Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

08.05.2025

Призвание женщины-христианки

lavra.ua

В ветхозаветную эпоху женщина занимала в обществе крайне зависимое, подчинённое положение и считалась значительно ниже мужчины по достоинству. Это отношение было распространено как среди язычников, так и у евреев. Благочестивому еврею не полагалось разговаривать с женщинами без особой нужды, даже с собственной женой. На этом фоне поведение Иисуса Христа, Которого часто сопровождали женщины и которые слушали Его учение, воспринималось как нечто необычное и нарушающее традиционные нормы.

Чтобы понять, почему Христос так поступал, нужно обратиться к библейской истории. Согласно Писанию, первой на искушение диавола поддалась Ева, которая затем увлекла и Адама. В наказание за грех Господь установил, что женщина будет подчинена мужчине, и это положение стало реальностью в истории. Таким образом, подчинённый статус женщины был результатом первородного греха, и в этом — коренная причина её неполноценного положения в древнем обществе.

С пришествием Христа в мир человеческое естество было освобождено от первородного греха и его последствий, в том числе — от униженного положения женщины. Женщина обрела утраченное достоинство, стала равноправной и свободной в Церкви Христовой. Поэтому Спаситель не отвергал общения с женщинами, как это делали фарисеи, и именно женщины сердцем почувствовали особую близость к Нему, следуя за Ним с преданностью.

Уже в апостольские времена женщины играли значимую роль в жизни Церкви: например, избирались диакониссы, помогавшие в церковном служении, что было немыслимо в Ветхом Завете, где женщинам даже не разрешалось молиться вместе с мужчинами. И поныне в нехристианских культурах (например, в иудаизме и исламе) женщина остаётся в подчинённом положении, в отличие от Церкви Христовой.

На протяжении всей истории Церкви именно женщины чаще оставались верными Христу — и в гонениях, и в смутах, и в трудные времена. Как жены Мироносицы не оставили Господа на Голгофе, так и христианки оставались опорой Церкви даже в годы жестоких гонений, включая времена атеистических притеснений в XX веке. Так что даже возникло выражение: «платочки спасли Церковь».

Женщины чаще сохраняют верность Христу в трудные времена потому, что их вера сердечна, а не рассудочна. Именно сердцем они распознают путь Христов — путь любви и крестных страданий, а не земной славы. Поэтому жены Мироносицы остались с Христом даже в Его уничижении, в то время как апостолы, полагаясь на разум, соблазнились Его крестной смертью.

Бог даровал женщине любящее сердце — великий дар, который может укреплять её в христианской жизни, в следовании за Христом. Но это только при условии, что женщина найдет для своей любви правильное применение. Старец Паисий Афонский говорит, что женщине для этого необходимо приносить себя в жертву, то есть жить не ради себя, а ради других. Потому что в противном случае – если та любовь, которую она имеет в себе, не найдет правильного выхода, – сердце женщины приходит в негодность. По образному сравнению старца, не направляя свою любовь в нужное русло, женщина уподобляется включенному вхолостую станку, который трясется сам и сотрясает других.

Как же направить женщине свою любовь в нужное русло?

Женщине надлежит направить свою любовь на служение другим — это может быть прежде всего через семейную жизнь, где она жертвует собой ради мужа и детей, угождая тем самым Богу.

Апостол Павел говорит, что женщина спасается через чадородие, то есть через рождение и воспитание детей.

Однако это не единственный путь: и без семьи женщина может служить Богу — через монашество, дела милосердия, помощь ближним или даже просто через молитвенную чистую христианскую жизнь. И если проходить такой путь правильно, то он может оказаться даже несравненно выше семейного пути. Ибо семейная женщина хотя и приносит себя в жертву, но приносит людям – мужу и детям, а та, которая проводит высокую христианскую жизнь, – непосредственно Богу. Семейная трудится для людей, а живущая духовно – для Бога.

Ведь и апостол Павел говорит, что замужняя думает, как угодить мужу, а незамужняя – как угодить Богу, что несравненно выше.

Следует также сказать, что существуют и свои опасности для женщин, свои ловушки, которые расставляет враг нашего спасения, диавол, хорошо знающий сильные и слабые стороны женской души.

Одной из таких опасностей, по словам старца Паисия, является склонность женщины чрезмерно привязываться к суетным пустым предметам: красивой одежде, побрякушкам, безделушкам, к уюту, комфорту, роскоши и тому подобному.

Если женщина слишком привязывается к подобной суете, то она находится в опасности израсходовать любовь своего сердца – этот бесценный дар – на пустые и бесполезные предметы, так что для Христа, для любви Божией в конечном итоге не останется ничего. Чтобы этого не случилось, женщине необходимо быть осторожной и внимательно следить, на что она отдает, на что расходует, чему посвящает любовь своего сердца.

Есть и другое опасное искушение для женщины – зависть и ревность.

Если женщина не привязывается к пустым предметам, не растрачивает на них свою любовь, но старается направить ее в нужное русло, то диавол меняет тактику и пытается отравить любовь женщины завистью и ревностью. И если женщина не будет внимательна к этой брани и не остережется, то ее любовь, будучи задушена завистью, может очень скоро превратиться в ненависть.

«Женщина от природы имеет много доброты и любви, – говорит старец Паисий, – и диавол сильно на нее нападает: он подбрасывает ей ядовитую ревность и отравляет ее любовь. А когда ее любовь будет отравлена и станет злобой, тогда женщина из пчелы превращается в осу и жестокостью превосходит мужчину».

Итак, женская природа имеет как сильные, так и слабые стороны, носит в себе и дары, и опасности. Если женщина-христианка сумеет развить в себе сильные стороны и приумножить Богом данные дары, если сумеет не расточить свою любовь на грех и суету, а направить ее ко Христу и людям, то она может очень много преуспеть в христианской жизни. В этом заключается путь подлинного женского достоинства и духовного роста, на котором пример святых жен-мироносиц остаётся живым ориентиром — как образец верности, любви и самоотдачи, ведущих к единению со Христом уже здесь, на земле, и в жизни вечной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: