Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

16.08.2011

Триптих Лаврской колокольни — уникальный памятник ХV века

Бартош А. Е.

001На первом ярусе Большой Лаврской колокольни над северными, южными и западными дверями находятся три редчайших памятника изобразительного искусства XV в. — знаменитый триптих, состоящий из рельефов с изображением Богородицы и преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Триптих непосредственно связан с судьбой Великой Соборной церкви Успения Божией Матери Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

«Стены каменные сокрушивши…»

В 1240 г. во время монголо-татарского нашествия были разрушены Киево-Печерский монастырь и Успенский собор. Синопсис сообщает: «нечестивые варвары овнами и таранами стены каменные монастырские столкши и до основания сокрушивши… и самую небеси подобную церковь Пресвятые Богородицы Печерские оскверниша, от всего украшения обнажиша, и крест с главы церковныя златокованный сняши, а верх до полуцерква по окна… неспровергши; також и верх алтаря великого до перси иконы Пресвятые Богородицы избиша… до основания искорениша и разметаша».

В условиях ослабления Золотой Орды, на обескровленные столетним господством кочевых грабителей юго-западные русские земли пришли новые завоеватели и Киев вошел в состав Великого княжества Литовского.

Восстановление Лавры

В годы правления в Киеве княжеских наместников — Слуцкого князя Александра, известного под именем Олелька, и его сына Симеона (1455-1470) Киевское удельное княжество имело относительную самостоятельность.

«Хозяин земли Киевской князь Слуцкий» Симеон Олелькович, несмотря на повеление великого князя Литовского Казимира, который запретил не только строить новые, но и ремонтировать старые православные церкви, не жалел средств для восстановления Успенского собора Киево-Печерской Лавры.

Из летописи известно: «А сей благовірный князь кіевскій, Симеонъ, обнови великую церковь Успенія пресвятыя Богородиці Печерскую, разоренную и въ запустеніи бывшую отъ нашествія злочестивого Батыя через долгое время, одва не отъ основанія воздвигши, украси и всякою красотою и различными шарами росписа. Въ ней же и самъ погребенъ бысть въ гробнице, юже созда».

В память о восстановлении в 1470 г. Великой Соборной церкви Успения Божией Матери Симеон Олелькович заказал рельеф-триптих, который был установлен на внешней стене центральной апсиды Успенского собора.

triptih1На триптихе была вырезана надпись: «Основана бысть церковь Пресвятая Печерская на старом основаніи при великом короли Казимире благоверным Семеном Александровичем, отчичомъ кіевским, при архимандрите Іоанне».

Рельеф-триптих изготовили на сплошной плите из белого камня — мраморовидного известняка. В центре триптиха находилось изображение Богородицы, слева от нее — фигура преподобного Феодосия, а справа — Антония.

Новый этап восстановления Успенского собора

После большого пожара 1718 г. начался новый этап в восстановлении Успенского собора, который длился от 1722 до 1729 гг. В течение 1729-1731 гг. проводилось оформление фасадов собора богатой лепниной. В это же время апсиды собора сделали гранеными, но триптих не вписался в новое декоративное оформление экстерьера храма, поэтому он был снят с Успенского собора, распилен на три части и замурован под дверными арочными проемами Большой Лаврской колокольни.

По давней традиции, на центральной апсиде Успенского собора установили новую плиту с памятной надписью о восстановлении храма после пожара 1718 г.

Размещая триптих на Большой Лаврской колокольне, рельефам придали здесь новый смысл. Текст триптиха разъединили, ведь рельефы располагались на колокольне достаточно высоко и прочитать надпись все равно было невозможно, поэтому предпочтение отдали изображениям. Каждый из рельефов воспринимался как отдельная икона.

Рельеф с изображением Богоматери разместили над западными дверями колокольни. Как и ее прообраз в Успенском соборе, Оранта обращена лицом на запад. Рельефы с изображением святых разместили параллельно над северным и южным входом в Большую Лаврскую колокольню. Преподобные Антоний и Феодосий десницей указывают на дом Божией Матери — Успенский собор, и как будто смотрят и идут в храм, построенный их усилиями.

Археологическая находка

Прошло столетие и эти произведения изобразительного искусства исчезли на Большой Лаврской колокольне под слоем известняковых плит. Евгений Болховитинов, составляя «Описание Киево-Печерской Лавры» (1826), вносит все надписи, которые существовали в Успенском соборе, на Лаврской колокольне, на колоколах, а о рельефах триптиха не дает никакой информации.

Петр Лебединцев летом 1866 г. совершил археологическую находку приделанного древнего барельефа, покрытого несколькими слоями известняковых плит. Об этой находке Лебединцев сообщил Павлу Троцкому, который с разрешения наместника Лавры переписал надпись, находящуюся под барельефом, а художник выполнил копии с изображений и скопировал надпись.

Эти рисунки были отправлены в Московское археологическое общество и тогда первый и последний раз провели изучение этой достопримечательности.

Выводы Московского археологического общества были такими:

  1. «Палеографический характер этой надписи южно-русский XV или XVI в., по образцу Ипатьевской летописи, Касиановской редакции Патерика и тому подобное. Высота каждой буквы 5,56 см.
  2. Надпись гласит, что Печерская церковь восстановлена на старой основе при польском короле Казимире (1444-1492) Симеоном Александровичем, отчичем киевским, то есть наследным удельным князем, который правил с 1455 до 1471 г. Согласно свидетельству Афанасия Кальнофойского, в 1638 г., князь этот «restawrowal» и «renowowal» около 1470 г. Большую Печерскую церковь, до этого разрушенную.
  3. Афанасий, согласно записи, подчеркивает, что реставрация церкви была проведена при игумене Иоанне. А по утверждению митрополита Самуила Мысловского и Евгения Болховитинова, это был Иоанн II, архимандрит Печерский.
  4. Возможно, что этот барельеф при восстановлении церкви в 1470 г. был помещен в стену церкви; после пожара 1718 г., при возобновлении храма, был вынут, а при строительстве колокольни в 1731-1745 гг. установлен в ее внешнюю стену.
  5. Творение, согласно присланным рисунками, лучше, чем известные древние барельефы».

Иконография триптиха чрезвычайно интересна. Достаточно заметна черта архаизма в изображении Богоматери и святых. Это объясняется пробуждением в XV в. памяти о былой славе Киева. Интересно, что фигуры Феодосия и Антония расположены на Лаврском триптихе подобно их размещению на иконе XIII в. — «Богоматерь Печерская Свенская».

На рельефе триптиха Феодосий десницей указывает на Богоматерь и будто идет к ней. В левой руке Феодосий держит свиток с цитированием завещания преподобного Феодосия Печерского из Киево-Печерского Патерика.

Изображенный на рельефе преподобный Антоний десницей указывает на Богородицу. В левой руке Антоний держит сверток, а на нем — цитирование известного из Патерика завещания преподобного Антония Печерского: «Яко положенные зде вся суть помилованы».

Рельефы Феодосия и Антония имеют одинаковый размер: 48,95 х 37,83 см. Фигуры Антония и Феодосия гораздо меньше, чем Богоматери, но вместе с ней создают единую целостную композицию. Тождество стилистических и художественных признаков трех плит выдают их парность и принадлежность к единому циклу рельефов.

Высота рельефа Пресвятой Богородицы — 55,63 см, ширина — 40,05 м. Прямые края рельефа сверху и по бокам украшены в виде рамы акантовыми листьями. Рама внизу опирается на такие же шары и призмы, как и в изображении святых. В центре рельефа — стройная фигура Богоматери в молитвенной позе, Которая стоит на продолговатом камне.

Как уже упоминалось ранее, рельеф-триптих был изготовлен по заказу киевского наместника хозяина земли Киевской князя Слуцкого Симеона Олельковича в память о восстановлении Успенского собора, поэтому на среднем рельефе мастер выполнил копию изображения Оранты с алтарной апсиды Успенского собора.

В пользу этого предположения свидетельствует то, что фигура Оранты на рельефе находится под двойной аркой, а это дает основания считать, что рельеф скопирован с изображения, которое находилось под сводами.

Рельеф Богородицы на триптихе очень схож с другим рельефом Богоматери, хранящийся в фондах заповедника. Чувствуется, что эти рельефы Оранты сделаны по одному образцу, но разными мастерами.

Сохранить уникальное произведение искусства

Необходимо отметить, что памятников XV в. осталось очень мало, их можно пересчитать по пальцам, поэтому так важно сохранить это уникальное произведение искусства. Лаврский триптих действительно неоценимая достопримечательность, которая соединила в себе историю, изобразительное искусство и палеографию XV в. Он является свидетелем восстановления Успенского собора в 1470 г. и напоминает о потерянном запрестольном образе Богородицы из Великой Соборной церкви Успения Божьей Матери.

К сожалению, на такой монументальной постройке, как Большая Лаврская колокольня, рельефы триптиха теряются и на них никто не обращает внимания.

26 мая 2011 г. на совместном заседании Ученого и Научно-реставрационного советов Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника было принято решение снять триптих «Святой Антоний, святой Феодосий и Богородица Оранта» (1470) с Большой Лаврской колокольни и разместить его в фондах заповедника.

А. Е. Бартош,

заведующая сектором научно-исследовательского отдела истории Киево-Печерской Лавры и ее художественного наследия


От редакции: В настоящее время Триптих размещен на фасаде Большой Лаврской колокольни и каждый желающий может его увидеть

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: