Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

28.08.2016

Преподобный Вассиан (+1827)

001Схииеромонах Вассиан (в миру Василий Балашевич) родился в 1745 году в поветовом городе Погар Стародубского полка Черниговской губернии. С раннего детства отличаясь кротостью и глубокомыслием, он был любимцем в семье, а близкие соседи ставили его в пример своим детям.

Происходя из мещанского сословия и родившись в бедной семье, Василий не знал роскоши и довольства и очень рано приучился к воздержанию и труду. Любимым же его времяпрепровождением было ежедневное хождение в церковь. Там, приблизившись к самому амвону, с жадностью внимал Василий богослужебным возгласам священнослужителей и чутко прислушивался к каждому слову церковного песнопения. Святые семена слова Божия упали на хорошую почву и, понемногу разрастаясь, дали впоследствии обильный плод.

От природы склонный к уединению и тишине, юный отрок избегал уличной забавы и детских игр. Самым любимым для него было чтение житий святых, которые получал Василий от приходского священника. С какой жадностью пытливого ума набросился юноша на эти благодатные рассказы о жизни угодников Божиих! Сколько назидательных примеров христианской веры и благочестия почерпнул он из этих богодухновенных книг! Характер его получил решительное направление, отрешившее душу его от земного, и отроческое сердце Василия возгорелось сильною любовью к Богу. На нем сбылись слова: «Сыне, аще приим глаголы сия, скрыеши в себе, тогда уразумеваеши правду и суд и иcправиши вся стези благая; тогда послушает премудрости твое ухо, и приложиши сердце твое к разуму» (Притч. 2. 1,2,9).

Когда юноше исполнилось 19 лет, он во что бы то ни стало решился навсегда удалиться в монастырь, дабы посвятить себя на служение Богу. Но родители, узнав о намерении своего сына, воспротивились его тайному желанию и стали уговаривать вступить в брак. Не желая прекословить родительской воле, Василий уступил их настойчивым просьбам и в том же году женился. Однако недолго прожил юный супруг с молодой женой: супруга его опасно заболела и вскоре скончалась, оставив на попечение мужа двух малюток-дочерей Татьяну и Феклу.  Вскоре скончались и родители Василия, потому он, прожив некоторое время в родном городе, продал имущество свое и переехал с детьми в Киев, где перед духовными очами его открылись новые горизонты. Здесь перед очами его открылись новые горизонты и торжествующие святыни древнего Киева еще глубже утверждали его в вере и расширили стремление его к небесным путям.

Тяжело было жить в миру трудолюбивому Василию. Различные мелочи, нужда и дрязги житейские причиняли ему многочисленные скорби, а к всевозможным печалям и воздыханиям присоединилась забота о воспитании малолетних дочерей. Но «благо есть мужу, егда возьмет ярем Господень в юности своей» (Иерем. 3, 27): с помощью Божией и молитвою на устах все превозмог Василий. Старшая дочь его была выдана замуж, а младшая –Фекла определилась в Киево–Флоровский девичий монастырь и постриглась в монашество с именем –Паисия. Тогда и Василий решил приступить к выполнению данного Богу обета.

В 1793 году он определился в Киево–Выдубицкий монастырь на послушание и целых 6 лет неустанно трудился там в светском звании наравне с прочими послушниками. Когда же эконом Киево–Софийского митрополичьего дома на старости лет своих стал проситься на покой, то за отличное поведение, начитанность и обширные хозяйственные познания на его место был назначен Василий.

21 июня 1799 года состоялось пострижение его в иноческий чин и наречено ему имя – Вавила. Радостям новопостриженного инока не было границ. От юности лелеянные мечты его теперь осуществились, и, отрешившись от мира, Вавила мог вступить на великий подвиг христианского благочестия.

В 1799 году для приведения в порядок экономической части Киевской Духовной Академии монах Вавила был определен на новоучрежденную должность академического казначея. Велики и многочисленны были его труды на этом поприще, и приходилось вести их самостоятельно, без всякого руководства и предыдущих примеров. И в результате, можно смело сказать, что монах Вавила, будучи первым казначеем Академии, приложил немало труда, пока своей рассудительностью, опытностью и неусыпными трудами привел экономическую часть ее в цветущее состояние.

Юные питомцы Академии, из которых вышли впоследствии многие знаменитости Отечества, отдавали отцу Вавиле большое почтение. Считая его духовидцем, они приходили к нему с некоторой робостью и боязнью и в мирной беседе со старцем черпали из кладезя его мудрых, вдохновенных речей «сладкую воду жизни». «Бегите праздности, – говорил он им. – Займитесь трудом…В труде найдете надежный щит страстям. Коли пропустил ты день, — воспользуйся другим: Господь подкрепит тебя милосердием и пошлет за труды твои должное возмездие… Итак, пока ты жив, — ищи всегда чему-нибудь научиться…».

Плодотворные труды отца Вавилы и усердная его деятельность привлекли благосклонное внимание митрополита Гавриила (Банулеско), а потому 4 марта 1800 года отец Вавила был рукоположен во иеродиакона, а 22 июля того же года – во иеромонаха.

Рвение к духовным подвигам, зажегшееся в сердце отца Вавилы еще в юности, разгоралось все сильнее и сильнее. Не довольствуясь общими иноческими обетами, монах Вавила пожелал благоугождать Богу высшими подвигами благочестия, а потому в 1802 году подал прошение о пострижении его в великий ангельский образ – схиму. Митрополит  Гавриил, опасавшийся, чтобы строгая подвижническая жизнь отца Вавилы не послужила ему помехой при исполнении им обязанностей казначея, всячески уговаривал старца повременить. Но отец Вавила отвечал: «Владыка! Я стар уже… Я не ведаю, что случится со мною завтра… Каждый день я испытываю сердце свое и нашел, что ничто не может удовлетворить и наполнить его, кроме Бога…».

Пострижение отца Вавилы совершено было в Китаевской пустыни игуменом Киприаном, и наречено было ему имя Вассиан.

Недолго пробыл после того отец Вассиан в Академии. От постоянных трудов, недоспанных ночей и рабочего напряжения он ослабел глазами. Совершенно выбившись из сил и потеряв здоровье, старец в том же 1802 году попросился на покой в Киево-Печерскую Лавру.

Перемещенный в Китаевскую пустынь старец Вассиан был назначен к очередному Богослужению и духовнической должности. С переходом отца Вассиана в Киево-Печерскую Лавру началась для него новая жизнь, преисполненная благодатных часов уединения и духовного собеседования с Богом. Передают, что когда он молился перед Престолом во время Богослужения, то, преисполняясь священного восторга, обливался слезами при произнесении великих слов Божественной литургии.

Целых 5 лет трудился отец Вассиан в Китаевской пустыни, не пропуская ни одного Богослужения, совершая различные требы и удовлетворяя духовные потребности своих многочисленных духовных чад. Долго бы и еще потрудился он на широком просторе Нивы Божией, но Бог судил иначе: зрение его ухудшилось настолько, что он перестал различать окружающие предметы и даже людей, а 28 января 1807 года старец совершенно ослеп. Но схимник не скорбел, а с покорностью и без ропота благодарил Творца: «Господи, – говорил он, — Господи, смиривый гордыню души моея слепотою телесною, просвети мои мысленные очи сердца, да выну славлю и поклоняюсь пресвятому имени Твоему».

По ослеплении глаз отец Вассиан был переведен в Лавру и определен в больничный монастырь на жительство. Но и здесь не оставлял он своего обычного правила и трудов: едва только ударяли в колокол, неспешными шагами направлялся он в храм Божий. Молитва его была пламенна и необычна, но подвиг молитвы он соединял с великим постом. Такими подвигами он привлек к себе дары Духа Святаго, и хотя плотью был земной жилец, но духом соединялся с небесным и вечным. А потому имя отца Вассиана стало привлекать к себе толпы народа, и вскоре подвиги и христианские доблести его стали известны всей России.

Редкий из посещающих Лавру, прослышав про добродетельное и богоугодное житие старца Вассиана, не приходил к нему за советом и утешением. И благолепный старец никому не отказывал в приеме, всех принимал с любовью и лаской как истинный пастырь и нежный отец. И милосердный Господь, испытующий сердца и утробы людей, видя в нем искреннего и верного раба Своего, удостоил старца дара прозорливости, тщательно скрываемого им под покровом своего смирения.

Но не только люди мирские прибегали к нему за советом и утешением, — почти вся лаврская братия избрала его своим духовником, ибо многим из них он был восприемным отцом по монашеству. Каждый видел в нем и кроткого отца, назидавшего всех отеческим словом, но более всего — примерною святостью собственной жизни.

Так проходили дни за днями. Из келии своей старец Вассиан выходил редко. И как ни избегал он суетной человеческой славы, однако благочестие отца Вассиана было известно не только многим чадам Церкви Христовой, но, дошедши до Петербурга, привлекло к нему особенное внимание даже самих венценосцев. Так что в 1816 году, когда увенчанный славой умиротворителя Европы император Александр I на пути из сгоревшей в 1812 году Москвы приехал в Киев, чтобы поклониться его святыням, то первым шагом к насыщению его духовной жажды было посещение им слепого схииеромонаха Вассиана.

В назначенный час Император так тихо вошел в келию слепого старца, отец Вассиан погодя надел на себя епитрахиль и приступил к совершению исповеди. Кругом был полумрак, и царила благодатная тишина. Обладатель обширной России, с детской верой повергаясь перед образами на колена, со смирением и кротостью каялся в своих поступках и делах в присутствии простого, убеленного сединами чернеца… Как бы отрешившись от земной славы и чувствуя свое ничтожество перед Творцом, с младенческой покорностью отдавал он Ему свое сердце, прибегая при этом к помощи и предстательству прозорливого старца.

Трудно рассказать о всех трудах и духовных подвигах старца. Внутренняя жизнь его, подобно жизни всех ревнителей благочестия, была запечатлена глубокою сокровенностью. Ее поймут лишь те, иже Христовы суть, и которые сами постоянно ведут многотрудную внутреннюю борьбу с незримым врагом нашего спасения.

Наступил 1827 год. Старец видимо стал изнемогать. Подвергаясь частым недугам, он затворился в келии и никого не принимал к себе. Изредка его посещали родные дочери или близкие духовные чада.

С большим нетерпением собирался старец в загробный путь. Изредка  нарушал он царившую в келии тишину своими глубокими вздохами:

«Господи, — шептали уста его, — поминаю час смертный и каюсь, да, не без надежды спасения от мира сего изыду… Поминаю Суд Страшный и каюсь, да не со грехами моими тамо явлюся…Поминаю сладость вечныя жизни и муки смерти вечныя и молюся Тебе, Господи… Умилосердися, Боже мой, слезами покаяния моего….Умилосердися, Боже мой, и отверзи ми райския двери Царствия Твоего…».

Незадолго до смерти, 28 февраля, старец пригласил к себе больничного начальника иеромонаха Филимона и, как бы предвещая скорую кончину свою, сказал ему:

Смерть полагает конец всем утешениям земным. Как ничего не внесли мы с собою в мiр сей, когда родились на свет, так ничего и вынести отсюда не можем. Беден и наг я, и несть у меня ничего… Но вот вам крест… Его пожаловал мне Царь… Возьмите его и передайте в ризницу Лавры…

Вскоре после этого старец совсем перестал вставать с постели. Ночью с 24 на 25 апреля отцу Вассиану сделалось совсем худо: старец едва дышал и рано утром испустил дух…

Первую панихиду совершил наместник Лавры архимандрит Авксентий (Галинский) с несколькими иеромонахами, и множество народа теснилось возле гроба его.

Чтобы дать возможность мирянам и всем многочисленным почитателям проститься со старцем, тело его было перенесено вместе с гробом вниз, в церковь Николаевского Больничного монастыря, где он подвизался более 20 лет. Казалось, вся Лавра и тысячи киевлян перебывали в этот день у гроба его.

На третий день было совершено отпевание, а затем последовал вынос тела из церкви. Погребение было обставлено торжественно. Красным звоном проводила Лавра своего любимого труженика и сына, а тысячная толпа народа со слезами на глазах сопровождала гроб его через Святые ворота Лавры на Дальние пещеры, где и погребен отец Вассиан, возле церкви Рождества Богородицы. Скончался он 82 лет от роду.

И сейчас на святой гроб старца приходят многие болезнующие глазами и находят облегчение в своих болезнях и исцеления.

Тропарь, глас 1-ый
Труды ко трудом прилагая,/ душу твою украсил еси , преподобне отче наш Вассиане, /и слепотою телесною отягчен, /очи духовные ко Христу вперил еси, /прозирая будущая яко настоящая,/ укреплял и наставлял еси приходящих к тебе. /Тем же моли Христа Бога/ да молитвами твоими дарует мир стране нашей/ и спасет души наша, яко Милосерд.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: