Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Архив публикаций

26.10.2014

«Отцы Небомудреннии, на Седьмом Соборе собравшиися…»

Так Православная Церковь называет святителей, собравшихся в 787 году на Вселенский собор в г. Никею, чтобы утвердить иконопочитание и пояснить как нужно поклонятся и зачем почитать святые иконы.

Ересь иконоборчества долго сотрясала империю, и многие святые образы были уничтожены. Императоры-иконоборцы на самом высоком уровне начали гонения на иконы и их почитателей, обвиняя их в идолопоклонстве, в том, что они кланяются дереву и краскам, почитая их как Бога. Многие благочестивые христиане скрывали иконы у себя по домам, однако вооруженные воины тщательно обыскивали каждое помещение. Они забирали образы и сразу их уничтожали. Так было до того времени, пока на престол не взошла императрица Ирина, а Константинопольским патриархом не стал святой Тарасий. Они решили раз и навсегда победить ересь иконоборчества и установить, как нужно поклоняться иконам. В городе Никее был созван церковный собор, на котором собралось 367 иерархов Церкви. Отцы, память которых мы сегодня празднуем, определили, что честь, воздаваемая иконе, возноситься к её Первообразу, то есть к тому, кто на ней изображен. Такое почтительное поклонение отличается от служения, которое следует возносить только Богу.

Однако, ересь иконоборчества не сразу ушла в небытие. Она возродилась в X веке, и снова начались погромы и гонения. Опять воины рыскали по городам в поисках икон. Один из таких отрядов ворвался в жилище благочестивой вдовы. Один из обезумевших воинов ударил копьем в лик Царицы Небесной, изображенной на иконе – и из раны пошла кровь. Пораженные увиденным солдаты отступили и на время ушли. Женщина, желая спасти образ, вышла к морю и пустила его по воде. И икона стоя вертикально поплыла дальше по волнам…

Однажды монахи Иверского монастыря на святой горе Афон увидели огненный столп на море, который исходил от стоящей на воде иконы Богородицы. Они попытались забрать его, но икона всякий раз отдалялась от них. Тогда монахи начали молиться и просить Божью Матерь позволить им принять икону. Царица Небесная во сне явилась одному из старцев и велела ему пойти по воде и взять образ. Утром монах исполнил повеление, и взял икону из воды. Её внесли в соборный храм, но утром образ был на вратах обители. Его вернули в храм, однако он снова вернулся к воротам. Так было несколько раз, пока Богородица в явлении не пояснила, что будет оберегать и охранять обитель. С той поры этот образ стали называть Вратарницей, или Иверской иконой Богоматери. Память этой иконы также почитается сегодня. Она предстает живым символом победы истины иконопочитания, не взирая на все бывшие гонения.

Приходя в храм Божий, мы видим множество икон – удивительных изображений Господа, Матери Божией и святых, которые несут в себе глубокий смысл. Многие люди путают иконы и картины, но это далеко не одно и то же. Картина пробуждает эмоции, икона – отсекает их и направляет мысли к молитве. Это как окно в Горний Небесный мир. Каждый цвет, каждый штрих несет свой богословский смысл. Недаром, известный богослов ХХ века Успенский назвал икону – «богословием в красках». В ней отражается не какой-то один аспект – а все учение Православной Церкви. И во всей полноте понять, что такое икона можно если жить жизнью Церкви – участвовать в богослужениях, причащаться и молиться. Многие иконы прославились различными чудесами, которые были явлены через них Богом или по молитвам к Нему тех, кто изображен на иконе.

«Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Так повествует Священное Писание о сотворении человека Богом. Святой Григорий Палама говорит об этом: «естество человеческое, в отличие от всех тварей, создано по образу Божию, что оно настолько сродно Богу, что может с Ним соединиться в одной Ипостаси». Каждый человек является образом, «иконой» Творца. По одному из мнений этот образ проявляется в возможности свободного выбора, в свободе человека. Но это свобода состоит не только в том понимании, к которому мы привыкли – независимости от чего-либо или возможности самостоятельно принимать решения. Прежде всего, это свобода от греха и страстей, стояние в истинах Евангельского учения и заповедей Христовых. «И познаете истину, и истина сделает вас свобод¬ными», — говорит нам Господь (Иоан. 8:32). Свобода как проявление образа Божия есть величайший дар Творца. Но также это и огромная ответственность, которую мы несем за каждый свой выбор. Хорошо, если этот выбор направлен в сторону добра, света и утверждения христианских ценностей. И плохо, если он делается в угоду силам зла, которые делают все, чтобы поработить человека и очернить в нем образ Божий. Это своеобразные бесплотные «иконоборцы», которые разрушают и жгут иконы человеческих личностей.

Отцы Седьмого Вселенского собора защитили иконы, и посрамили все еретические суждения иконоборцев. Сможем ли мы уподобиться им и защитить свою личностную икону, образ Божий в себе? Выбор за нами.

Валентин Грибеник

Редакция сайта www.lavra.u

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: