Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Архив публикаций

20.11.2012

Размышления о фильме-открытии православного кинофестиваля «Покров-2012»

{multithumb}
Каждую осень православного зрителя радует «Покров» новым фильмом, среди самых известных премьер этого фестиваля — «Двенадцать» Никиты Михалкова, «Остров» и «Царь» Павла Лунгина, «Поп» Владимира Хотиненко, «Адмирал» Андрея Кравчука. Все они представлены как «фильмы открытия», т.е. именно с их премьерного показа начинался фестиваль. Безусловно, каждый год в программе были и другие не менее удачные фильмы на духовную тему, которые мы можем назвать «фильмами-открытиями». Именно таким фильмом для многих зрителей стал в этом году игровой фильм Александра Столярова «Старец  Паисий и я, стоящий вверх ногами».

А.Столяров ов время съемок фильма Имя автора хорошо известно лаврским прихожанам,  Александр Столяров — автор многих очерков и иллюстраций в «Печерском листке». Живет Александр в привольном Ирпене, в свободное от съемок и монтажей время пишет рассказы, рисует эскизы и сочиняет песни, в которых дорассказывает то, что не поместилось в фильмах. А их у режиссера очень много, за 25 лет он снял около сотни — многие удостоены международных премий. Одним летом Александр побывал на послушании в Китаевской пустыни — с того времени в его фильмах звонче зазвучала светлая нотка духовной радости, режиссер обрел Бога и это не могло не сказаться на тематике его работ. Параллельно с духовным возрастанием и воцерковлением появились фильмы о преобразовании внутреннего мира человека, о поиске духа. Многие из них стали призерамы фестиваля «Покров»: «Достоевская девочка», гран-при, 2003 г., «Девочки, девочки», первая премия, 2008 г., «Понять человека», гран-при, 2010 г.  Как россиянину по происхождению, Александру Столярову не чужды темы патриотического прошлого России — фильмы «Дело России», «Господин премьер-министр» также известны зрителям фестиваля «Покров». Но, как  христианин, Александр нашел в себе смелость выйти за рамки стереотипа многих православных кинорежиссеров, отождествляющих понятия «русский» и «православный». Он внедряет образ всеми любимого старца Паисия Святогорца  в современную Украину, избрав местом жительства и подвига для него Спасо-Преображенский монастырь в селе Нещеров Обуховского района на Киевщине.

А. Столяров со съемочной группой Естественно, фильм не рассказывает о жизненном пути Паисия Святогорца, грека по национальности, который никогда не был в Украине, но именно житие старца, его характер и духовный опыт стали прообразом для главного героя. Чудным образом он появляется в монастыре и знакомится с послушником, от имени которого и ведется рассказ. В прошлом  студент кинофакультета, юноша пытается постичь духовные азы послушания и смирения, сообразуя их с устоявшимися для киношника понятиями справедливости и морали. У него есть благословение от архиерея снимать духовный фильм, а поскольку вся духовность новоначального определяется послушанием старцу, именно на последнем и фокусируется его внимание и камера. Он снимает, как к старцу приходят за советом, благословением и исцелением, как он трудится на своем огороде, как вразумляет братию и даже предупреждает некоторых чад о духовной опасности. В фильме много притчей, некоторые из них старец излагает сам, некоторые экранизированы под ретро. 

Зритель может обнаружить некоторое сходство общественного служения старца в фильме Столярова со служением старца в фильме Лунгина «Остров».  Но киевский режисер не пытается воспроизвести причинно-следственную связь судьбы главного героя, подражая в этом  духовным писателям-авторам житий святых, которые также не углублялись в детализацию становления духовной личности, оставляя читателю возможность  осознания высоты Божественного провидения над каждым человеком. Если блаженство лунгинского старца подчеркивается драматичностью сюжета, то столяровский старец изначально несет в себе свет и радость, излучая их обильно на братию и всех прихожан.  К слову, в фильме Александра Столярова прихожан играют реальные прихожане, знающие основы духовного общения, равно как и часть монахов (в эпизодах, правда) играет братия монастыря в Нещерове.

В главных ролях - С. Соколов и Д. Усачев Главные же роли, как и положено в игровом кино, исполняют актеры. На роль старца Паисия Александр пригласил львовского актера Сергея Соколова, которому пришлось полгода отращивать бороду и взять на себя посильный пост на время съемок. Послушника же играет молодой музыкант Даниил Усачев, это его первая работа в кинематографе и первое знакомство с православным духовным миром. Александр Столяров сказал во время премьеры, что труднее всего было заставить актеров не играть, а жить образом. Для этого нужно было молиться, что съемочная группа и пыталась делать на протяжении нескольких месяцев работы. Особую благодарность коллектив выражает лаврской рухольной за незаменимый реквизит — несколько ветхих подрясников, поясов и скуфей, которые  существенно укрепили «монастырский» дух на съемочной площадке. В остальном же фильм отображает быт и дух Спасо-Преображенского монастыря в Нещерове — если не в деталях, поскольку в фильме отсутствуют кадры богослужений и общих послушаний, то в самом виде прекрасно отреставрированного храма XVIII века, ухоженного сада, уединенных живописных окрестностях.

Фильм русскоязычный, поскольку был снят  по заказу  российского телеканала «Культура»,  но часть прихожан обращаются к старцу по-украински, звучат украинские песни. Старец Паисий, переносясь со скоростью мысли со скалистого Афона то на шумные улицы Киева, то к заброшенной хатке, где он родился, разрывает грани будущего и настоящего, земной отчизны и священного вечного пристанища, куда каждый призван «еще из чрева матери своея». «Старец Паисий» извлекает зрителя из его привычного образа мыслей и обыденного восприятия духовных ценностей, он возносит его к евангельской мудрости, которая воплощается в непрерывном общении души с Богом и служению своему ближнему в терпении и любви.

По большому счету — фильм Александра Столярова «Старец Паисий» уже далеко не премьера в Киеве. Афонского старца Паисия здесь знают давно и зрители восприняли фильм как очень желанную встречу с близким человеком, которому можешь доверить свое сокровенное. Никакой фильм не заменит человеку личного общения с духовником, но напомнить о нем, возбудить в спящем, возможно, сердце прежнюю ревность о Боге или возжечь новую искру любви Божественной  — дело святое.

Иеромонах Пафнутий «Печерский листок» №22 (50)

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: