром в 1001 г. и являлся резиденцией киевского князя. Впервые о нем упоминается в Житии Феодосия Печерского и в летописи Нестора Летописца под названием «Святая гора». Согласно преданию, князь Владимир преподнес в дар монастырю икону Божией Матери, полученную им от Константинопольского патриарха как благословение на брак с сестрой византийского императора Анной. Эта чудотворная икона, а также ковчег с частицей мощей  святого первомученика Стефана – главные святыни монастыря.

История создания обители и передача иконы монастырю князем изображены в росписи оборонительных стен монастыря. Здесь, по пути из Константинополя в Киев, окончил свои дни первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам. Память о нем сохранилась в названии пещерной церкви (преподобного Варлаама), в которой стоит мраморный престол. Зимненский монастырь окружен оборонными укреплениями с башнями, возведенными в XV–XVI веках. В XVII веке в каждой стене пробили арку. В южной стене в 1898–1899 гг. была добавлена круглая колокольня. Четырехстолпный Успенский Собор был возведен на средства князя Федора Чарторыйского, который пожертвовал монастырю два колокола. Ныне один из них  выставлен в монастырском дворе. Возведение Собора было окончено в 1495 г., когда эти территории находились под сильным влиянием готического стиля, что отражено в архитектуре двух куполов, выполненных в форме шатра.

Самым старым сооружением является небольшая Троицкая церковь (1465–1475 гг.) − каменное подобие традиционных деревянных церквей Волыни. Она размещена на склоне горы к югу от собора, за границей монастырских стен. В монастыре находятся Успенская церковь (1495–1550 гг.), Троицкая церковь (1465–1475 гг.), храм преподобного Пафнутия и храм святителя Николая Чудотворца. Неподалеку расположены «Терем святого князя Владимира», памятник князю, водосвятная часовня, корпус с церковью святой праведной княжны Иулиании Ольшанской. Обитель окружают оборонные стены с четырьмя мощными угловыми башнями и воротами. Благодаря сестрам монастыря мы смогли спуститься в пещеру с церковью преподобного Варлаама, игумена Печерского, находящуюся рядом с Троицким храмом. В северной части за монастырскими стенами открывается живописный вид на окрестности. Тишина места способствует не только физическому отдыху, но и духовному восполнению сил. Поскольку посещение монастыря происходило вечером, матушки накормили нас ужином, приготовленным заботливыми руками монастырских сестер. За неимением мест в гостинице монастыря, в виду наступающих торжеств, связанных с почитанием Зимненской иконы Божией Матери, нас приютили сельские жители одной из волынских деревень, именуемой Мизово.

На следующий день мы молились в одном из старейших храмов Владимиро-Волынского края — церкви святого архистратига Михаила в деревне Секунь, в которой находятся иконы XVIII века. В самом храме, с более чем 140-летней историей, есть запрестольная икона Божией Матери, реставрированная в 1846 г. Тарасом Григорьевичем Шевченко. Сам поэт и художник также подарил написанную им икону с автографом кладбищенскому деревенскому храму в честь святой мученицы Параскевы.

Храм святого архистратига Михаила пусть и деревянный, все же уютен и богато украшен цветами, напоминающими нам о Рае. Духовную атмосферу храма обогащают находящиеся здесь чудотворный список с Почаевской иконы Божией Матери и мощи Киево-Печерских угодников Божиих, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. Над входом в храм расположена колокольня с чудесными и редкими по своему звучанию старинными колоколами.

Услышав от настоятеля, протоиерея Анатолия Оверчука, историю храма, мы на обратном пути в родную Киево-Печерскую Лавру посетили Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь, расположенный на берегу реки Корчик. Все, кто заходят за ограду обители, сразу замечают необыкновенную ухоженность всего монастырского комплекса, ведь за поддержанием здешней жизни следят сестры: они и пекут хлеб, и ухаживают за огородом. Особого внимания заслуживает монастырская пасека, имеющая своеобразный вид — самый большой улей построен в виде небольшой церкви. Монастырский комплекс состоит из Троицкого собора в честь Успения Божией Матери и храма преподобного Иова Почаевского, который посещал обитель. К собору пристроены келлии с трапезной и церковь в честь Иоанна Крестителя. На территории монастыря также находится могила Анны Андро — невесты русского поэта Александра Пушкина. Будучи выдана замуж родителями за другого человека, она перед смертью, отдав Корецкой обители свои земли, приняла иноческий постриг. В благодарность монастырь попросил Синод позволить похоронить ее здесь. Это ей Александр Сергеевич посвятил свое стихотворение «Я вас любил».

В 1905 г. в ознаменование начала ХХ века была возведена трехъярусная монастырская колокольня. Главной святыней обители, к которой не иссякают многочисленные потоки богомольцев, является чудотворная Корецкая икона Божией Матери «Споручница грешных». Свое название икона получила от надписи на окладе: «Я Споручница грешных к Своему Сыну…» До XVII века это была родовая икона корецких князей и называлась «Благодатной», подавая свою благодатную помощь княжеской семье, а потом и сестрам обители и богомольцам.

С середины 90-х годов при обители действует регентская школа, которая готовит будущих регентов приходских хоров. 1–6 августа 1990 года с архипастырским визитом монастырь посетил приснопоминаемый Святейший патриарх Алексий II, о чем свидетельствует памятная надпись и патриаршая грамота у входа в Успенский храм.

На территории монастыря находится небольшой колодец. Вокруг него построено укрытие, окна и проем в потолке украшают цветные витражи. Пьем вкусную воду из привязанных к колодцу кружек и благодарим за приют. Показав монастырь, матушки предложили нам отобедать трапезу, приготовленную из продуктов, выращенных на территории монастыря. Вкус пищи свидетельствовал о заботе матушек о своем хозяйстве, о людях.  Было очень вкусно.
После трапезы мы, попрощавшись с монастырем, благодаря Бога за то, что сподобил нас посетить Святые Места в своем Отечестве, устав физически, но окрепнув духом, с молитвенной радостью возвратились в родную Святую Киево-Печерскую Лавру.

Ухтомский Андрей

Фото Колесникова Святослава, Фенина Владислава, Ухтомского Андрея

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: