Онлайн трансляция | 12 сентября
Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
Проповеди

В Неделю всех святых, в земле Русской просиявших
Апостол Павел пишет, что во Христе Иисусе уже нет различия между эллинами и иудеями, рабами и свободными, нет даже различия по полу (см. Гал. 3:28–29). Потому что Христос на Кресте разрушил стену греха (см. Еф. 2:14–22), которая разделяла всех нас после грехопадения прародителей Адама и Евы, после дерзкой попытки вавилонян построить башню до небес, после великого потопа, после многократного впадения иудеев в идолопоклонство. В день Пятидесятницы Господь даровал Апостолам Святого Духа и основал Новозаветную Церковь, в которую входят все народы и в которой все члены тесно соединены друг с другом, стараясь жить по принципу: один за всех и все за одного (см. 2 Кор. 5:14–17).
На каждой Литургии в Символе веры мы исповедуем, что Церковь наша — единая, святая, соборная и апостольская.
Однако, глядя на реальность, мы видим, что ещё очень многие люди находятся вне Церкви, и среди тех, кто называет себя церковными людьми, православными христианами, существует множество разделений, доходящих до ненависти и даже взаимного уничтожения. Церковные расколы и ереси сопровождают христианскую жизнь на протяжении всей истории Церкви. Неужели же наша вера в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую, нераздельную Церковь — тщетна? Неужели напрасна наша надежда на спасение в Ней?
В прошлое воскресенье мы вспоминали всех святых, а в это — празднуем память всех святых, просиявших на Русской земле. Также празднуется Собор афонских святых. В последующие воскресенья будем праздновать Собор белорусских, британских, галицких, одесских и других святых.
Когда мы вспоминаем всех русских святых, это не является нашим самохвальством, как может кому-то показаться. Мы не гордимся тем, что среди нашего народа много святых. Церковь, совершая эти празднования, лишь указывает, что вера Христова распространилась и принесла добрые плоды — в виде святителей, мучеников, преподобных — во всех уголках земли.
Отсюда каждый из нас должен бы задуматься: были времена, когда большинство людей стремились к святой жизни. И они не считали это недостижимой мечтой, но принимали как норму. Ведь только тот, кто исполняет заповеди Божии и стремится к святости, может по-настоящему быть счастливым.
Святость и благодатность, как и безблагодатность, не измеряются количеством любви. Говоря о любви, как учит преподобный Иоанн Лествичник, мы говорим о Боге. А потому любовь, если она подлинна, — бесконечна. Благодатность (святость) определяется мерой сопротивления злу. Часто мы идем на компромисс со злом, оправдывая себя любовью к Богу и людям. Однако, чтобы избежать этого самообмана, святые отцы ясно установили границы между добром и злом — посредством канонов. И как бы мы ни пытались ими пренебречь, именно каноны точно определяют: где границы Церкви, кто прав, а кто виноват.
Как видно, быть святым — не значит сразу обрести ангельские крылья. Это, прежде всего, старание угодить Богу, внимание к голосу совести, нежелание причинять зло, постоянное противостояние злу, отказ от привилегий и стремление послужить другим с любовью. Святой, по слову святителя Феофана Затворника, не ограничивается исполнением долга по закону, но старается делать гораздо больше. Он — добровольный изобретатель всякого добра.
С святой равноапостольной княгини Ольги, бабушки святого князя Владимира, началось постепенное вхождение Руси в путь святости. Сначала тайно, а потом открыто все больше людей стали жить не ради грабежа и мести, но с желанием за короткую жизнь успеть сделать как можно больше добра. И вот князь Владимир, бывший прежде жестоким завоевателем и распутником, становится святым, называемым Владимиром Красное Солнышко. Он вдохновил многих своих современников на святую жизнь.
Но дьявол и его служители во все времена стремились взять реванш и вернуть нашу землю в язычество, или сделать нас христианами только по имени. Чтобы на нас исполнились слова Апокалипсиса: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв» (Откр. 3:1).
Сегодня наши дети, большинство из которых крещены, учатся не для того, чтобы делать добро другим, а чтобы меньше работать, быть успешными и богатыми. Ранее основными книгами были Псалтирь и Жития святых, которые учили прежде всего исполнению воли Божией. Сегодня же книги и фильмы учат, как хитрее обманывать. Раньше люди соревновались в добродетелях — в посте, молитве и делах милосердия, а ныне популярны физкультура и спорт, чтобы иметь здоровье и красивую фигуру.
Много времени мы отдаём развлечениям, особенно интернету, тогда как прежде, согласно уставу Церкви, значительная часть дня посвящалась служению Богу: первый, третий, шестой, девятый часы, полунощница, повечерие, утреня — это не только напоминание о евангельских событиях, но и призыв к молитве на протяжении всего дня и даже ночи. Это также напоминание о главной цели жизни христианина — святости. Господь призывает: «Будьте святы, потому что Я свят» (см. 1 Пет. 1:14–16).
Чтобы достичь святости, нужно прежде признать свои грехи — свой противоестественный, нехристианский образ жизни — и начать, иногда краткий, но чаще длительный путь покаяния, очищения от всякой скверны плоти и духа.
Но стоит кому-то начать всерьёз говорить о том, что беды происходят из-за безбожного образа жизни и что нам нужно покаяние, как маловерные и нецерковные люди обвиняют таких проповедников в работе на врага или просто высмеивают. Поэтому нашу Церковь постоянно гонят. Поэтому для многих святость — недосягаемый идеал.
Во все времена, особенно ныне, чтобы быть проповедником, нужна отвага. А как её стяжать? Надо сокрушить свое сердце, чтобы оно стало смиренным и наполнилось истинной любовью. Совершенная любовь изгоняет страх (см. 1 Ин. 4:18).
Не только архипастыри и пастыри, но и каждый христианин, по мысли святителя Иоанна Златоуста, должен быть проповедником покаяния. Златоуст говорит, что в семье это делать даже легче, ведь мы знаем друг друга, наши слабости, и можем подобрать наилучшее духовное лекарство.
Пост, который мы ныне проходим, называется Петровым или Апостольским не просто так — не потому, что он завершается 12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Церковь через него побуждает нас к миссии, к проповеди Евангелия — дома, на улице, на работе. Ныне, когда в мире распространяется великая эпидемия гнева, ненависти и прочих грехов, это особенно важно.
Итак, возлюбленные братия и сестры, помолимся всем святым, просиявшим на Русской земле, и святым апостолам, которые, как мы слышали сегодня из Евангелия (см. Мф. 4:18–23), решительно последовали за Христом, — чтобы и у нас появилась отвага жить не по страстям мира сего, но свято и мужественно проповедовать Евангелие. Тогда мы ощутим себя не номинально, а поистине Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью.
архимандрит Маркелл (Павук), кандидат богословия, доцент КДАиС
Редакция сайта www.lavra.ua
Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: