Онлайн трансляция | 12 сентября
Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
Статьи

Праздники первого дня Успенского поста
1 августа по ст.ст., когда отмечается праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице и память семи мучеников Маккавеев, в Православной Церкви начинается Успенский пост.
В греческом часослове 1838 года так объясняется происхождение первого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предьисхождение Честного Креста».
В Киевской Руси этот праздник объединился с чествованием Дня Крещения Руси. Воспоминание о нем сохранилось в летописях XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1» (дата указана по старому стилю). Кстати, название праздника «Происхождение» – это не совсем верный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника, для более точного понимания его смысла, добавлено слово «изнесение».
По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящение воды. Вместе с ней освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника – Медовый Спас).
В этот же день совершается память семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их мц. Соломонии (Саломии) и учителя их мч. Елеазара (+166 г. до Р. Х.).
Имя Маккавей переводится как «Кто подобен Тебе из богов, Господи». Его носил иудейский вождь Иуда, победоносно сражавшийся с сирийским царем Антиохом Епифаном. Потом Маккавеями стали звать всех его братьев и потомков, которые пострадали за хранение отеческих традиций.
Святые мученики Маккавеи стяжали себе мученические венцы в дни тяжкого для своего народа рабства. Приверженец эллинского культа Антиох ввел в Иерусалиме и всей Иудее язычество. Многие отпали от Истинного Бога. Однако оставались и такие, которые продолжал верить в грядущее пришествие Спасителя. Они были гонимы, их пытали, терзали и убивали. Но они твердо стояли на основании веры, на Завете, заключенном между Господом и Моисеем (а в его лице со всем народом Израилевым) на горе Синай.
Так жертвами стали пожилой учитель Елеазар, а также его ученики – семь братьев Маккавеев и их мать Соломония, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям и смерти. Но никто из них не отступился, все они непоколебимо исповедали веру в Единого Бога и воскресение мертвых. Один из сыновей, умирая, говорил: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Другой, протянув руки для отсечения, сказал: «От Неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит», — уверен был еще один из братьев.
Величайший из отцов Церкви Григорий Богослов говорит, что некоторые христиане, слишком буквально понимая слова Евангелия о Крещении: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), не чествуют этих мучеников, так как они пострадали еще до того, как людям был дан Новый Завет. Но по убеждению святителя Григория, каждый человек, достигший христианского совершенства еще до прихода Христа, неким мистическим и сокровенным образом уже верил в Него. О чем говорят и слова погибающего отрока Маккавейского о воскрешении, о жизни вечной!
Несмотря на то, что Маккавеи пострадали до крестной смерти Христа – они пострадали «согласно Кресту», а потому, несомненно, заслуживают особого почитания со стороны христианского мира. Так праздник в честь мучеников Маккавеев стал одним из древнейших праздников христианской Церкви. В их честь писали хвалебные слова знаменитые отцы и учители Церкви, примером ветхозаветных мучеников пастыри Церкви воодушевляли первых христиан переносить начавшиеся на них жестокие гонения.
Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа по ст.ст.), а третий — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа по ст.ст.). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.
Редакция сайта www.lavra.ua
Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: