Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Архив публикаций

05.07.2012

О современной церковной мозаике. Интервью с художником-мозаистом

{multithumb}
lavra.ua Фасад алтарной части церкви «Всех скорбящих Радость» с недавнего времени украшен иконами-мозаиками храмового образа Божией Матери, а также преподобных Нестора Летописца, Агапита Печерского, великомученика и целителя Пантелеимона. Высокохудожественная мозаика и ее стилистическое единство с архитектурой особым способом, подвластным только искусству, передает неповторимую атмосферу Киево-Печерской Лавры – дома Божией Матери и преподобных отцев Печерских. Автор работ художник-мозаист Александр Маньков  рассказал об особенностях и основных этапах процесса создания мозаичных панно.   

– Александр Александрович, каким образом воплощается в жизнь сюжет иконы-мозаики?

– Попытаюсь представить вам этот тонкий творческий процесс в виде следующей схемы. Вначале образ созревает в уме. В этот момент задействованы максимальные усилия воображения. Затем художник начинает прорисовывать этот образ. Когда идея реализована в зримой форме, и художник доволен данной материальной формой, начинается подборка цветов. 

lavra.ua– На чем Вы рисуете эскиз?

– Эскиз я рисую на бумаге. Иногда перевожу его на картон, а можно и сразу на стене рисовать. Когда изображение образа святого готово, приступаю к подборке камней по цвету и тону. Это очень кропотливый процесс – нужно, чтобы камни соответствовали эскизу, который делается в цвете. И только после этого начинается процесс выкладывания мозаики.

– Расскажите о материале, который Вы используете для создания мозаики.

– Лаврские храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и преподобного Сергия Радонежского украшены мозаикой, выполненной из смальты, которая имеет сотни разнообразных цветов и оттенков. Кроме того, это очень практичный материал – цветоустойчивый и неизменяемый даже под воздействием агрессивной среды. Смальта поступает к нам в пластинах толщиной до двух сантиметров и длинной около десяти сантиметров. Эти пластины раскалываются на крупные кусочки, а затем – на более мелкие. Безупречная мозаика выкладывается двух–трех миллиметровыми камнями. Максимально возможный размер рабочего материала – полтора сантиметра.

lavra.ua– Интересно узнать о способе укладки…

– Очень важно правильно подготовить поверхность, на которую будет осуществляться укладка. В качестве раствора используем смесь цемента, песка и извести в определенных пропорциях. Такой состав используется с древних времен и до сегодняшнего дня. Рисунок я выкладываю частями, ориентируясь на цветной эскиз. Когда заложен определенный участок, нужно проверить, чтобы были выдержаны швы, которые сами по себе создают графический рисунок. Если камни уложены хаотично, нужная форма не получится. Особое внимание уделяется укладке по форме лица, рук и тела изображаемого святого. Если правильно положить лик одним цветом, можно будет швами писать форму – изображение будет казаться объёмным. Вот такая технология.

– Есть ли отличие между созданием мозаики в современных условиях и способом, который использовали ваши предшественники?

– Да, конечно. Но это отличие, скорее всего, заключается не в способе создания мозаики, а в материале – раньше смальта была более качественной, потому что при ее изготовлении использовались полудрагоценные камни. Современное производство на сегодняшний день применяет искусственные компоненты. Возможно, это связано с тем, что у нас не так много месторождений натуральных камней.

lavra.ua – Сколько времени уходит на создание мозаики?

– Это кропотливый и длительный процесс, поэтому и временные затраты соответственные. Но определяющим фактором все же является уровень мастерства и сложность работы, поэтому на данный вопрос каждый художник ответит индивидуально.  

– Александр Александрович, где можно обучиться мастерству создания мозаики?

– На сегодняшний день в Киеве пока нет школы мозаистов. Обучают этому мастерству в Санкт-Петербурге. Но в этом деле недостаточно наличия специальных знаний. Для создания иконописного изображения важна духовная составляющая – пост, молитва, знание жития святого и, конечно же, благословение, руководствующее иконописца, художника, мозаиста в его трудах, которые, хочется надеяться, послужат во славу Божию и станут подлинным украшением святых обителей.  

lavra.ua lavra.ua

Андрей Середа, Алевтина Ильина www.lavra.ua
Фото иеродиакона Виктора (Пономарева)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: