Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

МЕДИА/Звукостудия

004Студия звукозаписи начала свою работу 31 мая 2005 года.

До этого времени записи лаврских песнопений в исполнении сводного хора студентов КДАиС и братии Лавры под управлением архидиакона Димитрия Болгарского или иеродиакона Геронтия (Борисевича) проводились разными звукозаписывающими компаниями. В то же время записи осуществлялись просветительским отделом Лавры, возглавляемым на тот момент игуменом Лонгином (Чернухой).

К 2005 году возникла необходимость в создании собственной студии звукозаписи, на которой возможно было бы реализовать свои проекты, сохранять права Лавры на созданные проекты и соблюдать авторские и смежные права авторов и исполнителей.

Namestnik1Поначалу студии как таковой не существовало – в приспособленном помещении был один стол, стул и компьютер. Но название — звукостудия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры закрепилось с самого начала и осталось таким же до сегодняшнего дня, свидетельствуя о своей принадлежности к величайшей православной святыне. Творческие задумки и проекты создавались в Лавре, а запись, сведение и мастеринг на первых порах осуществлялись звукорежиссерами студии звукозаписи «Альянс» (г. Киев),  Сергеем Грачевым, Тимуром Полянским и Юрием Дегтевым (1973-2012 гг.).

Студия тесно сотрудничает с лаврским издательским отделом, который выполняет редакторскую работу по всем проектам студии. Выпуск любого проекта возможно только после благословения Наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла.

За качество конечного аудио продукта, правильность оформления документации, практически за весь творческий технологический процесс несет ответственность Ольга Старшевская — режиссер звукостудии. Спустя  некоторое время в студии появилась Юлия Мартынова, которая на начальном этапе работы студии занималась всем, что связано с делопроизводством.

Первым альбомом студии стала литературно-музыкальная композиция «К Богородице с любовью». Она посвящена истории земной жизни Пречистой Богородицы, Ее помощи человеческому роду со времен Евангельских событий и до сегодняшнего дня.

При работе над альбомом авторы проекта стремились найти гармоничное сочетание смыслового наполнения текста, музыкального сопровождения и церковного песнопения. Максимально использовано разнообразие церковного творчества. В первую очередь – хоровые произведения Киево-Печерской Лавры, Почаевской Лавры, Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, в проекте трижды звучит песнопение «Богородице Дево, радуйся» из альбома «Благословенная Оптина» в исполнении оптинского насельника иеромонаха Василия (Мозгового). В то же время   использовались музыкальные произведения, написанные специально для этого проекта черниговским композитором Александром Корзаченко, авторские песни Анны Пирковой из альбома «Чистая вода». Дети из воскресной школы при Киевской Духовной Академии и Семинарии специально для проекта рисовали картинки-подарки Матушке Божьей, и их рисунками была оформлена обложка диска. Особое участие в проекте принимал игумен Лонгин (Чернуха). Под руководством отца Лонгина и высококвалифицированных редакторов издательского отдела Киево-Печерской Лавры сценарий обрел свой окончательный вид и был утвержден руководством. Благодаря искреннему желанию всего творческого коллектива внести свою, пусть маленькую CD-NIKAлепту в прославление Божией Матери, работа получилась искренней и теплой.

Композицию рекомендуют для прослушивания в воскресных школах. Нашла она своих слушателей также среди молодежи и старшего поколения.

Не случайно первая работа звукостудии была посвящена  Пречистой Деве Марии. Этим испрашивалось благословение Пресвятой Игуменьи Киево-Печерской на дальнейшие труды.

Следующим этапом явился выпуск сборников:  альбом «Вечная память героям» в исполнении камерного хора «НИКА», альбом «Русь святая храни веру православную» молодежного хора Киево-Печерской Лавры, альбом «Мир» – хоровое пение черниговского Свято-Воскресенского храма.mir

В октябре 2007 года  в Трапезном храме во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских прошел  Второй международный фестиваль православного хорового творчества «Глас Печерский». Студией звукозаписи Киево-Печерской Лавры с помощью одного из ведущих звукорежиссеров Украины А. П. Мокрицкого была осуществлена запись зарубежных хоровых коллективов .  Гости древней обители любезно согласились принять участие в записи и работали самоотверженно. За два дня было записано два полноценных диска. Были приложены огромные душевные и физические усилия, но чувствовалось, что Сама Пресвятая Богородица помогала. Специалисты понимают, что такой объем работы в короткие сроки выполнить качественно очень тяжело. Аудиопроект называется «Четыре страны – одна Лавра. С любовью: Грузия, Румыния, Сербия, Латвия». Такое название было выбрано не случайно. Колglas-book-1лективы работали не только с полной самоотдачей  , они работали с любовью к той святыне, в стенах которой пели.

Написаны и выпущены две музыкальные сказки для детей возрастом от 4-х лет: «Сказка о маленькой Лучии и большом непонятном мире людей» и «Антошино Рождество»  –добрые и поучительные истории, связанные с Лаврой. В каждой сказке по шесть песенок. В сказке «Антошино Рождество» отдельными треками даны минусовки (мелодии без вокала) всех песен, а во вкладыше даны слова песен. Такое решение позволяет использовать музыкальный материал в рождественских спектаклях для воскресных школ.

Обложку к сказкам оформляла Марина Шевченко – третий штатный работник студии.

Музыку к «Сказке о маленькой Лучии и большом непонятном мире людей» написал Александр Корзаченко (композитор, регент церковного хора, руководитель вокальной группы «Vitamine»).

 

3antoshkina-skazka-cd-1Музыку к сказке «Антошино Рождество» написал композитор Олег Петров, который стал штатным сотрудником студии.
Основная направленность работ студии – просветительская:

  • -проповеди;
  • -беседы;
  • -аудиокниги;
  • -сказки;
  • -записи хоровых коллективов;
  • -литературно-музыкальные композиции по житиям святых.

В 2009 году вышел первый в студийной истории научно популярный фильм-лекция «Евангелие и кибернетика. Духовность и интеллект». Эпиграфом к данной работе служат слова святителя Луки (Войно-Ясенецкого) –  выдающегося ученого, профессора, лауреата Сталинской премии 1-й степени, прославленного в лике святых: «Откуда происходит распространенное мнение, что наука противоречит религии? werxПричиной этого является поверхностное знание как в области науки, так и в области религии, и этим подтверждается мысль: «Истинное знание приводит к Богу, а полузнание – удаляет от Него».

В последнее время в мире возрос интерес к коллекциям раритетных носителей записи — фонографических цилиндров и граммофонных пластинок, которые лежали забытыми или заброшенными. Многие записи на этих носителях были утрачены в результате поломок, спрессованности и прочих повреждений.

В 2011 году вышел аудиоальбом под названием «Сокровищница православной духовной музыки».

Для того чтобы этот проект увидел свет, лаврской студией звукозаписи была произведена реставрация дореволюционных пластинок. На них записаны церковные хоровые произведения в исполнении уже ставших леsokrovishaMINIгендарными киевских, московских и санкт-петербургских церковных хоров. Они ярко и колоритно раскрывают особенности разных школ (Киевской, Московской, Питерской) и направлений (обиходные и гласовые напевы, древние монастырские распевы, партесные авторские произведения) церковного хорового искусства начала ХХ в.

Работа посвящена 100-летию выхода оригиналов. Сотрудники студии (Ольга Старшевская, Юлия Мартынова (Королюк) и Марина Шевченко (Спирина)) выступили в качестве реставраторов: ватным тампоном, смоченным в дистиллированной воде, аккуратно миллиметр за миллиметром освобождали пластинки от вековой пыли, работали в перчатках и с лупой. Таким образом восстановили десять музыкальных пластинок.

Сотрудники студии обратились в Институт проблем регистрации информации Национальной Академии наук Украины, где были оцифрованы наши отреставрированные пластинки.

В результате анализа причин, которые искажают качество воспроизводимого сигнала с использованием существующей аппаратуры и принципов воспроизведения в Институте проблем регистрации информации НАН Украины, был реализован принципиально новый метод высококачественного воспроизведения звука из фонографических цилиндров Эдисона и граммофонных пластинок, который позволяет восстанавливать и реконструировать звуковой сигнал.

Институтом была решена задача, которая имеет огромное научное и культурное значение, а именно возможность сохранить для потомков музыкальное культурное наследство, ввести его в научное обращение, сделать доступным широкому кругу почитателей музыкального и исполнительского искусства.

Священноначалие Лавры благодарит директора института Петрова Вячеслав Васильевича (академик НАН Украины, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии Украины в сфере науки и техники) за оказанную помощь в работе над этим проектом.

Звукорежиссер Андрей Мокрицкий сделал все возможное, чтобы максимально очистить звучание записи от неприятного характерного потрескивания, свойственного старым граммофонным пластинкам.

Можно сказать, что косвенно этот проект стал причиной одного благого дела. Выпускник КДАиС и Национальной музыкальной академии им. П. И. Чайковского Роман Шнуренко провел исследовательскую работу и написал сопроводительную статью об истории создания хоровых коллективов, о руководителях и знаменитых певчих хоров того времени, чьи восстановленные записи звучат в сборнике. Помимо этого  Роман Шнуренко на Байковом кладбище отыскал могилы знаменитых регентов того времени: Василия Федоровича Татарова (1885–1950 гг.) – регента Софиевского собора и Михаила Александровича Надеждинского (1875–1935 гг.) – регента Владимирского собора.

Р. Шнуренко занимался поисками в надежде найти фото этих знаменитых и незаслуженно забытых людей.  Могила В.Ф. Татарова оказалась в плачевном состоянии. Надгробие разбито, надгробная плита сломана и выброшена. Роман Шнуренко выяснил, что за могилой присматривала прихожанка Софийского cобора. Она чувствовала, что жизнь подходит к концу и обращалась в разные инстанции с просьбой восстановить надгробие и принять эстафету по досмотру могилы В.Ф. Татарова. Письмо оказалось у регента и уставщика Киево-Печерской Лавры архимандрита Поликарпа (Линенко), он передал письмо благочинному храмов на кладбищах протоиерею Ростиславу Войцеховскому. В результате 25 мая 2012 года на Байковом кладбище в рамках проведения Международной Пасхальной ассамблеи состоялась панихида и освящение восстановленного надгробия. Накануне дня поминовения усопших на Светлой седмице общими усилиями кладбищенского благочиния г. Киева и Национального заповедника «София Киевская» на церковные средства восстановили надгробие. Аутентичные надписи на плите были полностью скопированы и восстановлены на новом надгробии. Радует, что Господь дал возможность, занимаясь проектом, сотрудникам звукостудии стать причастными к такому благому делу.

002В начале 2015 года вышла аудиокнига проповедей и бесед с родителями и детьми священномученика Владимира, Митрополита Киевского и Галицкого. Время написания проповедей – начало ХХ века, но они своевременны и актуальны и сегодня. На фоне вседозволенности и распущенности нравов они звучат отрезвляюще и злободневно. Слог проповедей было решено не адаптировать к современным нормам языка, сохранив особенности того времени, чтобы позволить слушателю проникнуться и почувствовать дух эпохи, услышать самого священномученика, как он обращался к родителям и детям.

Это далеко не полный перечень проектов, которые были реализованы за время всего периода существования студии. Здесь говорится именно о самых ярких, запоминающихся и знаковых.

В довольно непростое время студия звукозаписи продолжает свою работу, чтобы на духовном пути укрепить современников и сохранить бесценное наследие для будущих поколений.

Творческий коллектив студии звукозаписи продолжает свою работу над новыми проектами, ориентируясь на духовное укрепление своих современников и на сохранение уникального духовного наследия для будущих поколений.

Сегодня в штате студии звукозаписи работают режиссер Старшевская Ольга и звукорежиссер Петров Олег, остальные сотрудники – внештатные.

1Изданы  молебны с акафистами, проводимые в Лавре. Первым   увидел свет диск с молебным пением святой великомученице Варваре. Каждый вторник в 8.00 в Лавре служится акафист св. вмч. Варваре. В проекте звучит молебен с каноном и акафистом святой. Романом Шнуренко (выпусником КДАиС и Национальной музыкальной академии им. П. И. Чайковского) проведена  исследовательская работа по изучению истории обретения и перенесения мощей святой великомученицы и написана сопроводительная статья , которую планируется издать отдельной книгой.

С помощью благотворителей реализуются новые проекты, такие как «Радость Вечности», «Се Тебе, Дево, «Радуйся»  зовем»,  «Пасха верных», планируется запись новых.

В планах открытие собственной студии звукозаписи, оборудованной современной аппаратурой, где можно было бы записывать авторские проекты, проповеди, начитывать лекции преподавателей КДАиС. Для записи хоровых коллективов будут традиционно использоваться лаврские храмы, славящиеся своей прекрасной акустикой.

Творческий коллектив звукостудии открыт для сотрудничества и спонсорской помощи.

 

Старшевская Ольга
Редакция сайта www.lavra.ua

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

;