Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Статьи

27.11.2025

Наследие преподобного Паисия Величковского

lavra.ua

Приобщаясь к духовному и литературному достоянию преподобного Паисия, а также изучая его житие, верующие способны обрести значительную пользу для своего внутреннего духовного возрастания. Его образ является для нас примером подлинного православного подвига, основанием которого являются смиренномудрие и любовь.

Как ревностный труженик Православной Церкви, как мудрый и заботливый пастырь, он углублял учение святых Отцов об умном делании и Иисусовой молитве, излагая в своих писаниях и духовных назиданиях то, что было открыто ему благодатью Духа Святого. Он неутомимо подвизался в деле переписывания священных книг и перевода творений святых Отцов Церкви с греческого языка на церковнославянский.

При нем в монастыре на святой горе Афон, а потом в монастырях в Драгомирне, Секуле и Нямце образовались школы переводчиков и переписчиков. Многие ученики по благословению старца переходили на жительство в другие монастыри, где продолжали книжные занятия и сохраняли заветы своего великого учителя. А некоторые переводы старца и сегодня доступны нам для чтения.

О личности и подвиге преподобного Паисия жизнеописатель пишет: «В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело – исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы».

На протяжении всего времени старческих подвигов авва Паисий учил братию монастырей умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, святых Григория Синаита, Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Отец Паисий приводит многочисленные доказательства святоотеческого почитания умной молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры, и само спасение.

В Нямецком монастыре литературная деятельность старца Паисия достигла наибольшего расцвета. При помощи научно подготовленных к литературному делу монахов и под непосредственным руководством старца происходило списывание и исправление книг славянских текстов по греческим подлинникам, а также делались новые переводы с греческого языка.

Как отмечается, «… спрос на рукописи был очень большой не только со стороны самой братии Нямецкого монастыря, но и со стороны других обителей, и со стороны отдельных лиц. Работы переписчикам было много». Таким образом появляется много исправленных переводов святоотеческих книг и еще большее количество списков с этих книг. Значительную часть рукописей составляли сборники выписок из творений святых Отцов по разным вопросам: догматическим, нравственно-аскетическим и каноническим. Старец Паисий лично составлял подобные сборники и побуждал к их составлению своих учеников. Составленные для собственного келейного использования и назидания, сборники позже были перенесены в Оптину Пустынь и служили духовным ориентиром как для самих Оптинских старцев, так и для многочисленных их учеников.

Старец Паисий являл своим ученикам образ неутомимого труда даже в последние годы земного странствия, когда, превозмогая телесную немощь и преклонный возраст, он проводил целые ночи за переводческими трудами. Следует отметить, что старец обладал исключительным даром духовного письма, каким обладали лишь немногие.

В 1787 году преподобный Паисий завершил одно из своих величайших литературных деланий — перевод с греческого языка подвижнических поучений святого Исаака Сирина.

До наших дней сохранились многие десятки рукописей, переписанных самим старцем и его ближайшими последователями. Благочестивые посетители увозили их из монастыря, а некоторые он вручал духовным лицам собственноручно. Эти рукописи распространялись по Руси, принося с собой благословение преподобного Паисия и духовное утешение верным.

Переведенные преподобным и его учениками славянские рукописи, составили целый отдел Нямецкой библиотеки (276 рукописей). И это лишь часть всего рукописного наследия Паисиевой школы. Немалое количество книг из этого собрания оказалось в Свенском монастыре, Площанской пустыни, в Рославльских лесных скитах, в Оптиной Пустыни и на Валааме.

Известно, что старцем Паисием лично либо совместно с учениками были переведены аскетические писания 24 отцов, составившие первое издание «Добротолюбия». В его состав входят писания Антония Великого, Григория Синаита, Диадоха, Илии Экдика, Исаии Отшельника, Исихия Иерусалимского, Иоанна Карпафского, Петра Дамаскина, Каллиста и Игнатия, Каллиста, Иоанна Кассиана, Марка Подвижника, Максима Капсокаливита, Никиты Стифата, Никиты Монаха, Нила Постника, Симеона Нового Богослова, Филофея Синайского, Филимона, Феолипта, Феодора Эдесского и Феофана.

Все эти творения имеют своим содержанием «умное делание» и его приемы, то есть наставления об очищении души от страстей, а также средствах и способах к этому и, в особенности, о молитве Иисусовой.

Также им были переведены известные и для современников книги: «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея; «Лествица» преподобного Иоанна Синайского; «Руководство к духовной жизни» преподобных Варсонофия и Иоанна; «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина; творения святых Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, аввы Фалассия и Феодора Студита.

Преподобного Паисия признают возродителем на Руси (после преподобного Сергия Радонежского) школы старчества, которая на протяжении всего XIX века приносила благодатные плоды спасения церковных чад, особенно в Оптиной и Глинской Пустынях, а также в других монастырях нашей Церкви, в которых подвизались ученики и последователи великого старца.

Поучения великого старца Паисия являются наставлением и руководством для всех, кто стремится к спасению собственной души: находить опытного руководителя на пути духовной жизни, а при его отсутствии — искать духовное назидание в святоотеческих книгах, указываемых старцем. Отсюда видим, насколько драгоценны для православных христиан эти наставления и советы заботливого духовного отца, великого старца, который и спустя множество лет продолжает печься о своих чадах, побуждая их иметь мудрых и искусных наставников — святоотеческие творения.

Опыт православной аскетики свидетельствует: лишь изучение наследия святых Отцов приводит к подлинному духовному обновлению. Поэтому обращение к этим книгам — духовным сокровищам, многократно испытанным подвигом святых угодников, — их чтение и тщательное изучение до сих пор остается необходимым каждому из нас на пути духовного совершенствования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: