Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Духовная сокровищница

20.09.2025

«Преисполненная благодати с самого Рождества…»

архімандрит Софіан (Богіу)

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней». Так начинается тропарь нынешнего праздника, совершаемого в сегодняшний вечер и в воскресенье. И действительно, братья христиане, из всех рождений, какие знает история мира, ни одно не принесло всему человечеству столько радости, сколько принесло появление на свет Пресвятой Девы Марии. С Ее рождением открывается новый горизонт для всего человечества и начинает писаться новая история – история спасения рода человеческого, или, как говорит святой Иоанн Дамаскин, «днесь спасения нашего главизна».

Ее пришествие в мир было обетовано Богом нашим праотцам в земном раю, затем возвещено пророками, и на протяжении тысяч лет все поколения, одно за другим, с любовью и трепетом чаяли Ее появления как имеющей родить Мессию, Спасителя мира. Целые поколения молились об Его воплощении от Матери Божией.

Она была избранным сосудом, в который сошел и воплотился Спаситель мира. Как известно, Святая Дева Мария – благословенный плод долгих и многослезных молитв Ее престарелых и блаженных родителей Иоакима и Анны. Оба они происходили из царского рода Давидова и жили в Назарете Галилейском. В центре Назарета и сегодня показывают место, где когда-то жила со Своими родителями Пресвятая Дева Мария. И действительно, братья христиане, в сегодняшнем Назарете стоит величественный собор Благовещения, самый крупный в этом городе. В нем несколько этажей. Спускаешься на несколько ступеней – и в середине видишь оградку, за которой до наших дней хранится домик Ее родителей Иоакима и Анны

У престарелых родителей Матери Божией был еще один дом, в Иерусалиме. Там они проводили свои дни в благочестии и чистоте, в посте и доброделании, но жительство их было отмечено глубокой печалью: одни, без наследников, они тихо клонились к закату жизни. И все-таки ни старость, ни бесплодие Анны не ввергали их в отчаяние, и они не уставали молить Бога даровать им чадо. Предание, доведенное до нас святым Иоанном Дамаскиным, гласит, что они часто молились такими словами:

«Адонаи, Господи Боже Саваоф! Ты знаешь поношение безчадия, знаешь скорбь бесплодия. Если Ты милостиво призришь на смирение рабов Твоих и дашь рабам Твоим дитя, то мы принесем его в дар Тебе».

И действительно, Бог услышал их смиренную молитву, и бесплодная и иссохшая ветвь древа Давидова приносит дивный плод – Младеницу Марию.

Эта Дщерь престарелых Иоакима и Анны не была подобна прочим дщерям человеческим, Она не имела равных Себе среди них, хоть многие в то время и не могли уразуметь Ее Божественного назначения в мире. Ведь Она была Женой, имевшей сокрушить главу змия, как сказано в начале Книги Бытия (Быт 3: 15), обещанной Богом первым людям; Она была Женой, украшенной венцом неизреченнейших добродетелей; Она была чудесной и благодатной Девой, возвещенной пророком Исаией, Которая, будучи Девой, родит Еммануила и пребудет Девой и Матерью, станет девственным обиталищем и Пречистой Матерью Спаса нашего Иисуса Христа.

Когда благочестивая Анна родила Сию благословенную Дщерь, их старческий дом наполнился великой радостью и светом, ибо горькой и великой была доселе их скорбь и ожидание. Имя, которое выбирают и нарекают родители своей Младенице, – одно из красивейших имен, бывших в распространении у древних евреев. Это женское имя – Мириам, Мариам или Мария, и означает оно «приятная», «прекрасная» или «Госпожа», «Владычица», Деспина, как Ее величают греки. Все эти значения имени сполна подходят Ей, поскольку дивная Младеница Мария с рождения Своего была наделена всяческими добродетелями и дарованиями телесными и душевными.

Преисполненная благодати с самого Рождества, Пресвятая Мария Дева пребыла преисполненной благодати во все время Своей земной жизни. Полнота этого Божественного дара, наполнявшего Ее существо и изливавшегося на все творение, оберегала Ее от всякого греха. Таким образом, по благодати Божией, грех не коснулся ни Ее тела, ни души, и обиталище Господа нашего Иисуса Христа пребыло чистым и телесно, и душевно.

И все же, братья христиане, Пресвятая Дева Мария родилась по естественным законам человеческого рождения, а следовательно, не была свободна от первородного греха, свободным от него был только Ее Божественный Сын. Это состояние личной святости, подчеркнутой тенью первородного греха, передавшегося через родителей, продолжается в Пресвятой Деве до Благовещения.

В мгновение Благовещения, 25 марта / 7 апреля, после того как Пресвятая Дева свободно дает согласие стать Матерью Сына Божия, – сказав Ангелу это слово: «Буди Ми по слову твоему» (Лк. 1: 38), хотя Она мужа не знала, – Она, сошествием на Нее Святого Духа, совершенно очищается от всех последствий первородного греха. С этого мгновения для Пресвятой Девы начинается новая глава: с этого дня Пречистая Дева, совершенно чистая и душой и телом, становится освященным обиталищем, в котором образуется человеческое тело Бога Слова.

Таким образом, только после того, как Пресвятая Дева соглашается стать Матерью Сына Божия, Она полностью очищается. До этого вышеестественного решения Святая Дева Мария, хоть и преисполненная благодати, все же находилась под влиянием первородного греха, как другие люди, а значит, была вольна высказаться против принятия Божественного Материнства. Вместо «да будет», как Она ответила, Она могла сказать: «Я не согласна». Но Она сказала: «Да будет», то есть безоговорочно повиновалась, хоть и была безмужней. То есть Она могла не согласиться стать Матерью Спаса миру.

Таким образом, действием Святого Духа девственное тело, пречистое и нетронутое ни единым грехом, была очищено и от первородного греха, дабы плоть, из которой родится Господь наш Иисус Христос, и кровь, которая вольет жизнь в эту Божественную плоть, не имела и следа греха, будь то первородный или личный. Только из этого незапятнанного, беспорочного тела Пресвятой Девы Марии могло родиться во плоти тело, единое с Божеством. Только это тело могло соделать миру спасение, и только это тело было достойно родить Господа нашего Иисуса Христа как человека.

<…> Посему молим Тя, Всеблагая Владычице, даруй всему народу Твоему эти достояния Твои из милости и сокровищницы Твоих благодатей, как Благодатная. Из сих сокровищ небесных помоги и исцели души и тела наши, недугующие страстями, озари и умири душевную жизнь каждого из нас, всецело ведающая все наши беды. Излей, Пресвятая, радость, мир и согласие в семью рода человеческого и нашего румынского народа, с глубокой древности, с незапамятных времен почитающего Тебя с великим и чистым благоговением.

Еще дерзаем молить Тебя, Пресвятая Дево: походатайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим, да утолит лютую вражду в мире, ибо Он – воистину источник и Владыка мира. С умилением и упованием молим Тебя обо всем этом, Пресвятая Дево и Матерь Божия, ведая, что Ты можешь нам помочь, ибо Ты можешь все, что хочешь..

 

Архимандрит Софиан (Богиу)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Из книги «Parintele Sofian [Отец Софиан]». Бухарест: Bizantina, 2007.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: