Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Прмч. Феодор мученик (1098)

Feodor

Память 24 августа

Житие преподобного Феодора мученика неразрывно связано с его современником преподобным Василием, с которым они вместе и пострадали от нечестивого князя и поныне своими святыми мощами покоятся в одной раке в Ближних пещерах Святой Успенской Киево-Печерской Лавры.

У блаженного Феодора в его мирской жизни было большое богатство. Услышав же евангельские слова Господни: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33), — он последовал этому слову. И, оставив все мирское и раздав богатство нищим, стал черноризцем в Печерском монастыре и ревностно подвизался в добродетелях.

По приказанию игумена он жил в пещере, которая называется Варяжской, и в ней пробыл много лет в строгом воздержании.

Этому блаженному Феодору однажды враг принес немалую печаль и тоску об имении, розданном нищим, приводя ему на мысль долгие годы жизни, изнеможение плоти и скудость монастырской пищи. И начал он от скорби переходить в отчаяние, смущаемый нищетой, и долго омрачал его враг, и эту скорбь он явно открывал своим друзьям.

Был в том же монастыре черноризец именем Василий, совершенный инок. Он желал утешить и отвлечь от отчаяния Феодора. Феодор, услышав собрата, стал оплакивать свое согрешение. И с тех пор между этими двумя иноками образовалась приязнь.

Феодор преуспевал в заповедях Господних и делал все, что праведно, благоугодно, свято и непорочно. Тогда диавол, будучи жестоко уязвлен тем, что не смог его таким образом привлечь к сребролюбию, снова вооружился на преподобного и расставил ему другие искушения для той же погибели. Однажды Василий был отослан игуменом на одно послушание, где пробыл месяца три. Враг, найдя это время удобным для своих козней, преобразился в облик Василия и пришел к пещерному брату, представляясь, что беседует с ним о полезных вещах. «Феодор, — сказал он ему, — как теперь преуспеваешь ты? Прекратилась ли в тебе бесовская брань? Или он тебе еще творит пакость, возбуждая любовь к стяжанию и пробуждая воспоминание о розданном нищим имении?»

Феодор же, не поняв, что это бес, и думая, что это говорит ему брат, отвечал: «Твоими молитвами, отче, я преуспеваю; утвержденный тобой, не послушаюсь я мыслей, навеваемых бесами. И если теперь ты что прикажешь, сделаю с усердием, не ослушаюсь тебя, потому что я получил великую пользу для души моей через твои наставления». Бес же, мнимый брат, почувствовав смелость от того, что Феодор не помянул имени Господа Бога, сказал ему: «Даю тебе еще другой совет, который даст тебе покой, и вскоре ты получишь от Бога воздаяние за розданное тобой имение. Проси у Господа Бога, чтоб Он подал тебе множество золота и серебра, и не давай никому входить к тебе, и сам не выходи из этой пещеры». Брат же обещал исполнить все это. Тогда отошел от него пронырливый бес и, невидимо наталкивая его на помысел о находке сокровища, склонял его к молитве о том. Феодор, молясь Господу, чтобы получить от него сокровище, обещался все раздать на милостыню. Уснув, он видел во сне беса, светлого и украшенного, как Ангел, который показывал ему в пещере сокровище.

Он, через несколько дней придя на показанное место и начав копать, нашел великое сокровище из серебра и золота и многоценные сосуды.

После этого пришел снова бес в образе Василия и сказал пещернику: «Где данное тебе сокровище? Явившийся тебе сказал и мне, что, по твоей молитве, мне дано будет множество золота и серебра». Отвечал ему пещерник: «Для того просил я у Бога, чтобы, если подаст Он мне, все раздать на милостыню, и думаю, что для того Он и дал мне». Супостат сказал ему: «Берегись, брат Феодор, чтоб враг снова не причинил тебе скорбь за раздачу, как и прежде, ибо это дано тебе вместо того, что раздал ты убогим. Я даю тебе совет, взяв это, идти в другую страну и там купить имение для прожития своего». Феодор начал сомневаться в правильности его слова.

Но, поверив бесу, как брату, начал тайно приготовлять повозки и сосуды, в которые надо было собрать сокровище, чтоб выйти из пещеры туда, куда выведет его бес. В то время возвратился с дороги Василий, который спас раньше Феодора от злого помысла, и пришел в пещеру, чтобы повидать живущего в ней брата, и сказал ему: «Брат Феодор, как теперь пребываешь ты в Боге? Долго я не видел тебя». Феодор удивился этому приветствию и отвечал: «Что ты говоришь, будто давно не видел меня. И вчера, и прежде вчерашнего дня, и постоянно ты был со мной, поучая меня, и я уже отправляюсь в путь, как ты приказал мне». Василий еще больше удивился такому ответу и произнес запретительную молитву, призвав на помощь святых, и, мудро наставив Феодора, отошел в монастырь, в свою келию. И после этого бес не посмел более явиться Феодору. Феодор ясно понял прельщение пронырливого врага и с тех пор всякого приходящего к нему сперва принуждал сотворить молитву Иисусову.

Принудил себя блаженный Феодор к трудной работе. Он поставил в пещере жернова и начал работать на братию, принося из монастыря жито и размалывая его сам, своими руками, и проводил без сна все ночи, трудясь в ручном деле и в молитве; когда же наступал день, он относил муку и опять приносил жито. И так работая много лет, немало облегчал монастырских рабочих и не стыдился этого труда.

Vasiliy i Feodor copy (2)Феодор и Василий постановили между собой богоугодное решение, никогда не утаивать друг от друга своих мыслей, но все обсуждать вместе, угодно ли что Богу. По взаимном совещании Василий вошел безмолвствовать в пещеру, Феодор же по старости вышел из пещеры, чтоб жить в стороне монастыря.

Бесы же, явно обличаемые в наветах своих Феодором и Василием, не могли стерпеть этой укоризны.

Пришел бес во образе Василия, безмолвствовавшего тогда в Варяжской пещере, к одному из советников княжеских, боярину очень сердитому и свирепому, нечестивому словом и делом, которому Василий был знаком, и сказал ему прельститель так: «Феодор, прежде меня бывший в пещере, нашел много сокровищ, золота и серебра, и многоценных сосудов и, взяв это, хотел бежать в другую страну, я же удержал его. И теперь он представляется юродивым и водится с бесами, приказывая им молоть и носить дерева с берега на гору, а сокровища осторожно хранит до удобного времени, чтобы втайне от меня уйти с ними, куда захочет. Князю же от этого не будет никакой выгоды».

Услыхав это от беса, мнимого Василия, боярин привел его к князю Мстиславу Святополковичу и рассказал ему все. Князь хотел было выпросить у святого, где спрятано золото и отдать часть ему. Но святой был непоколебим в своем подвиге. Блаженный же Феодор сказал: «Я не желаю брать ничего такого, что мне не на пользу; все бы я отдал вам, так как вы служите тому, от чего я свободен; но Господь отнял у меня память того места, где я скрыл сокровище». Тогда князь в гневе сказал слугам: «Приказываю оковать этого монаха по рукам и по ногам и три дня не давать ему хлеба и воды за то, что он не пожелал моей милости». Призван был к князю и святой Василий, которого тот приказал мучить без милости, как Феодора. И, не перенося обличения и нетрезвый от вина, он, взяв стрелу, ранил ею блаженного Василия. Василий же, вынув стрелу из тела, бросил ее князю, говоря: «Этой стрелой через недолгое время ты сам будешь ранен», что и сбылось по предсказанию преподобного. Но прежде того князь приказал святых, еле живых от мук, заключить отдельно в темницу, чтобы на следующий день подвергнуть их еще более тяжелым мукам.

И в ту ночь оба преподобных уснули честной пред Господом смертью, и извел Господь из темницы души их.

Узнав об этом, собралась братия и взяла тела святых страдальцев; и похоронили их с честью в пещере Варяжской, в которой они трудолюбиво подвизались.

Потом они были перенесены в пещеру преподобного Антония, где и доныне лежат нетленно, в окровавленных одеждах и власяницах, тоже остающихся нетленными.

Вскоре после блаженной их кончины сбылось предсказание преподобного Василия: князь Мстислав Святополкович застрелен был во Владимире на стене, сражаясь с князем Владимиром Игоревичем; и тогда, узнав стрелу свою, которой он ранил блаженного Василия, сказал: «Вот, я умираю теперь за преподобных Феодора и Василия». Итак, злой убийца получил отмщение по делам своим. Преподобные же страдальцы, как победители диавола, побеждающего сребролюбием, увенчались не тленным серебром и золотом, но славой и честью вечной.

Гибель Мстислава «Повесть временных лет» относит к 1099 году.

Отдельно память святых мучеников совершается 24 августа  (11 августа по ст. ст.).