Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Воспоминания

31.12.2024

К 120-летию со дня преставления архиеп. Сергия, наместника Лавры. Ч.2

lavra.ua

Преосвященный Сергий, архиепископ Ярославский и Ростовский

(в миру Константин Иванович Ланин; 20.07.1852 — 05.08.1904)

Проолжение. Начало: Ч.1

Пение

Отец Сергий очень любил, ценил и понимал церковное пение, считая его важным элементом духовного устроения молящихся. В каждом месте своего служения он стремился поднять пение и чин клирошан на новый уровень.

В Костромской духовной семинарии его стараниями был создан замечательный хор, организована подготовка певчих и обновлен подход к исполнению церковных песнопений. Эти меры способствовали духовному подъему и улучшению красоты богослужений.

Когда он прибыл в Лавру, вопросы церковного пения не могли остаться без его внимания. Особенно это было важно, поскольку, как он сам заметил, в обители «наблюдалось полное оскудение лиц, знающих ноты». Из-за этого песнопения, которые должны были исполняться полно, зачастую исполнялись только 4-5 людьми, а остальные либо не произносили слов, либо не следовали нотам. Отец Сергий считал своей нравственной обязанностью вернуть пению клирошан должный уровень.

Много усилий отец-наместник вложил в сохранение традиций лаврского пения и в обучение певчих. По его инициативе был приглашен молодой и талантливый регент для хора Крестовой церкви, господин Ильинский. Он был назначен на обучение пению мальчиков лаврской церковно-приходской школы, а также всех желающих, включая монахов, послушников и клирошан. Это было необходимо для подготовки уставщиков для Великой церкви.

В апреле 1895 года, в признание его заслуг и профессионализма в области церковного пения, архимандрит Сергий был назначен председателем комиссии Киевской епархии по вопросам церковного пения. Это назначение стало естественным продолжением его многолетних усилий по совершенствованию церковного пения и подтверждением глубокого понимания его воздействия на духовную жизнь общины. Архимандрит Сергий оставался на этом посту до своего отъезда из Киева в 1902 году, включая период архиерейского служения.

Все эти годы он курировал работу курсов церковного пения, где сам был председателем экзаменационной комиссии. Владыка активно проводил беседы со слушателями, стараясь донести до них не только технические аспекты пения, но и его духовное значение. Под его руководством курсы значительно улучшили свою работу. Он объяснял слушателям дух и смысл церковного пения, призывая их усердно учиться, чтобы, утвердившись в этом искусстве, они могли передать его значение другим. Владыка Сергий подчеркивал, что для создания красивого богослужения необходимо строгое соблюдение уставного порядка, непрерывное и согласованное пение с четким произнесением текста. Пение должно быть выразительным и понятным, чтобы каждый молящийся мог воспринять его в полном объеме.

Став архиереем, епископ Сергий постоянно подчеркивал важность заучивания местных распевов и церковных напевов для создания народных хоров, способных исполнять церковное пение без излишнего усложнения. На практических занятиях и спевках он стремился внушить курсистам значимость безыскусственного пения, которое органично вписывается в богослужение и наиболее полно раскрывает его духовную суть.

Владыка объяснял, что церковный обиход — это не просто справочник для выбора подходящего напева, а живая часть церковной практики, которую следует постоянно использовать и углубленно изучать. Он подчеркивал, что важно не только знать мелодии, но и понимать дух обихода, что позволяет исполнять церковные песнопения с должной выразительностью и искренностью.

В целом, владыка Сергий часто проповедовал о значении церковного пения в духовной жизни народа и его роли в народной культуре. Он указывал на упадок истинного церковного пения и устава. Простое и сердечное церковное пение должно быть любимо, усвоено и разучено. По его словам, гласовое пение, свободное от искусственной гармонизации, наиболее подходит для народа, так как оно легко воспринимается и исполняется. Владыка подчеркивал, что массовое пение без лишних украшений лучше передает духовную атмосферу и способствует более глубокому погружению в богослужение.

Архиерейская хиротония

13 февраля 1896 года архимандрит Сергий был назначен управляющим Киевским Пустынно-Николаевским монастырем, где провел около двух лет. За этот относительно короткий срок он значительно преобразил обитель, придав ей совершенно новый облик как внешне, так и внутренне. Он устроил превосходный братский корпус и привел в идеальный порядок один из самых живописных уголков Киева — историческую Аскольдову могилу.

В апреле 1896 года он стал третьим викарием Киевской епархии с именованием Уманский. 21 мая того же года хиротонисан в Киеве во епископа Уманского.

В марте 1898 года Преосвященный Сергий был назначен настоятелем Киево-Михайловского монастыря и вторым викарием Киевской епархии. Здесь он организовал ряд важных преобразований: был улучшен и приведен в образцовый порядок гостиничный храм, увеличены размеры и благоустроены здания гостиницы и братского корпуса, построен каменный двухэтажный дом монастырского управления. Кроме того, почти в четыре раза был увеличен состав священнослужителей, а также организован прекрасный хор.

Будучи викарием Киевской епархии, высокопреосвященный Сергий возглавлял ряд важнейших епархиальных и общественных институтов. Он был председателем епархиального училищного совета, Киевского миссионерского отделения, Святого Владимирского братства, религиозно-просветительного Общества, а также комитетов по постройке соборного храма в Покровском Киевском монастыре, семинарских зданий и памятника на месте мученической кончины Киевского митрополита св. Макария. Кроме того, он занимал посты почетного члена Богоявленского братства при Киевской духовной академии, Славянского благотворительного общества и других организаций, в которых принимал активное участие.

Во всех этих обязанностях и послушаниях владыка отдавался полностью и самоотвержено, не оставляя на себя ни сил, ни времени.  Современники, хорошо знавшие владыку, отмечали: «случалось, что он иногда не имел сил даже доехать до дому и, заехав к какому-либо из своих знакомых, отдыхал у него два-три часа, пока не почувствует себя в силах продолжать дальнейший путь. Ему в одно и тоже время приходилось и работать, и учиться, так как долг архипастыря возлагал на него обязанность входить в беседы с сектантами, а к миссионерской деятельности он не готовился, а по необходимости старался восполнить недостающее суммой своих знаний».

Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою (Пс.140:2)

По замечанию священника М. Лисицына всю свою жизнь «архипастырь блюл, как зеницу ока, не только истовость и полноту церковного богослужения, но и внутреннюю красоту его и изящество, стройность и художественность во всех деталях, — чинах, проследованиях в богослужебных действиях и предметах их обстановки. В этом отношении владыка Сергий был неподражаемым церковным церемониймейстером. Он не терпел обычных у наших клириков, а особенно в архиерейских свитах неблагоговения, халатности, небрежности, нестройности в действиях и манерах, а «дуракам и разгильдяям не спускал и в алтаре».

Другой его современник писал: «если и прежде служения его отличались особенным благолепием, то с возведением во епископа, преосв. Сергий в этом отношений достиг такого совершенства, что стал любим многими киевлянами. „Я знаю только двух архиереев, которые могли служить так неподражаемо, говорила старица С. I. Янчиковская; это— Иннокентий Херсонский и преосвященный Сергий».

Да искуснии явленни бывают (1 Кор. 11:19)

Владыка Сергий всегда стремился укреплять православную веру и бороться с заблуждениями среди верующих. Еще в Симбирске он впервые организовал публичные чтения и дебаты, чтобы противостоять сильному влиянию старообрядчества, язычества и исламизации. К концу 19 века Киевская епархия была сильно заражена разными сектами протестантского и баптистского характера — штундами, малеванцами, и другими. Распространение сектантских учений породило значительные сомнения и споры среди верующих. Чтобы справиться с этими вредными явлениями было создано Религиозно-просветительское общество, Совет которого возглавил владыка Сергий. Преосвященный сразу включился в работу: во многом именно его стараниями сначала в Киеве, а затем и в епархии, были организованы и проведены религиозно-просветительские чтения и собеседования противосектанского толка.

В октябре 1897 года в Киеве стартовала серия публичных чтений и собеседований, целью которых было разъяснение основ православного вероучения и опровержения ересей. Конечно, это был важный шаг для укрепления веры в столице.

Уже до марта 1898 года было проведено 8 таких собеседований (по сути дебатов), их темы касались ключевых аспектов христианского учения, они были тщательно подобраны для того, чтобы предоставить исчерпывающие ответы на вопросы и сомнения, которые могли возникнуть у сектантов. Собеседования пользовались огромным интересом среди киевлян, проводились сначала в доме городской Думы, а затем в контрактовом доме на Подоле, зал переполнялся зрителями до нестерпимой тесноты. Штундистов участвовало до 50 и более человек. Им предоставлялась полная свобода высказывать свои религиозные убеждения, но, когда их речь становилась кощунственной или неуважительной, их останавливали. Подробные отчеты о дебатах печатались в местных газетах.

Каждое собеседование открывалось и закрывалось речью преосвященного Сергия, председателя Совета, который следил за тем, чтобы обсуждения не выходили за рамки намеченной темы и не превращались в пустые споры. Современники утверждали, что владыка выделялся своим ораторским мастерством. После каждого собеседования раздавались напечатанные экземпляры предшествовавшего чтения. На всех собеседованиях присутствовал хор, состоящий из киевских псаломщиков и диакона.

В газетах указывалось, что значимым результатом стало то, что многие люди, обученные на собеседованиях, распознали заблуждения штундистов и прекратили увлекаться их учением. Беседы способствовали более глубокому знакомству народа с подлинным учением священного Писания и правильным его толкованием. Это помогло удержать многих от перехода в штунду, особенно тех, кто еще не был достаточно уверен в своих духовных убеждениях. «В местах, где регулярно проводятся собеседования со штундистами, сами сектанты начинают осознавать свои заблуждения, хотя многие из них пока не готовы вернуться в православие из-за ложного стыда и прочных связей с сообществом штундистов».

Кроме того, для борьбы со штундой в Киевской епархии была создана специальная миссия, находящаяся под непосредственным руководством митрополита Иоанникия и под пристальным наблюдением Преосвященного Сергия, епископа Уманского. Миссия включала трех епархиальных миссионеров, которые проводили публичные беседы со штундами в присутствии православных прихожан и местных священников. Такие встречи вызывали большой интерес у народа, на них собирались целыми деревнями.

Просвещение

Деятельность киевского религиозно-просветительского Общества, поддерживаемая епископом Сергием, не ограничивалась только проведением бесед и чтений. Общество продолжало осуществлять и другие важные проекты, направленные на укрепление православной веры среди киевлян, что стало возможным благодаря активному руководству епископа.

Еще одной важной работой Киевского общества просвещения в духе Православной Церкви стала серия публичных лекций для широких слоев населения. Это начинание, как указывал председатель общества, преосвященный Сергий, было направлено на просветление и духовное обогащение людей всех слоев общества. В первую очередь была организована и открыта новая серия чтений-лекций для образованных слушателей.

Чтения эти, с самого их начала, пользовались заслуженным успехом и привлекли множество интеллигентных и простых слушателей. «Своим устройством и развитием публичные лекции всецело обязаны архипастырю. Он сумел расположить представителей духовной науки в Киеве посвятить свои силы Обществу, он сумел заохотить и светских лиц являться в наши публичные собрания и выслушивать здесь рассуждения о религиозно-нравственных вопросах, о которых (скажем прямо) большинство слушателей не имело дотоле ясного представления. Справедливость требует сказать, что высокопреосвященный Сергий был не только умелым, деятельным и образцовым организатором наших чтений, но он являлся в подобных собраниях самым ревностным, неутомимым работником, делая всякий раз к чтениям ученых лекторов обширные послесловия, которые нередко равнялись самым чтениям, а иногда и превосходили их. Мы должны сознаться, что многие интеллигентные слушатели стремились на эти чтения, в надежде слушать не только их, но и те послесловия, какими Владыка каждый раз сопровождал их и в каких изливалось его горячее слово убеждения, слово смелое и сильное, метко указывавшее те недостатки, какими болеет наше светское общество» — так описывал события настоятель Владимирского собора протоиерей Иоанн Корольков.

Первое богословское чтение-лекция проходила в зале Фундуклеевской гимназии. Вход в зал был по билетам, которых не хватило даже на пятую часть желающих попасть на чтение. Все лекции сопровождались любительским хором церковного пения.

В 1898 году в Киеве было проведено значительное количество религиозных чтений и бесед, которые охватывали широкий спектр тем, связанных с христианским учением, церковной историей и нравственностью. Масштаб подобных чтений можно оценить из таких данных. Всего состоялось 640 чтений и в них участвовало до 200 000 слушателей.

Религиозно-просветительское общество остро нуждалось в собственном доме для проведения публичных чтений, так как оно было вынуждено постоянно перемещаться из одного помещения в другое. Это и стало побуждением для владыки построить собственное здание общества и домовую церковь, которые позволят эффективно реализовывать миссионерские цели. Владыка Сергий приложил для этого огромные усилия. На многих публичных собраниях он обращался к гражданам Киева, убеждал и умолял их помочь обществу в деле создания дома и храма.

И строительство здания было закончено в 1903 году по проекту архитектора Е. Ермакова и расположено по адресу Большая Житомирская, 9. В этом здании находилась домовая церковь, освященная в честь Святого Иоанна Златоуста. Церковь потеряла свой купол в 1930- е годы в период советской власти. Сейчас в этом здании размещается одно из министерств.

Отец Сергий всегда уделял особое внимание вопросам духовного образования. Еще будучи наместником Киево-Печерской Лавры, он стал членом Киевского епархиального училищного совета. Важным этапом в его деятельности в этой области стало назначение в 1894 году на пост председателя Распорядительного комитета съезда церковно-приходских школ, который проходил в Киеве с 15 по 25 июля того года. Владыка активно участвовал в обсуждении и разработке новых подходов к обучению и воспитанию в церковно-приходских школах, беспокоился об улучшении образовательного процесса.
Одним из значительных достижений владыки Сергия стало создание летних педагогических курсов для учителей второклассных церковно-приходских школ. Под его руководством были организованы миссионерские чтения, а также проведена регулярная работа по улучшению качества обучения. Преосвященный Сергий вникал в нужды курсов, что позволило создать устойчивую образовательную платформу, на которой слушатели получали знания по основам педагогики, дидактики, церковного пения и других дисциплин. Владыка неоднократно посещал курсы, поддерживал преподавателей и следил за качеством образования, что способствовало успешному завершению программ и укреплению образовательной базы церковных школ.

Прощание с Киевом

В апреле 1902 года преосвященный Сергий был назначен на самостоятельную епископскую кафедру в древнем Пскове. Киевляне, хорошо зная его труды и высоко ценя его деятельность, прощались с ним с глубоким уважением и искренним сожалением. В знак признательности и любви они преподнесли ему в дар драгоценную панагию.

Для Киева владыка сделал очень много. Вот плоды его деятельности, перечисленные в киевском некрологе архипастыря:

«Киевская Лавра будет вспоминать владыку, как главного деятеля по созданию величественного трапезного храма и обновлению великой соборной церкви.

Пустынно-Николаевский и Златоверхо-Михайловский монастыри навсегда сохранят благодарную память об архипастыре, как о благоукрасителе их храмов, восстановителе церковной уставности и благолепия в совершении богослужений.

Свято-Покровский женский монастырь ценит труды преосвященного Сергия в устройстве величественного Никольского храма, который он возглавил как председатель строительной комиссии.

Для Киевской духовной семинарии, при постройке нового здания которой владыка положил столько сил и забот, навсегда останется памятным и дорогим его имя.

Киевское братство св. князя Владимира и религиозно нравственное общество, где владыка быль председателем. много ему обязаны постройкой нового дома братства и открытием в нем библиотеки с читальнею.

Для всего многочисленного населения Киева останутся незабвенными чудноблаголепные служения владыки и воодушевлённые, исполненные высокого красноречия и огненной ревности, беседы в храмах, на противосектантских „собеседованиях и богословских чтениях, которые привлекали желавших слышать его „златословесную» речь такое множество, что ни один самый обширный храм и зал не могли вместить всех их».

Течение скончах, веру соблюдох (2 Тим. 4:7)

Во Пскове владыка прослужил полтора года и 5 декабря 1903 года, возведенный в сан архиепископа, он был перемещен в Ярославль. Однако его служение в Ярославской епархии было коротким — всего восемь месяцев. Это время оказалось тяжёлым для архиепископа, поскольку его здоровье постоянно ухудшалось, это было заметно окружающим. Только беспримерная, неутомимая энергия, могучая неисчерпаемая сила духа влекла его к исполнению сложных и многообразных трудов по управлению большой Ярославской епархией.

Владыка любил этот город с детства. Здесь почивал святой князь, имя которого он носил в миру; здесь был погребен дорогой его сердцу преосвященный Леонид; здесь многократно останавливался он на пути в Москву и обратно; в храмах этого города он много раз служил; здесь же жили многие и его добрые знакомые.

Непосильные труды, понесённые прежде, подорвали его здоровье. Его близкие отмечали, что годы, проведённые в Киеве, унесли у него немало сил. 31 июля 1905 года архиепископ Сергий остро заболел, а 5 августа завершился его земной путь.

Чувствуя близость своей смерти, владыка встречал её без страха. Уже с шести часов утра, осознав, что его конец близок, он призвал духовника, исповедался и принял Святые Таины. Затем было совершено таинство елеосвящения. После соборования, сохраняя ясность разума и бодрость духа до последней минуты, преосвященный Сергий благословил прощавшихся с ним братьев и близких. В 11 часов утра, в полной тишине и спокойствии, он отошёл ко Господу, завершив свои земные труды.

Провожало владыку множество людей. Перед гробом несли до 150 хоругвей, за ними шло более 100 человек духовенства в белых облачениях. Иеромонахи держали на восьми подушках ордена, митру и панагию, Высочайше пожалованные почившему. Во главе процессии шли архиепископы, епископы, ректоры семинарий, архимандриты и игумены. За гробом следовали губернатор, вице-губернатор, все военные и гражданские чины, представители казенных учреждений, купечество и многочисленные горожане, запрудившие все прилегающие улицы.

По желанию владыки он был похоронен в ногах покойного Ярославского Архиепископа Леонида, своего духовного наставника и любимого руководителя, в том храме, где почивали мощи святых Ярославских князей Василия и Константина, небесных покровителей семьи Ланиных.

В 1937 году Собор был взорван.

подготовлено архивным отделом Киево-Печерской Лавры

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Редакция сайта www.lavra.ua

Еженедельная рассылка только важных обновлений
Новости, расписание, новое в разделах сайта

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: