Онлайн трансляция | 12 сентября
Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
- 12 сентября 2015 Название трансляции
Архив публикаций
«Возьми крест свой и следуй за мною!»
{multithumb}
Начало двенадцатого века. Зарождающаяся Московская Русь ждет просвещения с юга, со стороны Царьграда и Киева, а географические условия ставят ее лицом то к мрачному северу, где она должна была завоевывать у финнов места для своих поселений, то к варварскому востоку, который готовится сделать ее своим данником. Вятичи, населявшие территорию нынешней Орловской области России, были первыми из центральнорусских славян, вынужденными признать над собою власть хазар, но и последними, кто вышел из-под их зависимости. Хазарское владычество тяготело над ними более века. А жизнь в кругу враждебных соседей, чуждых им по языку, нравам и обычаям, развила в вятичах исключительную самозамкнутость, строгий племенной сепаратизм и слепую преданность своим верованиям. Вот почему, когда под грозными ударами Святослава Игоревича сокрушилось могущество хазар и пало их царство, вятичи с такой силой принялись защищать свою свободу от русских князей, и после — когда они вынуждены были уступить силе русского меча — так долго и упорно отстаивали свой языческий быт и свои предания.
Преподобный священномученик Кукша Печерский один выступил против заблуждений, поразивших его народ. Летописи не упоминают, сколько пробыл Кукша в Печерской обители, сколько отстоял всенощных бдений и сколько претерпел от ненавистного врага искушений, но бесспорным является тот факт, что ко времени своего похода на родную землю вятичей Кукша достиг духовного совершенства, и что именно Господь вывел преподобного Своего из благодатной печерской ограды на суровое поле битвы за погибающие души сродников. И не походы Святослава, а жизнь и смерть преподобного, в первую очередь, связала вятичей со всей Русской землей. Гроза половцев Владимир Мономах вспоминал как великий подвиг поход с дружиной на вятичей. Преподобный же Кукша один отправился в неведомые земли и, встретив в дороге ученика и друга Никона, обрел возможность вернуть веру обманутому народу.
Предсказаниям и фокусам волхвов он противопоставил истинные чудеса: «Бесы прогна, дождь с небесе сведе, озеро иссуши и на различна удивительная знамения проследоваша…» Многолетнее пребывание Кукши и ученика его Никона среди вятичей говорит о том, что чувствовал преподобный себя среди этого народа в безопасности, тем не менее страшную кончину друга своего прозрел преподобный Пимен Постник, о чем он и возгласил посреди соборного храма Киево-Печерской Лавры: «Брат наш, Кукша, в сей день на рассвете убиен был от неверных». Не толпа оголтелых язычников накинулась белым днем на пришедшего к ним проповедника, растерзав его в порыве преданности язычеству, нет. Убийцы пришли к святым Кукше и Никону тайно ночью и смерть их была не мгновенной: они претерпели многие мучения, а в завершение изуверы отсекли Кукше голову.
Нужно сказать, что имя Кукша — языческое, в Крещении святого звали Иоанн. Полагают, что имя Кукша происходит от названия птицы: кукша или ронжа. В истории Печерского монастыря есть и другие случаи, когда брат имел два имени, Никола Святоша, к примеру. Но даже не такое исключение свидетельствует о любви и уважении печерских монахов к своему собрату: узнав о трагической кончине Кукши, братия отправилась вверх по Днепру и впадающим в него рекам к месту убиения и забрала честные мощи подвижника, которые и доселе почивают в Ближних пещерах. Спустя девять столетий печерские монахи снова отправились по следам своего предшественника в древнюю вятскую землю с не менее торжественным, но теперь уже полностью безопасным посольством — принять участие в праздновании 900-летия Крещения Орловского края и всей Центральной России и передать икону преподобного Кукши Печерского с частичкой его мощей новосозданному монастырю прп. Кукши около города Мценска на Орловщине.
До этой поездки город Мценск у многих участников печерской делегации (и у меня, в частности) ассоциировался с известной повестью Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», в которой писатель-орловчанин описывает жестокие нравы своих земляков, сравнивая главную героиню купчиху Катерину Измайлову, убившую из-за тайной страсти свекра, мужа и малолетнего племянника, с героиней драмы Уильяма Шекспира леди Макбет, которая помогла своему мужу, лорду Макбету, взойти на шотландский трон, убив всех других претендентов. «Не удивительно, что такие люди подняли меч на своего просветителя», — невольно подумалось мне в унылой очереди на границе под пристально-беспечным взором российского таможенника, явно не спешащего пропустить машину печерской миссии. Но все подсознательные опасения мгновенно рассеялись, как только мы въехали в Россию: за шлагбаумом нас уже ожидал благочинный города Орла и Ливенского благочиния протоирей Александр Прищепа, чье светлое и приветливое лицо озарило солнечной радостью дождливый сентябрьский полдень: «Проголодались, небось, братия! За километр отсюда уже заказан для вас обед». И совершенно неожиданно добавил на чисто украинском: « І борщем вам пригостимо, може не таким смачним, як у нас, в Україні, то вже вибачайте!» Отец Александр родом из Ривненщины, учился в Киевской духовной семинарии, и вот уже много лет как служит в Орловской епархии, но всегда с радостью посещает родную Киево-Печерскую Лавру. Не успели мы познакомиться, как у руководителя нашей делегации архимандрита Антония, благочинного Лавры, раздался телефонный звонок: владыка Антоний, архиепископ Орловский и Ливенский, приветствовал киевских гостей, напоминая, что в Успенском монастыре Орла братия и прихожане уже собираются, чтобы торжественно встретить икону прп. Кукши. «Благословите, Владыко, уже едем!» — отец Антоний улыбается и призывает всех нас не расслабляться после вкусного обеда и продолжить свое путешествие.
Вопреки продолжавшемуся дождику, наше настроение светлело — за окном зеленели березовые рощи и дубравы, поля были ухоженными, дворы аккуратно огражденными, а хатки чисто выбеленными. Но больше всего нас удивили романтические названия населенных пунктов: Светлый Дунай, Стальной Конь, Первый Воин, Долгая Щека. «Теперь понятно, — думаю, — почему Орловская земля дала российской и мировой литературе столько знаменитих писателей и поэтов: Николай Лесков, Иван Тургенев, Иван Бунин, Александр Фет, Федор Тютчев и множество других». И Орел недаром называют третьей литературной столицей России. За внешней агрессивностью, оказывается, в этом народе скрывалась тонкая лирическая душа, и именно она, освященная крещальной купелью, породила не только знаменитых писателей, но и дала России и всей Руси целую плеяду богоносных духовников и святителей, среди которых: святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский; святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий; святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский; знаменитый миссионер, автор первого полного перевода Библии на русский язык, архимандрит Макарий (Глухарев); архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов). И даже духовник нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин) — тоже орловчанин, почетный гражданин Орла.
А вот и сам Орел. На гербе, украсившем торжественный въезд в город, изображен парящий орел над городской крепостью — изображение почти точь в точь как на «орлецах», которые постилают под ноги архиереям во время богослужения. «Вот откуда традиция архиерейского благолепия!» И первые впечатления от знакомства со святынями и священнослужителями Орла тоже не разочаровали наших приятных ожиданий.
Мы привезли в Орел не только большую икону священномученика Кукши Печерского с частичкой его святых мощей, но и благословение Блаженнейшего Митрополита Владимира, и личное послание наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Павла: «Отрадно, что память о святом мученике, просветителе вятичей, пережила века и доныне бережно хранится в Орловской земле, освященной его молитвами и его мученической кровью. Своей подвижнической жизнью святой свидетельствовал о Том, кто есть Путь, и Истина, и Жизнь. И хоть мощи святого покоятся в Ближних Пещерах нашей обители, но центр торжеств по случаю дня памяти мученика Кукши, в год девятисотлетия со дня его мученической кончины, по праву находится в Орловщине¬ — земле, где он родился, вырос и совершал миссионерское служение, просвещая своих соотечественников светом веры Христовой». А в конце владыка Павел добавил: «Премного благодарен за Ваше любезное приглашение принять участие в юбилейном праздновании, но по причине принятых ранее обязательств, к глубокому сожалению, я не имею возможности им воспользоваться и вместо себя отправляю к Вам своего ближайшего помощника. Так как для молитвы не существует расстояний и преград, я разделяю с Вами сугубую радость этих торжеств».
Хозяин Орловско-Ливенской епархии Высокопреосвященнейший Антоний с великой радостью и благоговением принял святую икону и послание нашего Наместника и, немного сокрушаясь, что Владыка сам не смог приехать, радушно благословил нас и пригласил на ужин.
Гости продолжали съезжаться. Следующим утром прибыла делегация из Уральско-Актюбинской епархии во главе с Высокопреосвященнейшим архиепископом Антонием, тезкой и давним другом Орловского Владыки, к вечерней службе подъехала делегация из Чернигова, во главе с Высокопреосвященнейшим архиепископом Амвросием. Владыка Антоний (Орловский) с присущим ему тонким чувством юмора поинтересовался у Черниговского Владыки, не будет ли он претендовать на Орловскую епархию, ведь в древние времена власть Черниговского архиерея распространялась и на Брянские, Курские и Орловские земли. Владыка Амвросий уверил хозяина, что прибыл с мирной миссией, все три Владыки по-пасхальному похристосовались и благословили начало Всенощного бдения.
Служили чинно и благоговейно, архимандрит Нектарий, наместник Успенского монастыря, где совершалось первое из соборных юбилейных богослужений, не проявлял никакого беспокойства, но во всех его указаниях и распоряжениях чувствовалась уверенность и духовный опыт. Не мудрено: именно на территории монастыря располагается Резиденция правящего архиерея, и наместник, параллельно со своими прямыми обязанностями по руководству обителью, несет еще и послушание секретаря епархии. Тихо и смиренно молился духовник Патриарха архимандрит Илий, братия подходила к старцу, просила благословения и советов, тот с любовью и радостью слушал, назидал, и с такой же радостью возвращался к своему помяннику. Настоящим украшением службы стал наш лаврский протодиакон Тарасий, который быстро нашел общий тон с орловским протодиаконом Сергием — громогласным и очень обаятельным басом, который между ектениями успел познакомиться с каждым из нашей делегации и сообщить, что он родом из Брянщины, мама у него украинка, а сам он больше всего любит украинские кухню и песни.
Первой обителью, встретившей икону священномученика Кукши, был Успенский мужской монастырь, раскинувшийся на высоком берегу Оки. К сожалению, в Орле не сохранился древний Кремль, но монастырь во многом компенсировал этот архитектурный пробел — белыми храмами, которые воссоздали средневековый дух города. Это при том, что почти все храмы монастыря построены за последнее десятилетие: из старых монастырских построек уцелел только небольшой Троицкий храм, остальные сооружались заново.
Успенский монастырь является своего рода продолжением Богоявленского монастыря, основанного у храма Богоявления, древнейшего из сохранившихся Орловских храмов. Богоявленский храм был построен в 1646 году иереем Борисом (Козьминым), ставшим впоследствии, после пострижения в монашество с именем Боголеп, первым настоятелем монастыря. В советские годы Богоявленский храм у слияния рек Оки и Орлик был превращен в кукольный театр, теперь же ему возвращены купол и колокольня, а главное — ежедневные богослужения.
Немного далее, в самом центре старого Орла, красуется Успенский собор, который представляет собой одну из лучших построек зрелого классицизма в Орловской области и является одним из важнейших храмов города. В сентябре 1823 года, к примеру, Орел посетил император Александр I, в честь которого именно в Успенском соборе, было совершено богослужение. В январе 1826-го здесь же покоилось тело умершего государя, когда его перевозили из Таганрога в Петербург. В разное время храм посещали Н. Лесков, И. Бунин, Л. Андреев и другие писатели, неоднократно упоминавшие его в своих произведениях.
Главным же собором Орла является кафедральным Ахтырский собор — здесь проходили богослужения третьего дня юбилейных торжеств. История сооружения этого храма восходит к 1773 году. Торговавший лошадьми в городе Ахтырке Харьковской губернии орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитающейся по всей Руси. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку на Пятницком погосте каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. Наиболее чтимыми святынями храма являются: чудотворная Ахтырская икона Божией Матери (список с первообраза, также прославившийся многочисленными чудесами), а также иконы с частицами святых мощей святого великомученика Никиты и священноисповедника Георгия (Косова). Некоторое время в храме пребывали мощи святителя Тихона Задонского. Но в 1991 году, когда открылся Задонский мужской монастырь, мощи святителя были возвращены на место. В память же о пребывании их в Ахтырском соборе, в храме была оставлена кисть святителя Тихона, с давних времен хранившаяся отдельно от мощей — она почитается прихожанами как одна из главных святынь собора.
Но центром юбилейных торжеств стал новосозданный монастырь святого Кукши, расположенный у места гибели священномученика. В 1999 году на месте его убиения был создан скит святого, а 4 октября 2012 г., решением Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, было благословлено открытие мужского монастыря во имя святого Кукши в деревне Фроловка Мценского района Орловской области.
По мнению историков, память о святом Кукше первое время после его мученической кончины поддерживалась. По утверждениям крестьян, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом», и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота, на месте гибели святого Кукши, над «Богомольным» колодцем его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно на второй день праздника Троицы собирались на водосвятный молебен приходя сюда с иконами из приходского храма села Тельчье. На дороге против колодца был поставлен крест с укрепленной на нем кружкой для сбора пожертвований. К концу XIX века эти сооружения разрушились, но память о просветителе вятичей не угасла. Во Мценске было создано братство в имя священномученика Кукши. Тогда же горожане обратились к митрополиту Киевскому Иоанникию, и тот дал согласие на перенесение частицы мощей святого в город Мценск. В Киево-Печерской Лавре была заказана икона из кипарисового дерева с изображением преподобного Кукши, затем еще одна — для Орловского Петропавловского кафедрального собора.
В конце августа 1913 года в Орловской епархии широко отмечалось 800-летие со дня мученической кончины Кукши. Во всех храмах епархии прошли торжественные богослужения с молебнами. Все учащиеся в Орле были освобождены от занятий, а все магазины были закрыты, чтобы дать возможность их служащим помолиться. Особенное величие празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны. Среди почетных гостей были также орловчанин, Высокопреосвященнейший Флавиан — митрополит Киевский и Галицкий. И вот ровно через сто лет торжество повторилось.
Первое, что нам бросилось в глаза при въезде в монастырь — обилие берез, а также паломников с хоругвями, спешивших крестными ходами с разных мест Орловщины для участия в первом богослужении в Воскресенском соборе нового монастыря. К слову, самой обители нам тоже не было видно из-за большого количества стройных берез, окруживших величественный Воскресенский собор. Как нам объяснила братия монастыря, они живут в корпусе недалеко — среди рощи.
На богослужении вместе с гостями и паломниками молились Губернатор Орловской области Александр Козлов, Председатель Орловского областного Совета народных депутатов Леонид Музалевский, заместитель Губернатора и Председателя Правительства области Игорь Гармаш, глава Мценского района Иван Грачев, мэр города Мценска Сергей Волков. После крестного хода глава Орловско-Ливенской епархии вручил юбилейные памятные медали «900 лет подвигу священномученика Кукши» участникам торжеств — архипастырям и клирикам, а также священнослужителям и мирянам, участвовавшим в подготовке торжеств. Медали получили и участники делегации из Киево-Печерской Лавры, а вот представителям власти награды Владыка вручал во время торжественного концерта, который состоялся вечером того же дня в Орле.
Мы возвращались в Киев. Петр Андреевич за рулем весело напевал какую-то водительскую песенку, архимандрит Антоний молился, протодиакон Тарасий тщательно вспоминал все богослужения, возгласы и речи архиереев, а также ектении своего коллеги-протодиакона, иеродиакон Виктор мысленно сортировал в папки самые интересные моменты и события этих пяти дней, запечатленных фотокамерой, а я обдумывал план этого репортажа. Но каждый из нас (а это чувствовалось в приятном единомыслии при воспоминании о юбилейных торжествах) вез из Орла твердую жизненную убежденность, освященную подвигом нашего Печерского священномученика Кукши: главное в нашей христианской жизни — не отказаться от своего креста, не сойти с благословенного спасительного пути, на который ты стал однажды, и не бояться тяжелой жизненной ноши. И обязательно помнить, что Христос, за нас проливший на Кресте Свою Бесценную Кровь, Сам водрузил его на Свои плечи, зная немощь человеческого естества, и что Он никогда не оставит и нас с нашими жизненными крестами, какими бы они не казались тяжелыми. Лишь бы мы не усомнились в этом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иеромонах Пафнутий
Фото иеродиакона Виктора
Киев — Орел — Мценск — Киев
Редакция сайта www.lavra.ua
Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: