Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Разное

15.07.2020

Туринская Плащаница как свидетельство Божественной любви к человеку

«Печерський Благовісник»

Журнал_КПЛ_Печерский Благовестник_2_2020_макет_1Надо почитать Крест и Плащаницу Христовы.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Хранящаяся в Италии Туринская Плащаница уже более ста лет вызывает своей загадочностью научные споры. Не до конца понятно и отношение к ней православных христиан. С одной стороны, не слышно, чтобы кто-то высказывался против подлинности Плащаницы. С другой — мало-кто относится к ней как к настоящей святыне. Попробуем разобраться, что же на самом деле представляет собой это льняное полотно длиной в 4,3 и шириной в 1,1 метра.

В западных источниках история Плащаницы ясно прослеживается с 1353 года. Именно тогда появляется упоминание, что святыня находится во владениях графа Жоффруа де Шарни в городе Лирей, недалеко от Парижа. Византийские источники более обширны. Согласно Преданию, в 436 году святая Пульхерия, сестра императора Феодосия II, строит базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне близ Константинополя и помещает туда Плащаницу, которую получила от императрицы Евдокии. На связь Плащаницы с Влахерским храмом также указывают и такие свидетельства, как письмо Византийского императора Алексия Комнина (конец XI века), в котором он упоминает, что «среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у него находятся похоронные пелены, найденные в гробу после Воскресения», и хроника Робера де Клари (начало XIII века), где описываются виденные им в Константинополе святыни: «Был там еще монастырь, который назывался именем святой Девы Марии Влахернской; в этом монастыре был саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывался каждую пятницу, так что можно было хорошо видеть лик нашего Господа».

052Также не следует забывать о той важной роли, которую храм во Влахерне сыграл в развитии литургической практики Константинопольской Церкви. Скорее всего, именно здесь берет свое начало чин выноса Плащаницы, который мы совершаем в Страстную Пятницу.

Наконец, самые важные для нас свидетельства оставлены Евангелистами. Все они упоминают о Плащанице, когда описывают погребение Иисуса Христа. При этом апостол Иоанн особенно акцентирует на этом внимание, как на доказательстве Воскресения Спасителя.

С 1988 года над полотном Плащаницы начинается ряд научных исследований. Для любопытного читателя не составит труда найти информацию с подробным их описанием. Здесь достаточно будет указать на то, что в своем большинстве эти данные позволяют отождествить Туринскую Плащаницу с теми пеленами, в которые Иосиф Аримафейский «обвил» тело Спасителя. И хотя иногда встречаются сведенья, ставящие под сомнение подлинность Плащаницы, без создания альтернативной теории, отвечающей на вопросы: когда, как, кем и зачем это было сделано? — они так и будут оставаться всего лишь предположениями.

Вопрос о том, как появился отпечаток Человека на Плащанице стоит отдельного рассмотрения. Это не рисунок художника. Во время исследований не было найдено никаких органических, минеральных или химических веществ, которые могли бы входить в состав красителей. Появившийся образ скорее напоминает эффект ожога. Но точная причина его появления в научных кругах так и не установлена. По сути, в искусственное происхождение Плащаницы можно только верить. И здесь нет ничего удивительного. Наука бессильна, когда речь выходит за пределы материального мира. Ее законы не распространяются на все то, что скрыто от нас, но при этом несомненно есть: Бог, Его нетварная энергия, душа, совесть, чудо… Обо всем этом можно рассуждать только с позиции этики. А это совершенно другой, не привычный для многих мир. В нем спокойно уживаются такие противоположности, как например, смерть и бессмертие души, существование и отсутствие Бога, бесконечность и ограниченность мира. Здесь главенствует свобода, и человек всего лишь выбирает — кому доверять больше.

И если сквозь призму такого понимания вещей посмотреть на Туринскую Плащаницу, взять во внимание не только историю и научные исследования, но и сверхъестественные явления, которые мы называем не иначе как чудом, то Плащаница становится еще одним источником, дополняющим евангельский рассказ о последних часах земной жизни Иисуса Христа.

Так, евангелисты не уточняют, сколько ударов перенес Христос во время бичевания, по каким частям тела Его били и вообще сколько времени пробыл Он на Кресте. Но обо все этом можно узнать благодаря судебно-медицинским исследованиям Туринского полотна. Учеными медиками было насчитано более 100 ран от ударов. При этом черепные травмы и множество синяков, покрывавших лицо Спасителя, указывают на особую жестокость и беспощадность, с которой эти удары наносились.

На плечах у Иисуса были обнаружены следы от грубого тяжелого предмета. Скорее всего, это последствия от несения Креста, точнее, горизонтальной его перекладины, поскольку вертикальный столб заранее вкапывали в землю на месте казни.

Следы сильных ранений правого колена и лица от удара о землю на отпечатке Плащаницы свидетельствуют о том, что путь к Голгофе сопровождался неоднократными падениями, после последнего из которых подняться Спаситель уже не смог. Тогда воины привлекли Симона Киринеянина, который и понес дальше Крест Иисуса (Мк. 15:21).

«Ранее Он, — рассуждает митрополит Иларион (Алфеев), — говорил ученикам: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф. 16:24). Однако Свой собственный Крест Он нести не мог. Единственной причиной этого должно было быть Его физическое состояние: истощенный после бессонной ночи, изнурительных допросов и жестокого бичевания, Он не мог поднять и нести приготовленный для Него Крест…»

Затем произошло распятие. Напомним, что когда осужденного подводили к месту казни, его клали на землю и крепко привязывали его руки к поперечине, чтобы вбить гвозди в ладони в том месте, где проходит центральный нерв руки. Затем поперечину водружали на столб, к которому была заранее приделана подставка для ног. К этой подставке двумя гвоздями прибивали ступни, и в таком мучительном положении осужденный мог оставаться от нескольких часов до нескольких дней. Но самым болезненным в этом наказании была попытка приподняться для того, чтобы наполнить воздухом сведенную от судороги грудь. Гвоздь задевал нерв, и невыразимая боль, как молния, проходила через всю руку, ударяя в мозг. При этом шипы тернового венца все глубже и глубже вонзались в голову и, скользя по черепной кости, раздирали ткани головы, вызывая этим новые муки.

«Для чего Христос предпринимает это страшное усилие? На что Он расходует с такой мукой набранный воздух? — задается вопросом один из богословов. — Чтобы сказать: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34)».

Потоки крови на руках Спасителя, отпечатавшиеся на Плащанице, отобразились в форме буквы V. И это подтверждает то, что тело Христа несколько раз со страшной мукой меняло свое положение.

Чтобы прекратить эту невыносимую боль, один из воинов обычно перебивал голени осужденному, тем самым ускоряя смерть. Но Иисус Христос умер cобственной смертью. На Плащанице отсутствуют следы от перебитых коленей, и это значит, что Он пробыл на Кресте несколько часов.

Такая быстрая смерть удивила не только Пилата. Даже среди христиан позже находились скептики, утверждающие, что страдания Христа были кажущимися (ересь докетизма) и что Христос умер в тот момент, когда Сам захотел. Но если так, то что же отобразилось на Плащанице и неужели послушный во всем воле Отца Христос в самый важный момент мог отказаться от этой воли? Не забываем ли мы, что Иисус Христос был полноценным Человеком, и как Человек Он претерпевает на Кресте жесточайшие физические мучения, те мучения, которые по своей тяжести соизмеримы с тяжестью грехов всего человечества, следствием которых и стала Его физическая смерть.

К тому же Плащаница — это еще и свидетельство Воскресения. На полотне не осталось никаких следов разложения, и это значит, что тело Спасителя находилось в пеленах сравнительно недолго. Исследователи даже называют наиболее вероятную цифру этого соприкосновения — от 30 до 35 часов. Интересно, что церковный богослужебный календарь размещает чин погребения Христа в Страстную Пятницу и начало Пасхальных торжеств в 33-х часах друг от друга.

Кроме того, ткань, скорее всего, не разворачивали, потому что многие следы крови (в том числе ее сгустки) остались нетронутыми, тогда как разворачивание нарушило бы эти следы. Следовательно, тело Христа не унесли, как полагала Мария Магдалина, оно покинуло полотно каким-то неизвестным образом.

И если для иудеев пустые пелены были поводом для упрека учеников в том, что они украли тело Спасителя, то для апостола Иоанна эти же пустые пелены стали основанием веры. А именно — неопровержимым доказательством того, что Христос воскрес: Иоанн «и увидел, и уверовал» (Ин. 20:8).

Наконец, самое важное для нас в Плащанице — это свидетельство величайшей любви Бога к созданному Им человеку. Любви до Креста. Ведь это значит, что в глазах Бога мы не забыты, и поэтому никогда не бываем одиноки. Любовь Бога к нам не остановил даже Крест. Чего, к сожалению, не скажешь о нашей любви к Богу.

Иеродиакон Христофор (Задорожний)


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта. Публикуется без изменений, как указано в оригинале

Содержание номера

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: