Онлайн трансляция | 12 сентября
Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
Статьи

Духовное наследие преподобного Саввы Освященного
Преподобный Савва Освященный — один из величайших отцов палестинского монашества V—VI веков, оставивший богатое духовное наследие и монастырский устав богослужения. Основатель одной из древнейших православных обителей, носящей его имя. Он назван «Освященным», подобно святому Феодору Освященному (ученику преп. Пахомия Великого), потому что первым из братии обители, где подвизался, получил сан священства. Лавра преподобного Саввы Освященного и поныне является одним из крупнейших духовных центров православия на Востоке.
Составленный преподобным Саввой Богослужебный Устав (Типикон), получивший название Иерусалимского, или Палестинского, распространился по всему христианскому Востоку, а с XIV века был принят на Руси при митрополите Киевском Киприане.
Во времена преподобного Саввы большинство монахов не имело священного сана. В египетских и палестинских обителях IV–V веков существовало четкое разделение: монах — это подвижник-одиночка (греческое слово μόνος означает буквально «один», «единственный»), а священник — совершитель таинств, служитель литургии.
Монашество в те времена воспринималось как полный уход от «мира» — не только от мирской суеты, но и от любых форм власти, и духовной тоже. Монашеский идеал состоял в том, чтобы никем не управлять и ни от кого не зависеть, кроме Бога. Священство же несло в себе элемент власти: священник руководит общиной, совершает таинства, принимает решения, благословляет. Для многих пустынников это было неприемлемо. Они сознательно избегали священного сана, считая, что это отвлекает от чистой молитвы и аскезы, боялись священства как возможного искушения. Основатель восточного монашества преп. Антоний Великий, к примеру, всю жизнь отказывался от сана, хотя ему не раз предлагали его принять.
Только позже, когда монастыри стали большими, многочисленными общинами, Церковь в виде исключения начала рукополагать в священный сан некоторых игуменов, чтобы в обители могла совершаться литургия и таинства без постоянного приезда священников извне. Преподобный Савва и был таким исключением.
Он родился в 439 году в Каппадокии. В юности ушел в монастырь, затем поселился в пустыне близ Иерусалима. Был учеником преподобного Евфимия Великого — одного из столпов палестинского монашества. Савва прославился строгим воздержанием, молитвой и духовной мудростью. Постепенно к нему начали стекаться ученики.
По мере умножения числа учеников Савва создал новый тип монастыря — лавру. Если раньше монахи жили либо строго в общежитии, либо полностью в одиночных келиях, то Савва решил объединить эти две формы: часть монахов жила в монастыре, а часть — в уединении в пустыне, приходя в монастырь только для участия в литургии. Эта форма прижилась и стала одной из самых распространенных на Востоке.
Как и другие современные ему подвижники, Савва не хотел принимать священный сан, считая, как сказано в его житии, «по своему смирению, желание быть причисленным к клиру началом и корнем честолюбивых мыслей». Однако, учитывая высокий авторитет преподобного, количество монахов, живших в его лавре, и необходимость регулярного совершения богослужений, Иерусалимский Патриарх Саллюстий против воли преподобного настоял на его рукоположении и сам посвятил его в священники. Отсюда и прозвище «Освященный».
Позже под этим именем стали также понимать духовное значение его подвига: через преподобного Савву сухая, бесплодная и безлюдная пустыня стала «освященным местом», населенным подвижниками, и до наших дней приносящим обильные духовные плоды. Во времена преп. Саввы Освященного в его лавре подвизалось до 5 000 монахов, что сделало ее одной из крупнейших и наиболее строгих обителей Палестины.
В наше время Лавра Саввы Освященного является одной из древнейших непрерывно действующих православных общежительных обителей в мире. Ее Устав считается самым строгим из всех Уставов Палестинских православных монастырей. Монастырь живет не по израильскому, а по византийскому времени, определяемому по солнцу. В обители никогда не было проведенного электричества, однако сейчас разрешено использовать электрические фонари. Сотовая связь там отсутствует. Настоятелем Лавры является Патриарх Иерусалимский, но повседневными делами управляет назначенный им «духовник» в сане архимандрита при поддержке двух помощников. Женщинам вход в обитель запрещен.
Память преподобного Саввы широко почитается и за пределами Палестины. Так, в Киево-Печерской Лавре по давней традиции в день его памяти совершаются заупокойные богослужения по почившим ктиторам, благотворителям и благоукрасителям святой обители. Истоки этой традиции восходят к древнему синодику Печерского монастыря.
Редакция сайта www.lavra.ua
Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: