Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Архив публикаций

10.05.2013

«Сей нареченный и святый день»

{multithumb}

Почему православные христиане празднуют седьмой день в воскресенье?

lavra.ua В Библии написано: «В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его…» (Исх., 20, 11). Здесь речь идет о периоде — о «дне покоя», времени завершения творения, когда Господь почил от своих трудов.

Впервые празднование седьмого дня произошло в ветхозаветные времена в пустыне Син после исхода еврейского народа из земли египетской. Оно было установлено в память о покое, мире и радости в Духе Святом — о благословенном отдыхе Господнем. Также это празднование олицетворяло радость от освобождения Богом Своего народа из египетского рабства,  радость перехода, перескакивания, «песаха» — радость Пасхи для Господа (еврейское «пасха», «песах» — переход, перескакивание,  освобождение от погибели, переход из состояния рабства греха в состояние свободы духа). Исход евреев из Египта стал началом новой жизни. Даже летоисчисление изменилось: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» (Исх. 12, 2). То есть шел своим порядком год, но вдруг, по повелению Божию, привычное течение времени прервалось. Первым месяцем нового года новой жизни стал авив, месяц колосьев (апрель-май). Позже, после вавилонского пленения, этот месяц назовут нисан.

Слово «суббота» в переводе с древнееврейского означает покой. Этим словом древние евреи называли седьмой день календаря и седмицы, в который они в честь воспоминания Божьего покоя, по заповеди, данной Моисею, хранили свой покой от работы и суеты. В ветхозаветный период седьмой день стал днем отдыха человека, в этот день было важно не просто воздержаться от трудов повседневных, но собрать в себе новые силы жизни.

lavra.ua Седьмой год был годом отдыха земли — поле пахали шесть лет, а седьмой год оно стояло под паром. Смысл этого закона был  в том, чтобы в земле за этот год могли собраться новые жизненные силы и потом расцвести. Законы времен Ветхого Завета строили жизнь людей, подчиняя ее единственной цели — ожиданию грядущего пришествия Спасителя в мир.

Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить», — говорит Христос (Мф. 5, 17). Иисус, подобно ветхозаветному пасхальному агнцу, проливший за людей Свою невинную кровь, избавил весь род человеческий от порабощения злом, а Его вольная крестная жертва стала условием нашего искупления и спасения. В поэме святого Мелитона Сардийского «О Пасхе» Христос говорит о Себе: «Я — Пасха спасения, Я — Агнец, закланный за вас, Я — искупление ваше, Я — жизнь ваша, Я — воскресение ваше, Я — свет ваш, Я — спасение ваше».  Этот день — день Воскресения Христова — и является днем духовного освобождения всего человечества от рабства греха.

lavra.ua День, в который воскрес Христос, стал и главным днем недели.  В 155 году в Римской церкви, где епископом был Аникита, было официально установлено праздновать Пасху только в воскресный день. Таким образом, празднование христианской Пасхи стало совершаться не в соответствии с еврейским календарем, т. е. в 14-й день месяца нисана, так что каждый год она попадала на разные дни недели, но так, чтобы христианская Пасха всегда соблюдалась в воскресенье.  

Со времени воскресения Христа изменился весь мир, изменился и сам ход истории, и сам ход времени, и даже отношение людей ко времени. Так было и в наших землях. Первоначально, вскоре после принятия християнства, на Руси появилось слово «неделя» (укр. — «неділя»), которое значило «день, когда не делают, не работают, отдыхают».  В Библии написано: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2, 2). Но примерно в XIII веке слово «неделя» в древнерусском языке было заменено словом «воскресение». А «неделей» уже стали обозначать отрезок времени в семь дней, хотя в этом же значении довольно долго употреблялось и другое слово — «седмица», которое имело прямое указание на этот же отрезок времени в семь дней (по-древнерусски — «седмь»). Седмица начиналась с дня воскресного — в соответствии с распорядком церковной, литургической жизни. А в народе воскресенье еще стали называть «малой Пасхой».

Церковь  всегда   признавала  воскресенье днем духовной радости. Это она выразила, прежде всего, в запрещении поститься в в этот день  и в обычае проводить воскресный день в покое  (29-е правило Лаодикийского собора). «Не подобает, — гласит это правило, —  христианам иудействовати и в субботу праздновать, но делать им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам». Так святой Константин Великий даже освободил воинов-христиан от воинских занятий в воскресные дни, чтобы они могли приходить в церковь к общественному богослужению. Он же запретил вести в воскресные дни торговлю — разрешалось торговать только необходимыми для жизни предметами. Кроме того, святой Константин Великий и многие последующие императоры запретили производить в воскресенье судебные дела, кроме случаев, когда долг человеколюбия и сохранение общественного порядка не допускали отсрочки. Только земледельцы, по необходимости, могли в этот день работать в поле или в винограднике.

lavra.ua Пример правильности посвящать седьмой день Богу приводит «Отечник» — сборник сказаний древних отцов Церкви: «В одном месте жили два человека, снискавшие пропитания себе швейным ремеслом. Один имел много детей, содержал отца и мать; другой не имел семейства, и ему едва доставало средств на пропитание. Первый, свято соблюдая дни праздничные, никогда в эти дни не работал, но ходил в церковь всегда, даже и в будни. Другой был более искусным в своем ремесле, но, сколько ни трудился, ничего у него не спорилось; он и в праздники работал, но пользы было мало. Видя своего товарища в достатке при многочисленном семействе, он спросил его, откуда он получает средства для проживания, хотя меньше его работает. Этот отвечал ему: ”Хожу в церковь и по дороге часто нахожу золото, оттого я и не имею нужды. Если ты будешь ходить вместе со мной, то и ты тогда разбогатеешь”. И действительно, когда нарушитель праздников, стал, по примеру своего товарища, чтить эти дни неуклонным посещением храма Божия, благословение Божие, видимо, посетило его дом, и он приобрел избыток от трудов своих».

Воскресенье — это всегда память о Пасхе, о которой святитель Григорий Богослов сказал: «Царица времен (то есть весна) царице дней последует и приносит ей в дар все, что ни есть прекраснейшего и приятнейшего».

Евгения Кудрявцева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: