Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Прп. Иоанн (XI-XII)

Feofil i Ioann  copy

Память 11 января

Подробности жития преподобного Иоанна не сохранились. Дошли лишь некоторые сведения, связанные с житием преподобного Марка гробокопателя и преподобного Феофила, с которым они и почивают в одной раке.

В великом Печерском монастыре жили духовные братья, с юности связанные сердечной любовью, имевшие единомыслие и одинаковые стремления. Они умолили блаженного Марка, чтобы приготовил им общее место, где потом погребли бы обоих, когда повелит Господь. И спустя некоторое время старший брат Феофил отлучился по какому-то делу. Младший, заболев, преставился и был погребен в приготовленном месте. А через несколько дней возвратился Феофил. Узнав о собрате, сильно загоревал. Взяв с собой некоторых из братии, явился в пещеру, желая увидеть почившего: где и в каком положении был похоронен? Обнаружив, что тот погребен на месте повыше, разгневался и сильно роптал на Марка: «Почему ты положил его здесь?! Я ведь старше его, а ты отвел для него мое место!» И пещерник, будучи мужем смиренным, поклонился ему, говоря: «Прости меня, брат: согрешил перед тобою». Затем обратился к усопшему: «Брат! Поднимись и дай место живому собрату, а сам ложись на одре пониже». И тотчас, по слову блаженного, покойный встал перед всеми пришедшими и лег на нижнее место. И все увидели страшное чудо, полное ужаса. И брат, роптавший и гневавшийся на блаженного за погребение собрата, пал Марку в ноги, сказав ему: «Отче Марк! Согрешил я, подняв собрата с одра. Я умоляю тебя: вели, чтобы он перелег на прежнее место!»

Но блаженный молвил ему: «Господь пресек вражду между нами, и дал ответ на твое роптание, чтобы не гневался вечно, храня на меня обиду. И даже бездушное тело являет подлинную любовь к тебе, признавая твое старшинство. Я хотел, чтобы ты, не выходя отсюда, унаследовал свое старшинство и был бы положен здесь уже ныне, но ты не готов к исходу. Иди попекись о своей душе: тебя принесут сюда через несколько дней. Одному только Богу под силу поднять усопшего, а я лишь грешный человек. Но этот покойный, смутившись, что ты обижен и упрекаешь меня, не стерпел от тебя подобного, оставив тебе половину вашего общего места. Бог силен воздвигнуть почившего, а я не могу поднять и затем сказать: «Ляг на одре повыше!» Сам изреки ему свою просьбу: может, послушается тебя, как и прежде?»

Услышав такое, Феофил, глубоко потрясенный страшными Марковыми словами, не знал, дойдет ли до монастыря, и думал: «Здесь упаду и мгновенно умру». Затем, придя в свою келью, стал безутешно рыдать. И все раздал, вплоть до последней рубахи, оставив лишь свиту, как мантию, и готовился к смертному часу. Никто не сумел утешить его среди горького плача, не смог убедить, чтобы отведал приятной пищи. Он каждый день говорил: «Не знаю, доживу ли до вечера». А ночью твердил со слезами: «Что делать? Увижу ли я рассвет? Ведь многие, просыпаясь утром, не дожидались вечера, или, ложась, не вставали со своего одра. А я ведь уже получил известие от блаженного, что скоро наступит моя кончина». И со слезами молился Богу, испрашивая времени на покаяние. И вот, воздерживаясь и молясь, и рыдая во всякий час, и ожидая прихода дня, когда разлучится с телом, он так истощился плотью, что можно было пересчитать суставы. Многие пытались утешить его, но он рыдал еще больше. И от долгого плача ослепли его глаза. И в каждый день своей жизни он пребывал в большом воздержании, угождая Богу добрыми подвигами.

Когда блаженный Марк узнал о времени своего отшествия к Богу, то позвал Феофила и молвил ему: «Брат! Я огорчил тебя на многие годы. Прости меня! Уже ухожу из этого мира. Молись за меня! И если я обрету спасение, не забуду тебя в молитвах, чтобы Господь удостоил нас встретиться там и пребывать вместе с отцами Антонием и Феодосием». И Феофил с плачем сказал ему: «Отче Марк! Зачем покидаешь меня? Или возьми меня с собой, или даруй мне прозрение». А Марк отвечал ему: «Брат, не скорби: ты ослеп телесными очами ради Бога, зато духовными ты прозрел для Его постижения. Брат, я оказался виновником твоего ослепления: предрекая тебе кончину, хотел принести пользу твоей душе и привести к смирению твой возгордившийся ум, ибо сказано: «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).

Тогда Феофил изрек: «Ведаю, отче: за мои прегрешения, упав, я умер бы перед тобою в пещере, когда поднимался усопший. Но Господь по твоим святым молитвам даровал мне жизнь. Ныне прошу того, чтобы почить с тобою или прозреть». Но Марк ответил: «Тебе не стоит рассматривать нынешний временный мир. Проси у Господа, чтобы там созерцать Его славу. Не желай кончины: она наступит, даже если не ждешь. Но вот тебе знак твоего отшествия: за три дня прозришь, и затем отойдешь к Господу, и тогда увидишь свет бесконечный и славу неизреченную». Произнеся это, блаженный Марк преставился к Господу и был положен в пещере, где сам ископал могилу.

А Феофил, нося в сердце боль разлуки с наставником, стал умножать рыдания, проливая потоки слез, которые росли и росли. Когда вставал на молитву, и появлялись слезы, то, имея сосуд, ставил его и плакал над ним, и за долгие годы наполнил его слезами, ибо жил, ожидая предсказанного блаженным. Наконец, почувствовав близость отшествия к Богу, он прилежно молился Ему, чтобы принял пролитые перед Ним слезы. И тотчас же некто прекрасный, явившись к нему, вопросил его: «Неужели ты думаешь, будто слезы напрасны?» Взяв сосуд, еще больше указанного, полный благоухания, как благовонного мира, продолжил: «Здесь тоже находятся твои слезы. Ты пролил их в сердечной молитве к Богу и вытер рукою, или платком, или одеждой. Часть упала из глаз твоих прямо наземь. И наш Творец повелел мне собрать все в данном сосуде и сохранить, а ныне послал возвестить тебе радость: ты с торжеством отойдешь к Нему! Ведь Он говорил: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Когда произнесший это исчез, то блаженный, позвав игумена, рассказал ему о явлении и приветствии ангела, показал ему оба сосуда, полные слез, и завещал вылить на свое тело тот из них, который пахнул прекраснее благовоний. А через три дня он преставился. Его достойно положили в пещере возле Марка Пещерника и помазали из ангельского сосуда, отчего вся пещера наполнилась благоуханием. На него вылили слезный сосуд, чтобы посеявший слезы пожал радость от своего подвига.

Мощи преподобных Марка, Феофила и его побратима Иоанна почивают в Ближних пещерах. В 1594 году немецкий посол Э. Лясота писал: «Между прочими, которых я видел, лежат там св. Денис (думаю, что св.  Дионисий), св. Алексей и св. Марк… Кроме того, лежат там в каменном гробу два товарища; они, как говорят, еще при жизни своей уговорились лежать вместе в одном гробу, один по правую, другой по левую сторону; но случилось, что один из них на несколько времени уехал куда-то и вернувшись домой, узнал, что уже три года прошло, как его товарищ умер; он идет ко гробу, и когда увидел, что покойник положен во гробе не по ту руку, по какой должен лежать по условию, то сказал ему, чтобы тот двинулся на свое место, а ему уступил бы занятое место; покойник после сих слов немедленно двинулся, а тот живой лег к нему и вскоре скончался, и остался тут лежать мертвым подле него».

В воспоминаниях архидиакона Павла Алеппского о лаврских пещерах (1653–1655) тоже встречаем отрывок, сходный с историей святых Феофила и Иоанна: «Один… подвизаясь перед Богом в этой пещере, провел там всю жизнь, умер и был погребен в могиле. У него был брат, пустынник Святой Горы. Этот брат пришел посетить брата, и, найдя его мертвым, поселился в его пещере и пробыл там до кончины. Тело его хотели положить вместе с братом, но могила оказалась тесною; тогда брат, умерший несколькими годами ранее, повернулся, чтобы дать место брату и до сих пор остался с приподнятыми коленами, к удивлению зрителей и к славе Божией».

Определение места, где почивали в 1638 году мощи святых Феофила и Иоанна, связано с рядом трудностей. На карте этого времени отдельно упоминается «св. отец Феофил чудотворец». Вполне возможно, однако, что именно он указан на карте 1661 года как «Феофил чудотворец» в другом уголке пещер, но отдельно от святых Феофила и Иоанна, а на картах 1703 года и XIX в. как «Феофил затворник» опять на новом месте.

Служба преподобным отцам Печерским Марку, Феофилу и Иоанну совершается 11 января (29 декабря по ст. ст.).