Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Духовная сокровищница

02.10.2024

Святые отцы о значении Креста в деле нашего спасения

lavra.ua

 Святитель Иоанн Златоуст:

«Крест — глава нашего спасения; Крест — причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными, теперь приняты в число сынов; через него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; через него мы, прежде покланявшиеся деревам и камням, теперь познали Создателя всех; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; через него земля наконец сделалась небом. Он освободил нас от заблуждения, он привел нас к истине, он устроил примирение между Богом и людьми, он, извлекши нас из глубины порока, возвел на самую вершину добродетели, он истребил бесовское заблуждение, он уничтожил обольщение. Через него уже не стало дыма, смрада и пролития крови бессловесных животных, но везде духовные служения, песнопения и молитвы; через него бесы обращены в бегство, через него дьявол изгнан, через него человеческое естество стало соревновать жизни ангельской, через него девство водворилось на земле, потому что с того времени, как пришел Родившийся от Девы, естество человеческое узнало этот путь к добродетели. Он просветил нас, сидевших во тьме, он примирил нас, враждовавших (с Богом), он сделал близкими нас, бывших далеко, он сделал своими нас, бывших чужими, он сделал гражданами Неба нас, бывших странниками, он сделался у нас прекращением войн, он стал для нас опорой мира. Через него мы уже не боимся разженных стрел дьявола, так как нашли источник жизни; через него мы перестали быть во вдовстве, так как приобрели Жениха; через него мы уже не боимся волка, так как узнали Доброго Пастыря. “Аз есмь, — говорит [Господь], — пастырь добрый” (Ин. 10:11). Через него мы уже не страшимся тирана, так как прибегли к Царю. Видишь ли, скольких благ причина для нас Крест? Поэтому справедливо мы совершаем праздник».

+++
Святитель Григорий Нисский:

«Кто может достаточно изъяснить тайну Креста, послужившего орудием страданий Спасителя? В самом деле, сколько было других способов, посредством которых Он мог исполнить совет Свой относительно страдания за нас! И однако из всех Он пожелал и избрал один этот, как Сам предрек о Себе: “Сыну Человеческому должно много пострадать” (Лк. 9:22). Заметь, как говорит Он здесь: не просто только и в общих чертах предсказывает Свои страдания, как сделал бы кто другой, но, по некой таинственной необходимости, обозначает и как бы узаконивает для Себя один род смерти: ”Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть” (Лк. 24:7).
+++
Святитель Григорий Богослов:

«Все, что совершилось на Древе Крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Поэтому Древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые, — за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные — за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест — за падение, желчь — за вкушение, терновый венец — за худое владычество, смерть — за смерть, тьма — за погребение и возвращение в землю для света».
+++
Преподобный Симеон Новый Богослов:

«Образ Креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом. Посему и демоны боятся образа Креста и не терпят видеть знамение Креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что Крест есть знамение содружества человеков с Богом, и что они, как отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его, не имеют более свободы приближаться к тем, кои примирились с Богом и соединились с Ним, и не могут более искушать их. Если и кажется, что они искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокого таинства Креста».
+++
Святитель Иоанн Златоуст:

«Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, и Христос Древом же победил его. То древо низвело нас в ад, а это и низверженных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого пленника, а это обнаженного на высоком месте явило победителем. Та смерть пала и на потомков, а эта воскресила и бывших прежде Христа. Кто возвестит силы Господни? Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия Креста».

+++

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова.

Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния.

Увы, Господь мой! Ты на Кресте — я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте… я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия.

Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня ко Кресту Твоему судьбами Твоими…»

+++

Праведный Иоанн Кронштадтский:

«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас».

+++

Святитель Тихон Задонский:

«Как ни думай, человек, и куда ни обращай свои мысли, нужно нести свой крест и идти за Христом, то есть следовать Его смирению, любви, терпению и кротости, то есть, что бы ни приключилось с тобой скорбное, — терпеть без роптания, ради того, что Христос, Избавитель твой, так терпел. Претерпи все без роптания, что ни пошлет тебе святая Божия десница, испей чашу, какую подаст тебе Небесный Отец, и будешь истинный член духовного Тела Христова, и так будешь следовать Главе твоей, Христу. И как с Ним страдаешь, так с Ним и прославишься, как член с главою своею, как сказано в Писании: C Ним страдаем, что бы с Ним и прославиться” (Рим. 8:17). И еще: “Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет” (Ин. 12:26)».

+++

Святитель Иоанн Златоуст:

«Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его» (Пс. 98:5). 

«Оплоты греха и твердыни ада ниспроверг Крест Христов. Поспешите же, поклонимся Кресту. Подите сюда, снимем и соберем плоды дерева жизни, стоящего у исходов воды от ребра Христова и давшего плод свой во время свое. Крест Христов есть древо бессмертия, семя нетления, корень правды, росток целомудрия, цвет девства, роза вдовства. Крест — оружие мужества и крепость воздержания, Крест — основание веры и устой благочестия, Крест — светоч богопознания и отмена приговора, Крест — изгнанных возвращение и пленных освобождение, Крест — заблуждающихся обращение и падающих восстановление, Крест — спасаемых сила и изнемогающих исцеление, Крест — праведных преуспеяние и мучеников дерзновение, Крест — апостолов проповедь и пророков радость, Крест — учителей наставление и иноков похвала, Крест — венец мира и проповедник согласия, Крест — небесных и земных соединение и преисподних попрание, Крест — твари освящение и небесных благ дарование, Крест — празднующих торжество, залог усыновления и Царства Небесного наследование. И что всего замечательнее, Крест — величайший символ любви к нам Бога и Отца — есть вместе с тем и свидетель Божественного послушания до самой смерти со стороны Сына и показатель мудрости Духа».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: