Топ-100

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Архив публикаций

29.09.2011

«…Не сетуй, не плачь, не злословь – есть Вера, Надежда, Любовь»

{multithumb}
lavra.ua
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»
(1Кор.13:13)

Вера, Надежда, Любовь и их матерь София жили в Риме во втором веке. Будучи вдовой-христианкой, София воспитала своих дочерей в любви к Богу.

Император Адриан, узнав о благочестивых сестрах, всячески пытался склонить их к отречению от веры. Но, не поддавшись на искушение, святые мученицы с благодарением Богу претерпели все мучения и были обезглавлены.

Святая София, испытав немыслимые душевные муки, погребла дочерей и с миром отошла ко Господу. На примере жития святых мучениц мы видим, что, сохранив добродетели веры, надежды и любви, человек способен соединиться с Богом и славить Его во веки. 


О значении трех величайших христианских добродетелей редакции сайта поведали монахи Киево-Печерской Лавры.

Архимандрит Нифонт (Луценко)

«Наша задача – научиться верить Богу, а не просто верить в Бога, потому что в Бога веруют даже падшие ангелы, но в то же время остаются во зле. Мы должны свою жизнь полностью вручить в руки Божии, довериться Промыслу Божию и научиться творить Его святую волю.

Надежда очень тесно переплетается с верой. Мы не можем вверять свою жизнь Богу, не надеясь на Него. Господь благословит труды человека, надеющегося на Его помощь, поэтому надежда должна предшествовать всякому нашему намерению.

Любовь – это жертвенность. Любящий человек готов пожертвовать ради ближнего временем, личными интересами и даже жизнью. Современная молодежь думает, что любовь – это эйфорическое чувство, увлечение, но, на самом деле, это не так. Когда молодые люди собираются вступить в семейную жизнь, они должны серьезно обдумать этот шаг. Признаваясь человеку в любви, мы этим утверждаем, что готовы ради него пожертвовать собой. Христос пришел спасти мир и, возлюбив Свое творение, Он пожертвовал ради нас Своей жизнью, даровав нам тем самым воскресение и жизнь вечную».

Иеромонах Никодим (Прищепа)

Вера – это, прежде всего, доверие Богу, абсолютное доверие всему учению Христа, каждому Его слову, Его обетованиям о жизни вечной. Вера – это глубокое внутреннее сердечное убеждение в истинности Евангельского благовестия. Вера – это исповедание вечных и нетленных ценностей высшего порядка бытия и реализация их в своей жизни.

Христианская надежда происходит от глубокой веры, как из источника происходит ручей. Надеяться на Бога – значит всецело предать свою жизнь в руки Божии. Исполняя Его заповеди, следуя за Христом, мы можем надеяться, что Господь не оставит нас Своей милостью и дарует нам наследие вечных благ.

Любовь есть высшая ступень духовного совершенствования, она – венец всех добродетелей. Душа уподобляется тому, кого любит. Любящий Бога, становится соучастником Божественной жизни. Любовь есть глубочайшее единение человека с Богом. В любви мы становимся богоподобными. 

Ієромонах Пафнутій (Мусієнко)

«Напівсвідома чи підсвідома іноді надія рухає людину вперед —  до істини, до добра. На цьому шляху вона дізнається, що Істиною є Сам Христос, людина починає вірити і любити Бога, трансформуючи набуті раніше цінності з душевно-естетичних на духовні. Чим більше людина вірить і любить, тим повніше являється їй Сам Бог і тим глибше відкриваються перед нею таємниці буття, які неможливо осягнути ні розумом людським, ані мудрістю. Це вже Премудрість Божа — Софія, до якої наблизиться тільки той, хто буде намагатись жити в надії, вірі і любові».

Иерей Александр Безпрозванный

«Вера является краеугольным камнем нашего бытия, потому что без веры человеческая жизнь бессмысленна. Если человек не верит, он не может жить.

Надежда – это путеводная звезда, которая помогает нам пережить трудности, потери, поношения, потому что даже в самые трудные дни мы верим и надеемся, что Господь примет нас, несмотря на все наши грехи, и дарует нам Царство Небесное и жизнь вечную.

Господь наш Иисус Христос, когда пришел в этот мир, даровал нам любовь, сказав: "Аз есмь Любовь". До этого среди древних израильтян бытовал принцип: "око за око, зуб за зуб". Любовь – это всепрощение, помощь, поддержка, растворение в человеке, которого ты любишь. Любовь к Богу помогает нам пережить все беды и напасти, встречающиеся на жизненном пути. Любовь превыше всего».

Иеродиакон Исаия (Ратушный)

«Есть же вера, уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1). Иными словами: вера есть уверенность в невидимом как бы в видимом, а в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем. Знание имеет своим предметом вещи видимые и постижимые, вера же основана на доверии к свидетельству Истины. По словам святителя Кирилла Иерусалимского, вера есть око, которое озаряет всякую совесть, она сообщает человеку ведение (знание). Наша душа обладает способностью чувствовать Бога. Это чувство еще не зрело в молодости, при правильном духовном развитии в человеке крепнет и осмысливается в веру, в убежденность, что есть Великий Бог, Творец вселенной, Который заботится о нас и об окружающем мире. Значение веры в развитии человека заключено в том, что она дает нужное направление всем душевным силам человека – разуму, чувствам, воле; она приводит в гармонию внутренний мир верующего.

Чтобы укреплять нашу веру, необходимо жить духовно, а для этого нужно регулярно читать Святое Писание и чувствовать Бога в молитве, участвовать в Святых Таинствах Церкви, главным из которых является Святая Евхаристия. Далее нужно стараться жить не только ради своих благ, но и ради блага ближнего, ибо: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:20).

Вера в бытие Божие неразрывно связана с христианской надеждой, которая есть успокоение сердца в Боге, с уверением, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Истинный христианин всегда надеется и не сомневается в обетованиях Божиих, уверен, что Бог хочет ему спасения, прощает покаявшемуся грехи, подает дары благодати, ведет человека к вечному блаженству, не лишит его необходимого и для жизни временной».    

Иеродиакон Самуил (Ганницкий)

«Вера – это младенческий возраст, надежда – отрочество, а любовь – духовный возраст совершенного мужа. Настоящую любовь стяжает тот, кто приближается к Богу. В Первом Соборном Послании святого апостола Иоанна Богослова сказано: "Сия есть победа, победившая мир, вера наша". По словам того же апостола, верующим во Имя Иисуса Христа дана власть быть чадами Божиими».

Иеродиакон Евфимий (Лосяков)

«Святитель Кирилл Иерусалимский писал: "Все то, что совершается в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою". Если человек не будет верить, что его дела принесут ожидаемые плоды – никогда к ним не приступит. А жизнь? В какой итог жизни верить? Атеизм нам говорит: "Нет Бога, нет души, нет вечности – человек, тебя ожидает вечная смерть! " Православие категорически противоречит: "Эта земная жизнь является только подготовкой. Смерть – это рождение в вечную жизнь". Все наши поступки зависят от того, во что мы верим и в чем мы видим смысл существования: в жизни или в смерти.

Чтобы достичь выбранной цели, нам нужно на кого-то или что-то опираться, ждать откуда-то помощи – надеяться. "Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его", – когда человек верит в вечную смерть, то начинает надеяться на тех и на то, что смертно и тленно, забывает об истинных сокровищах. "Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего" (Пс. 144:3-5). Именно надежду на Бога и Его постоянное попечение о нас пророк назвал блаженством, т. е. заключающей в себе все блага.

Но если "имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто". И если перестану надеяться на земное и "раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы". Человек, любящий Бога и ближнего, всегда "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1 Кор. 13:1-7). Так и наши святые мученицы все перенесли и в Боге пребывают».

Иеродиакон Виктор (Пономарев)

«По мысли святителя Филарета, митрополита Московского, в основе жизни христианина должны находиться три главных добродетели, о которых в Слове Божием сказано: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь". О любви апостол Павел говорит, что она больше всех добродетелей и является их совокупностью. Господь Иисус Христос учит, что на любви к Богу и ближнему утверждаются закон и пророки. Наставник монашествующих преподобный Иоанн Лествичник считал любовь уделом совершенных, к которому мы восходим путем исполнения прочих добродетелей.

Действительно, если человек верит, надеется и любит, он счастлив, даже если ему приходится постоянно преодолевать трудности, он богат, хотя может ничего не иметь.

Учение Православной Церкви, вкратце изложенное в Символе веры, Евангельские заповеди блаженств, молитва Господня, Десятословие Моисеево, раскрывают в душе человека эти прекрасные добродетели, указывая ему тем самым путь к престолу благодати и Царству Христа».

Послушник Павел Чеботарев

«Все мы странники в этом мире и, рано покинув отчий дом, стремимся вернуться туда. Ведь у каждого человека есть свой уголок, свой дом, который он считает родным.

Вера – это путь под нашими ногами. Это та дорога, которую мы себе выбираем, основа всех основ. Если вера крепка – почва под ногами крепкая и прочная, ежели нет, то болото и грязь. Многие люди в жизни плывут по течению, как странники, не разбирающие дороги: они или окажутся в болоте, или упадут на дно какого-то обрыва. Человек, имеющий веру, что странник, внимательно выбирающий дорогу.

Надежда – свет в родимом окне. Он как маяк ведёт нас по жизни. Мы знаем, что где-то нас ждут, где-то нам рады, но туда надо еще добраться. Надежда не позволяет опустить руки, дает силы преодолеть тернии, обрывы, трясины, разбойников, всевозможные соблазны. Ибо, когда есть надежда, мы знаем, что нам надо идти туда.

Любовь – это родные, которые ждут нас в отчем доме, во главе с Главой семейства. Можно пройти длинный путь, можно знать, где твой отчий дом, то есть и веру, и надежду иметь, но по пути растерять, гоняясь за призраками, всё то, что тебе дорого, и прийти в пустую обитель. Если сердце человека открыто для многих людей, то и они будут ждать тебя в отчем доме, будут ждать вместе с Самим Господом Богом».

К публикации подготовили Андрей Середа, Алевтина Ильина
www.lavra.ua 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: