Онлайн трансляция | 12 сентября
Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
Интервью
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, СПАСИ НАС!
14 октября – Покров Божьей Матери
Церковные историки до сих пор точно не определили дату, когда случилось это чудо. Достоверно известно лишь то, что оно произошло 1 октября (14 октября по новому стилю) в начале Х века (чаще всего называют 910 год) в Константинополе во Влахернской церкви. В этом храме хранился золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, в котором покоились риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Много разных чудес происходило в этом храме, но то, которое дало название празднику, превосходит все иные по своему величию и непостижимости.
Когда на ослабевшую Византийскую империю напало огромное войско варваров (многие ученые склоняются к мысли, что это были наши предки Аскольд и Дир, еще не знавшие Христа и находившиеся в язычестве), император, Патриарх и все православные молились во Влахернском храме Пресвятой Богородице: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!». Среди молящихся были и святой Андрей, Христа ради юродивый – славянин по рождению, возможно даже и русский, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю, со своим учеником Епифанием (впоследствии ставшим 67-м Патриархом Константинопольским). И вот в четвертом часу ночи святой узрел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Святитель Димитрий Ростовский в своей книге жизнеописаний святых «Четьи-минеи» так пишет об этом событии: «Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к Престолу, молилась и здесь за предстоящий народ.
По окончании молитвы сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей, и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольное время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню. И доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её сделалось и оно невидимо. Но взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там».
Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан Своим покровом, ободрило и утешило греков – собрав последние силы, они победили врага. В честь этого превеликого чуда и был установлен праздник. Но он еще не имел прежнего названия, а со временем, когда одряхлевшая Византийская империя распалась, вообще перестал отмечаться в греческих церквях.
Новое рождение ему дал второй сын великого князя Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский, около 1164 года утвердивший на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда же в честь него в долине у слияния рек Клязьма и Нерль был воздвигнут необыкновенный по красоте храм. А потом народ русский, свято веря, что покров Божьей Матери защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего», начал возводить церкви, посвященные этому событию, по всей стране, а праздник Покрова Божьей Матери стал считаться праздником как Русской земли, так и всего мира Православного: «Богородица всему миру правдивый Покров».
Казалось бы, этот праздник, наполненный величием и заботой Пресвятой Богородицы обо всем православном народе, должен был занять особое место в Богослужебном календаре Вселенского Православия. Однако великим праздником он стал только в Русской Православной Церкви. А Константинополь, где произошло это событие, и некоторые другие Поместные Церкви до недавнего времени о нем практически не вспоминали. А у католиков его нет вообще.
Как же так получилось, что историческое поражение наших предков стало для русских людей великим праздником, а те, кто имел к победе самое непосредственное отношение, о нем забыли? Какое значение для духовной жизни христианина имеет это событие, какие скрытые смыслы, помимо очевидных, содержит в себе покров Пресвятой Богородицы, распростертый над головами просящих милости? Об этом мы беседуем с наместником Святой Успенской Киево-Печерской Лавры митрополитом Павлом.
— Благословите спросить, Владыка. Как Вы думаете, есть ли какое-то логическое объяснение тому, что событие, произошедшее почти 10 веков назад в Константинополе, стало для Русской Православной Церкви символом попечения и неустанной помощи Царицы Небесной своим чадам, а те, чьи предки были непосредственно причастны к заступничеству пресвятой Богородицы, этот факт обходят своей любовью и вниманием?
— Во-первых, благодарю Бога за то, что опять дал нам возможность побеседовать. Болезни, различные дела, заботы о хлебе насущном, к сожалению, не способствуют частым встречам, и мы должны пользоваться каждой возможностью, чтобы продолжать благое дело проповедничества. Как сказал Спаситель: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». А наши с вами слова немаловажны в деле духовного спасения людей, потому будем стараться вести беседы почаще и регулярно публиковать их в средствах массовой информации.
Сейчас это особенно важно, ведь дьявол предпринимает очередную попытку опорочить как пастырское делание, так и самих пастырей. А священников и монашествующих он пытается ввести в соблазн, дабы на примере одной паршивой овцы оклеветать все стадо. Ведь люди часто смотрят на поступки священника, подмечая что и как он делает, и в зависимости от этого составляют мнение о его святости или греховности. Если он ведет благопристойную жизнь, то это вменяют ему в личный подвиг. А если же, к сожалению, он оказывается нерадивым, то негатив распространяют на всю Церковь Христову.
Умные же люди в первую очередь слушают слово пастыря. Господь учил, как относиться к книжникам и фарисеям: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Это справедливо и сейчас, когда искушения подстерегают на каждом шагу. Но слово пастырское неизменно должно нести в себе Евангельский свет, свет проповеди Христовой. И мы, верю и надеюсь, своими беседами способствуем его распространению.
Теперь давайте поразмышляем над вашим вопросом. Да, к сожалению, до недавнего времени Греческая Церковь не знала такого праздника. И это особо удивительно, ведь именно в Константинополе, во Влахернской церкви Пресвятая Богородица распростерла Свой Покров над молящимися в храме. И это было глубоко символично, потому что так Она покрыла Своей благодатью весь греческий народ и весь мир. Когда святой Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли ты, чадо, Госпожу и Владычицу мира?», тот ответил: «Вижу и ужасаюсь».
Мы можем только догадываться о чем молилась Дева Мария, преклонив колени перед образом Своего Божественного Сына. Она была всех скорбящих Радость, Она была Взыскание Погибших, Она была Заступница отчаянных… Потому что когда дьявол со своими чадами идет захватывать земли и разрушать святыни, то не в человеческих силах противостоять ему. И только Божественная помощь, подаваемая нам по молитвам и прошениям нашим, позволяет преодолеть злобу сатанинскую.
Предание говорит, что именно после этого случая язычники Аскольд и Дир призвали к себе греческих монахов, чтобы узнать об их Боге, который «в мгновенье разметает корабли». И когда они прониклись учением Христовым, то незамедлительно приняли святое Крещение. Так еще раз подтвердились слова Псалмопевца, повторенные Самим Спасителем: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». Камень, оттолкнутый Константинопольской Церковью стал краеугольным камнем для славян, стал радостью и утешением русского народа на многие века, ведь нет большей радости, чем заступничество Божьей Матери.
В последнее время Восточные Церкви, вроде бы, поняли, как необходим сейчас всем нам спасительный покров Божьей Матери и понемножку начали признавать этот день. И это, конечно, радует, ведь они, к сожалению, уже давно отступили от многих великих и торжественных праздников. И не только праздников, они и наших святых не признают, хотя мы признаем всех, кого они прославляют. Как говорил Иоанн Шанхайский: «Все апостолы и святые — наши». И действительно, так, как русские чтят святых и церковные праздники, не чтят нигде и никто. Посмотрите, Андрея Первозванного там почти не помнят, апостолов Петра и Павла — тоже, Богородичные праздники практически не отмечают.
Мы же видим в них тот свет, который воссиял «сидящим во тьме и тени смертной» и просветил всякого человека, то есть грешников, всех нас. Греки, получившие от Господа великую милость, умолившие Саму Царицу Небесную дать им Свою защиту и покров, из-за небрежения и духовной лени утратили почти все свои святыни. Это и им в том числе было сказано: «Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!». А сегодня, к сожалению, и у нас это тоже стало проявляться. Хладнокровие в вере, безразличие, равнодушие — все это ведет к смерти духовной, а, как показала вся история человечества, особенно ХХ век, и преждевременной смерти телесной.
Мы должны дорожить каждым праздником, установленным Церковью. Ведь любой из них, даже самый малый, имеет смысл обновления человека, напоминает о том, что мы не только из земли взяты, а созданы по образу и подобию Божьему. И что предназначены мы не для того, чтобы со змеем валяться в грязи, а для того, чтобы вместе с Архангелами возвышаться в Горний Иерусалим.
— Владыка, а можем ли мы сейчас, в XXI веке претендовать на то чудо, которое произошло в веке Х, да еще и в совершенно другой стране? Ведь не над нами простирала Свой омофор Пресвятая Богородица, не мы молили Ее о заступничестве во Влахернской церкви.
— Мил человек! Мы дети одного Бога. Господь не оставляет нас Своей милостью так же, как и всех тех людей, которые приходили к Нему из века в век. Смотрите, разве не принял отец блудного сына? Разве отверг он кающегося грешника? Нет, более того, он дал ему лучшие и обувь, и одежду, и перстень на руку, и был заклан откормленный телец, и были позваны гости… Сын получил не только утешение, но и вновь стал наследником отцовской власти.
Поэтому мы имеем полное право и на милость Господню, и на покров Пресвятой Богородицы, и можем претендовать, как и стоявшие во Влахернской церкви, на Царство Божие. Мы — такие же дети Отца Небесного, как и все те, кто был до нас Его детьми. И у нас нет другого пути, кроме как путь спасения.
По словам Иоанна Златоуста, когда-то считалось, что книжники и фарисеи сидят на седалище Моисеевом, а сегодня священники сидят на том же седалище, но зрят образ Христа. Поэтому мы имеем еще больше дерзновения, и должны быть еще более благодарны Господу за то, что Он оставил тех, кто считался знатоками Священного Писания и любимцами Бога, а избрал нас грешных и недостойных. И отдал Себя на смерть, чтобы мы имели жизнь вечную.
— Владыка, но стремясь стать достойными Царства Небесного и жизни вечной можем ли мы быть уверенными, что покров Пресвятой Богородицы распростерт и над нами?
— Без сомнения, дорогой мой человек! Если бы не милость Божьей Матери, то мы бы и дня не смогли прожить в этом мире. Правильно святые отцы говорят, что Господь несправедлив. Нет справедливости в Боге! Если бы он был справедлив, разве жили бы мы на земле? Но Господь милостив. И если мы внимательно посмотрим, то увидим, что за наши грехи мы не должны жить, не имеем такого права. Но мы живем. Господь постоянно посылает нам Свою милость, укрепляет нас, как отроков персидских в пещи огненной. И разве это касается только тех отроков?
Я уже приводил пример, когда в 1986 году горела Московская духовная семинария, нас в комнате было 7 человек. Пятеро сгорели, остался только я и еще один человек, из Тернопольской области, — отец Михаил. Два часа мы, как и те отроки, были в огне и пламени, но остались живы. Почему именно мы? Не знаю! Не знаю даже кому можно задать этот вопрос и кто может на него ответить. У меня заслуг, кроме греховных, нет никаких. И объяснить, почему я, недостойный грешник, остался жив, можно только милостью Божьей.
Так и вообще в жизни всего человечества. Мы имеем настолько великую милость Бога Отца через Сына и Святого Духа, милость Триединой Троицы, которая создала нас и спасла нас, что можем покаянием очистить свои грешные души настолько, чтобы стать достойными Царства Небесного.
— Владыка, но такая уверенность в милости Божьей и в покрове Божьей Матери не делает ли нас как бы равнодушными к своему спасению? Что-то вроде того, как говорят протестанты: «Я уже спасен, потому что принял Господа в свое сердце».
— Нет, нет и еще раз нет. Господь не спасает человека без усилий самого человека. Для того, чтобы перейти реку, в нее нужно сначала вступить. Там будут бурления волн и водовороты, но ты будешь идти через нее. В какой-то момент упадешь, и не единожды, когда-то течение закружит, может и в омут с головой провалишься. Но все равно ты стремишься перейти на тот берег. Если человек будет надеяться на Божью милость, но ничего не будет делать, чтобы ее получить, он никогда не станет наследником Царства Небесного: плохой гражданин земли никогда не будет гражданином Неба.
Если ты сильно болеешь, а рядом с тобой стоит склянка с лекарствами или стакан теплого молока, которые тебе необходимо выпить чтобы не умереть, то ты будешь тянуться к ним из последних сил. Милосердие Божье — это лекарство, и к нему еще нужно дотянуться: соблюсти заповеди, может быть и пострадать во славу Господа, и скорби какие-то понести. Иуда не захотел спастись — он погиб. Апостол Петр захотел — рыдал: Господи, прости мое предательство. И был спасен!
Безразличный и равнодушный человек не может иметь спасения. В Апокалипсисе сказано: «Так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Потому христианин, который не живет по заповедям Божьим, не может надеяться на Его милосердие. Да, Господь помогает. И тому, кто попадает в омут Он посылает для спасения или доброго человека, или лодку, или просто крепкую палку под руку. Как младенец, который учится ходить, постоянно падает, набивает шишки, плачет и рыдает, но в конце концов идет, бежит! И какая радость у него, какой заливистый смех, когда он проходит свой первый десяток шажков! А если бы он сидел не шевелясь, то разве бы пошел?
Так и христианин должен постоянно бороться с собой. Человек сам себе самый страшный и безжалостный враг. Потому что если бы он действительно любил свою душу, не хотел нескончаемых адовых мук для нее, а хотел вечной райской радости и счастья, то он соблюдал бы пост, не ругался, не выходил из храма до окончания Богослужения. Да и на самой службе не витал бы в облаках, не уходил бы мысленно на поле или огород, не рассматривал бы рядом стоящих.
Он бы всегда относился с уважением и любовью ко всем людям, независимо от их положения в обществе, социальном статусе или материальной обеспеченности. Ведь каждый несет в себе образ Христа: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Потому стремящийся к Царству Небесному, видя в каждом человеке Христа, должен был бы быть слугой и рабом последнему из них. Вот такая любовь к человеку, когда смиряют себя Христа ради, ведет к спасению.
А если человек живет роскошно, занимается спортом, ест только натуральную пищу, регулярно у врача обследуется, а любви к людям не имеет, то куда в конце концов девается его здоровье? На кладбище. Пустота пустот. Земля приняла достойный свой дар, который она когда-то дала, разложила и вновь отдала, только уже для вечных мук и страданий. Вот чего нужно бояться — хладнокровности.
Нужно бояться дьявольских увещеваний: зачем тебе идти в храм, зачем тебе молиться, ведь ты уже и так спасен, ибо веруешь в Христа. Да, вы правы, такая позиция протестантских деноменаций ведет к погибели. А ведь мы знаем слова апостола Иакова: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь. И бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?».
Поэтому человек должен победить в себе телесную и духовную лень, гордость житейскую, потерять надежду на незаслуженное милосердие Божие ибо, как опять читаем у апостола Иакова, будет «суд без милости не оказавшему милости». А как же, ты творишь бесчинства в жестокосердии своем и желаешь милости? Да не будет! «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», — разве не так сказал нам Иисус Христос?
— Владыка, закончите, пожалуйста такую фразу: «Если мы хотим, чтобы покров Пресвятой Богородицы всегда был над нами, то мы должны…»
— … во-первых, увидеть, что Она – наша Матерь. Что Божественный Ее Сын – наш Спаситель. Понять, что без Него мы не имеем спасения. Творить дела добрые, чтобы самому оказаться как Симон Киринейский, который помог Христу нести Его Крест. Мы получим прощение только тогда, когда не просто захотим спастись, но и немало потрудимся ради этой милости.
— Будем трудиться, Владыка! И так же, как и наши предки будем молитвенно взывать: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякого зла и лютых напастей. На Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
Олег АФОНИН
Редакция сайта www.lavra.ua
Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: